.
Меню сайта
|
Как учились в старом КитаеКак учились в старом КитаеКогда китайскому мальчику из обеспеченной семьи исполнялось 6—7 лет, отец нанимал для него учителя или отдавал его в школу. Мальчик, его отец и учитель поклонялись изображению древнего мудреца Конфуция, затем ученик припадал в знак покорности к ногам учителя, и учение начиналось. В Китае с древнейших времен существует иероглифическая письменность, овладение грамотой давалось нелегко. К тому же изучение ее начиналось сразу с чтения древних книг, содержание которых было недоступно пониманию детей. Тексты заучивали механически наизусть. Ученики должны были также овладеть сложным искусством каллиграфии, т. е. умением быстро, красиво и правильно писать иероглифы с помощью кисточки и туши. Учение длилось с восхода и до захода солнца. Бамбуковая палка в руках учителя была главным способом наказания нерадивых. Люди, учившиеся таким образом даже два десятка лет, овладевали только письменностью и запоминали множество поучений из старинных книг, но не приобретали никаких научных или практических знаний. Эта система обучения сохранялась в течение веков. Главная ее задача заключалась в том, чтобы подготовить учеников к сдаче государственных экзаменов. В феодальном Китае стать чиновником, что открывало путь к зажиточной жизни, мог только тот, кто сдал государственные экзамены. Первой ступенью были уездные экзамены. После их успешной сдачи присуждалась ученая степень «сюцай» (расцветающий талант). Обладатель этой степени мог стать чиновником в уезде. Второй ступенью были провинциальные экзамены, проводившиеся в больших городах. После их успешной сдачи присуждалась степень «дзюйжень» (кандидат), позволявшая занимать более высокие должности. Третьей ступенью служили столичные экзамены, проводившиеся раз в три года. Выдержавшие их получали степень «цзиньши» (доктор) и занимали высокие государственные посты. Экзамены сводились к написанию сочинения. Темой его была какая-нибудь цитата из древних книг. Надо было знать, откуда взята цитата и развить ее в сочинении. Сдать экзамены было очень трудно. Многие люди всю жизнь проводили в подготовке к ним, но так и не могли их сдать. Ведь на экзаменах проверялись не научные или деловые способности людей, а лишь их память, знакомство с древней литературой, умение изложить давно устаревшие, совершенно оторванные от жизни догматические истины прежних веков. Известно, например, что замечательный писатель XVII в. Пу Сун-лин, который славился своим литературным стилем, богатством фантазии и тонкостью суждений, смог сдать первый экзамен только 89 лет от роду. Дряхлый старик — «расцветающий талант»! Государственные экзамены сохранялись в Китае до начала XX в. в интересах феодалов. Только богатые люди обладали средствами и досугом для того, чтобы на протяжении многих лет готовиться к экзаменам, и только они могли занимать государственные должности. Система государственных экзаменов и назначения государственных чиновников — яркое свидетельство отсталости, косности общественной жизни Китая того времени. |
ПОИСК
Block title
|