. Ярмарки в России
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ярмарки в России

Ярмарки в России

Ярмарки были основной формой внутренней торговли в период феода­лизма. Слово «ярмарка» в переводе с немецкого означает «ежегодный торг». Обычно такие торги устраива­ли в определенное время года в местах, расположенных по берегам рек, вбли­зи больших сел, городов, куда удоб­но было подвозить товары.

В России ярмарки появились еще в XVI в. при Иване Грозном. В следующем столетии в стране происходил процесс складывания всероссийского рынка. Укреплялись и расширялись связи между отдельными районами, и ярмарки начинают играть более за­метную роль в экономической жизни России.

Наибольшего развития ярмарки достигли в первой половине XIX в. В это время в России было свыше 4,5 тыс. ярмарок. Они устраивались в городах, селах, местечках и даже при заводах. В день ярмарки со всех окрестных и дальних сел спешили к месту торга купцы, мелкие торговцы — офени, как их называли в старину, фабриканты, желавшие выгодно про­дать свой товар, простой люд.

Обычно на ярмарках, особенно крупных, торговали определенными товарами: в Ирбите и Якутске — пуш­ниной, на реках Волге, Лене — лесом; на Украине — скотом. Это объясня­лось прежде всего тем, что ярмароч­ные торги отражали хозяйственную специализацию районов, которая в первой половине XIX в. становилась все более явственной. Обособлялись районы промышленные и сельскохо­зяйственные, а последние в свою оче­редь делились на производящие хлеб и технические культуры.

Наиболее крупными ярмарками, где продавалось и покупалось товаров более чем на миллион рублей, были Ярославская в Ростове Ярославском, Ирбитская, Коренная в г. Ромны, Пол­тавская, Харьковская. В это время в России было 64 ярмарки с миллион­ным оборотом.

Самой крупной, имевшей всерос­сийское значение была Нижегород­ская ярмарка. С 1817 г. ежегодно Нижний Новгород  летом становился шумным многоязыч­ным городом. Сюда съезжались опто­вые торговцы со всей России и из-за границы. Здесь можно было купить яркие ситцы московских и владимир­ских фабрик, шелка и другие товары из Персии, чай из далекой Кяхты, ко­торый привозили на ярмарку китай­ские купцы, пушнину, красители для ситца, шелка и шерсти, железо и металлические изделия, разные съест­ные припасы. Отсюда купленные това­ры по проселочным трактам, шоссей­ным и железным дорогам, на парохо­дах, а то и просто в коробах офеней и коробейников растекались по всем уголкам России. Современники назы­вали Нижегородскую ярмарку «на­родным рынком».

Вплоть до 60-х годов XIX в. Нижегородская ярмарка сохраняла зна­чение всероссийского торга и играла большую роль в международной тор­говле. Ее торговый оборот в 1817 г. составлял около 139 млн. рублей, а в начале 50-х годов — почти 400 млн. рублей.

После крестьянской реформы 1861 г. Россия становится капиталистической страной. Капитализм все более проч­но завоевывает позиции в промыш­ленности, сельском хозяйстве, тор­говле.

Ярмарки, в первую очередь круп­ные, постепенно теряют свое исклю­чительное значение. Все большее мес­то занимает постоянная лавочная и магазинная торговля. В то же время ярмарки и много мелких сельских торжков продолжают существовать и в начале XX в.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ