.
Меню сайта
|
Ярмарки в РоссииЯрмарки в РоссииЯрмарки были основной формой внутренней торговли в период феодализма. Слово «ярмарка» в переводе с немецкого означает «ежегодный торг». Обычно такие торги устраивали в определенное время года в местах, расположенных по берегам рек, вблизи больших сел, городов, куда удобно было подвозить товары. В России ярмарки появились еще в XVI в. при Иване Грозном. В следующем столетии в стране происходил процесс складывания всероссийского рынка. Укреплялись и расширялись связи между отдельными районами, и ярмарки начинают играть более заметную роль в экономической жизни России. Наибольшего развития ярмарки достигли в первой половине XIX в. В это время в России было свыше 4,5 тыс. ярмарок. Они устраивались в городах, селах, местечках и даже при заводах. В день ярмарки со всех окрестных и дальних сел спешили к месту торга купцы, мелкие торговцы — офени, как их называли в старину, фабриканты, желавшие выгодно продать свой товар, простой люд. Обычно на ярмарках, особенно крупных, торговали определенными товарами: в Ирбите и Якутске — пушниной, на реках Волге, Лене — лесом; на Украине — скотом. Это объяснялось прежде всего тем, что ярмарочные торги отражали хозяйственную специализацию районов, которая в первой половине XIX в. становилась все более явственной. Обособлялись районы промышленные и сельскохозяйственные, а последние в свою очередь делились на производящие хлеб и технические культуры. Наиболее крупными ярмарками, где продавалось и покупалось товаров более чем на миллион рублей, были Ярославская в Ростове Ярославском, Ирбитская, Коренная в г. Ромны, Полтавская, Харьковская. В это время в России было 64 ярмарки с миллионным оборотом. Самой крупной, имевшей всероссийское значение была Нижегородская ярмарка. С 1817 г. ежегодно Нижний Новгород летом становился шумным многоязычным городом. Сюда съезжались оптовые торговцы со всей России и из-за границы. Здесь можно было купить яркие ситцы московских и владимирских фабрик, шелка и другие товары из Персии, чай из далекой Кяхты, который привозили на ярмарку китайские купцы, пушнину, красители для ситца, шелка и шерсти, железо и металлические изделия, разные съестные припасы. Отсюда купленные товары по проселочным трактам, шоссейным и железным дорогам, на пароходах, а то и просто в коробах офеней и коробейников растекались по всем уголкам России. Современники называли Нижегородскую ярмарку «народным рынком». Вплоть до 60-х годов XIX в. Нижегородская ярмарка сохраняла значение всероссийского торга и играла большую роль в международной торговле. Ее торговый оборот в 1817 г. составлял около 139 млн. рублей, а в начале 50-х годов — почти 400 млн. рублей. После крестьянской реформы 1861 г. Россия становится капиталистической страной. Капитализм все более прочно завоевывает позиции в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Ярмарки, в первую очередь крупные, постепенно теряют свое исключительное значение. Все большее место занимает постоянная лавочная и магазинная торговля. В то же время ярмарки и много мелких сельских торжков продолжают существовать и в начале XX в. |
ПОИСК
Block title
|