. Сунь Ят-сен
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Сунь Ят-сен

Сунь Ят-сен

В начале XX в. Китай все еще оставался отсталой феодальной страной. Трудящиеся мас­сы находились на грани полной нищеты. Импе­раторское правительство полностью зависело от иностранных капиталистов. Империалистиче­ские державы хозяйничали в Китае, рассмат­ривая его как рынок сбыта для своих промыш­ленных товаров и источник дешевого сырья.

Правившая в Китае маньчжурская династия всеми средствами поддерживала феодальное угнетение народа, варварские средневековые по­рядки. Еще в 1911 г. на улицах Пекина можно было видеть, как людей, обвиненных в самых ничтожных проступках, подвергали публично мучительной казни.

Постепенно в Китае складывалась нацио­нальная буржуазия, которая хотела видеть Китай независимым государством, свободным от средневековых порядков; она хотела иметь сильное правительство, способное защитить ее интересы и внутри страны, и за ее пределами.

Одним из зачинателей борьбы за освобож­дение китайского народа от гнета феодалов и иностранных капиталистов был Сунь Ят-сен. Он родился в 1866 г. на юге Китая, в провин­ции Гуандун, в бедной крестьянской семье, ютившейся в глинобитной хижине.

Великая крестьянская революционная вой­на тайпинов была еще памятна в народе. Маль­чик жадно слушал рассказы о тайпинах и их вожде Хун Сю-цюане (см. стр. 363). На всю жизнь запали в его душу слова дяди, учителя деревенской школы, в прошлом солдата тайпинской армии. Однажды мальчик спросил его, чего хотели тайпины. Дядя ответил: «Они хо­тели, чтобы народ жил без страданий».

Юношей Сунь Ят-сен уехал на Гавайские острова, куда раньше переселился его старший брат, сумевший там стать богатым скототор­говцем. Брат определил его в английский кол­ледж. Сунь Ят-сен решил стать врачом. В 1892 г. он окончил медицинский институт в Гонконге.

Сунь Ят-сен искренне стремился найти пути для облегчения жизни обездоленных и угне­тенных. Сначала он обратился к император­скому правительству Китая, рассчитывая, что оно поймет необходимость реформ, развития промышленности, строительства железных до­рог, школ, больниц. Но всесильный правитель Ли Хун-чжан даже не ответил на его обраще­ние. Сунь Ят-сен убедился, что спасение его родины невозможно без свержения монархии, без революции. В 1894 г. Сунь Ят-сен и его друзья создали первую политическую органи­зацию Китая — «Общество возрождения Китая» («Сингжунхой»). Приступая к организации заговора против правительства, они повторя­ли тем самым ошибку всех революционеров-заговорщиков, мечтавших о победе без участия народа.

Заговор раскрыли. Трое сподвижников Сунь Ят-сена были казнены, многие брошены в тюрь­мы, он сам едва спасся и бежал на паровом бар­касе за границу. Но он не падал духом от неуда­чи и упорно продолжал борьбу.

Сунь Ят-сен побывал на Гавайях, в США, в Европе и повсюду неустанно пропагандиро­вал идею свержения маньчжурской монархии. Китайское правительство готово было на любые меры, чтобы захватить и уничтожить неутоми­мого революционера. За его голову была назна­чена большая награда. Даже вдали от Китая Сунь Ят-сен не был в безопасности. Однажды в Лондоне, когда он проходил мимо здания ки­тайского посольства, на него набросились не­известные люди, грубо схватили его и втолк­нули в дверь здания. Сунь Ят-сен оказался на чердаке в полутемной комнате с маленьким окошком. Был уже приготовлен пароход, чтобы доставить его в Китай, где его ждала жестокая расправа. Но под давлением общественности его вынуждены были освободить.

Сунь Ят-сен постоянно учился. Он изучал работы европейских философов, экономистов. Познакомился он и с идеями Маркса и Энгель­са, но, по-видимому, в изложении буржуазных авторов.

Сунь Ят-сен не стал марксистом. Однако во взглядах его восторжествовал боевой искрен­ний демократизм. В. И. Ленин писал, что Сунь Ят-сен — «революционный демократ, полный благородства и героизма».

Для счастья народа, казалось доктору Су-ню, нужно осуществить три принципа: сверг­нуть маньчжурскую династию и возродить независимый Китай, учредить демократическую республику и, наконец, наделить крестьян по­ровну землей. По словам В. И. Ленина, это была прогрессивная, боевая революционная программа буржуазно-демократических преоб­разований в Китае.

В 1905 г. под влиянием первой русской ре­волюции Сунь Ят-сен создал революционную организацию — «Объединенный союз» («Тун-мынхой»). Ее целью было осуществление трех принципов Сунь Ят-сена.

В октябре 1911 г. под руководством этой организации в Китае началась буржуазная революция и прогнившая, ненавистная народу власть маньчжурской монархии рухнула.

В декабре Сунь Ят-сен прибыл из Европы в Шанхай, где был встречен ликующей толпой народа. Через четыре дня его избрали времен­ным президентом республики. На этом посту Сунь Ят-сен стремился создать единое нацио­нальное государство со своей армией, админи­страцией, финансами. Но он недолго оставался президентом. Под давлением буржуазных кру­гов в феврале 1912 г. ему пришлось отказаться от этого поста в пользу реакционера Юань Ши-кая, ставленника империалистов. Сунь Ят-сен надеялся, что этот шаг приведет к объеди­нению всех сил в стране. Потом он понял свою ошибку, но было уже поздно.

В августе 1912 г. Сунь Ят-сен создал партию гоминдан («национальную партию»), которая, по его мысли, должна была бороться за демо­кратические порядки в Китае.

Сторонники Сунь Ят-сена подняли восста­ние против Юань Ши-кая, стремившегося уста­новить в стране свою диктатуру. Они были раз­биты, и Сунь вынужден был вновь покинуть родину.

В 1916 г. Сунь Ят-сен вернулся в Китай и возобновил борьбу за буржуазно-демократи­ческий строй.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию он приветствовал как великую на­дежду всего человечества. Он был одним из первых иностранных государственных деяте­лей, обратившихся с приветствием к В. И. Ле­нину после победы Октября.

В 1919 г., когда Сунь Ят-сен жил в Шанхае, к нему пришла группа советских людей. Сунь Ят-сен приветливо встретил посетителей. На их вопрос, как он относится к Великой Октя­брьской социалистической революции в Рос­сии, Сунь Ят-сен молча вынул небольшой лист и медленно, со счастливой улыбкой протянул его одному из делегатов. Это была телеграмма от В. И. Ленина, в которой вождь русского пролетариата приветствовал Сунь Ят-сена.

Сунь Ят-сен был убежден, что Совет­ская Россия, русские рабочие и крестьяне, взявшие власть в свои руки,— истинные друзья китайской революции. «В нынешней рево­люционной борьбе мы должны учиться у рус­ских»,— повторял Сунь Ят-сен.

В 1922 г. он пересматривает свои три прин­ципа и дополняет их тремя политическими уста­новками: союз с СССР, союз с компартией и под­держка рабочих и крестьян.

Компартия считала, что в полуколониаль­ном и полуфеодальном Китае союзниками ра­бочего класса являются крестьяне, городская мелкая буржуазия и национальная буржуазия. Гоминдан тоже сознавал, что его союзниками могут стать рабочие и крестьяне. Интересы обеих партий сближались.

В Гуанчжоу (Кантоне) Сунь Ят-сен создал революционное правительство и послал в СССР делегацию. В Гуанчжоу стали прибывать со­ветские советники и военные специалисты, при­званные помочь китайским революционерам. Их возглавил легендарный герой гражданской войны В. К. Блюхер.

В январе 1924 г. Сунь Ят-сен по предложе­нию коммунистов преобразовал гоминдан в ор­ганизацию единого фронта рабочих, крестьян и национальной буржуазии. На I конгрессе партии Сунь Ят-сен так определил ее задачи: свержение реакционных генералов, захватив­ших власть в ряде провинций Китая, и иност­ранных империалистов; создание республики не буржуазно-демократической, а народной. Это был громадный прогресс в политических взгля­дах Сунь Ят-сена.

Когда в Китай пришло известие о смерти В. И. Ленина, работа конгресса была немед­ленно прервана, в Гуанчжоу объявлен трех­дневный траур.

На митинге Сунь Ят-сен сказал: «За многие века мировой истории появлялись тысячи вож­дей и ученых с красивыми словами на устах, которые никогда не проводились в жизнь. Ты, Ленин, исключение. Ты не только говорил и учил, но претворял свои слова в действительность. Ты создал новую страну. Ты встречал на своем пути тысячи препятствий, которые встречаются и на моем пути. Я хочу идти твоим путем, и хотя мои враги против этого, но мой народ будет меня приветствовать. Ты умер, небо не продлило твоей жизни, но в па­мяти угнетенных народов ты будешь жить веками, великий человек». Речь Сунь Ят-сена— это прекрасный итог политического развития революционера-демократа.

В начале 1925 г. Сунь Ят-сен был уже тя­жело болен. Врачи не скрывали, что положение его безнадежно, да и он, сам врач, понимал, что дни его сочтены. 11 марта 1925 г. Сунь ска­зал: «Я долго боролся со смертью. Сегодня ночью я сдаю свои позиции». Он попросил перенести его на походную койку и, лежа на ней, продиктовал знаменитое письмо в ЦИК СССР.

«Дорогие товарищи! В то время как я лежу здесь в недуге, против которого бессильны люди, моя мысль обращена к вам и к судьбам моей родины... Прощаясь с вами, дорогие това­рищи, я хочу выразить надежду, что скоро на­станет день, когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетен­ных народов мира оба союзника пойдут к по­беде рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен».

Идти «рука об руку» с Советским Союзом — таков великий завет, оставленный Сунь Ят-сеном китайскому народу.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ