.
Меню сайта
|
Сунь Ят-сенСунь Ят-сенВ начале XX в. Китай все еще оставался отсталой феодальной страной. Трудящиеся массы находились на грани полной нищеты. Императорское правительство полностью зависело от иностранных капиталистов. Империалистические державы хозяйничали в Китае, рассматривая его как рынок сбыта для своих промышленных товаров и источник дешевого сырья. Правившая в Китае маньчжурская династия всеми средствами поддерживала феодальное угнетение народа, варварские средневековые порядки. Еще в 1911 г. на улицах Пекина можно было видеть, как людей, обвиненных в самых ничтожных проступках, подвергали публично мучительной казни. Постепенно в Китае складывалась национальная буржуазия, которая хотела видеть Китай независимым государством, свободным от средневековых порядков; она хотела иметь сильное правительство, способное защитить ее интересы и внутри страны, и за ее пределами. Одним из зачинателей борьбы за освобождение китайского народа от гнета феодалов и иностранных капиталистов был Сунь Ят-сен. Он родился в 1866 г. на юге Китая, в провинции Гуандун, в бедной крестьянской семье, ютившейся в глинобитной хижине. Великая крестьянская революционная война тайпинов была еще памятна в народе. Мальчик жадно слушал рассказы о тайпинах и их вожде Хун Сю-цюане (см. стр. 363). На всю жизнь запали в его душу слова дяди, учителя деревенской школы, в прошлом солдата тайпинской армии. Однажды мальчик спросил его, чего хотели тайпины. Дядя ответил: «Они хотели, чтобы народ жил без страданий». Юношей Сунь Ят-сен уехал на Гавайские острова, куда раньше переселился его старший брат, сумевший там стать богатым скототорговцем. Брат определил его в английский колледж. Сунь Ят-сен решил стать врачом. В 1892 г. он окончил медицинский институт в Гонконге. Сунь Ят-сен искренне стремился найти пути для облегчения жизни обездоленных и угнетенных. Сначала он обратился к императорскому правительству Китая, рассчитывая, что оно поймет необходимость реформ, развития промышленности, строительства железных дорог, школ, больниц. Но всесильный правитель Ли Хун-чжан даже не ответил на его обращение. Сунь Ят-сен убедился, что спасение его родины невозможно без свержения монархии, без революции. В 1894 г. Сунь Ят-сен и его друзья создали первую политическую организацию Китая — «Общество возрождения Китая» («Сингжунхой»). Приступая к организации заговора против правительства, они повторяли тем самым ошибку всех революционеров-заговорщиков, мечтавших о победе без участия народа. Заговор раскрыли. Трое сподвижников Сунь Ят-сена были казнены, многие брошены в тюрьмы, он сам едва спасся и бежал на паровом баркасе за границу. Но он не падал духом от неудачи и упорно продолжал борьбу. Сунь Ят-сен побывал на Гавайях, в США, в Европе и повсюду неустанно пропагандировал идею свержения маньчжурской монархии. Китайское правительство готово было на любые меры, чтобы захватить и уничтожить неутомимого революционера. За его голову была назначена большая награда. Даже вдали от Китая Сунь Ят-сен не был в безопасности. Однажды в Лондоне, когда он проходил мимо здания китайского посольства, на него набросились неизвестные люди, грубо схватили его и втолкнули в дверь здания. Сунь Ят-сен оказался на чердаке в полутемной комнате с маленьким окошком. Был уже приготовлен пароход, чтобы доставить его в Китай, где его ждала жестокая расправа. Но под давлением общественности его вынуждены были освободить. Сунь Ят-сен постоянно учился. Он изучал работы европейских философов, экономистов. Познакомился он и с идеями Маркса и Энгельса, но, по-видимому, в изложении буржуазных авторов. Сунь Ят-сен не стал марксистом. Однако во взглядах его восторжествовал боевой искренний демократизм. В. И. Ленин писал, что Сунь Ят-сен — «революционный демократ, полный благородства и героизма». Для счастья народа, казалось доктору Су-ню, нужно осуществить три принципа: свергнуть маньчжурскую династию и возродить независимый Китай, учредить демократическую республику и, наконец, наделить крестьян поровну землей. По словам В. И. Ленина, это была прогрессивная, боевая революционная программа буржуазно-демократических преобразований в Китае. В 1905 г. под влиянием первой русской революции Сунь Ят-сен создал революционную организацию — «Объединенный союз» («Тун-мынхой»). Ее целью было осуществление трех принципов Сунь Ят-сена. В октябре 1911 г. под руководством этой организации в Китае началась буржуазная революция и прогнившая, ненавистная народу власть маньчжурской монархии рухнула. В декабре Сунь Ят-сен прибыл из Европы в Шанхай, где был встречен ликующей толпой народа. Через четыре дня его избрали временным президентом республики. На этом посту Сунь Ят-сен стремился создать единое национальное государство со своей армией, администрацией, финансами. Но он недолго оставался президентом. Под давлением буржуазных кругов в феврале 1912 г. ему пришлось отказаться от этого поста в пользу реакционера Юань Ши-кая, ставленника империалистов. Сунь Ят-сен надеялся, что этот шаг приведет к объединению всех сил в стране. Потом он понял свою ошибку, но было уже поздно. В августе 1912 г. Сунь Ят-сен создал партию гоминдан («национальную партию»), которая, по его мысли, должна была бороться за демократические порядки в Китае. Сторонники Сунь Ят-сена подняли восстание против Юань Ши-кая, стремившегося установить в стране свою диктатуру. Они были разбиты, и Сунь вынужден был вновь покинуть родину. В 1916 г. Сунь Ят-сен вернулся в Китай и возобновил борьбу за буржуазно-демократический строй. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он приветствовал как великую надежду всего человечества. Он был одним из первых иностранных государственных деятелей, обратившихся с приветствием к В. И. Ленину после победы Октября. В 1919 г., когда Сунь Ят-сен жил в Шанхае, к нему пришла группа советских людей. Сунь Ят-сен приветливо встретил посетителей. На их вопрос, как он относится к Великой Октябрьской социалистической революции в России, Сунь Ят-сен молча вынул небольшой лист и медленно, со счастливой улыбкой протянул его одному из делегатов. Это была телеграмма от В. И. Ленина, в которой вождь русского пролетариата приветствовал Сунь Ят-сена. Сунь Ят-сен был убежден, что Советская Россия, русские рабочие и крестьяне, взявшие власть в свои руки,— истинные друзья китайской революции. «В нынешней революционной борьбе мы должны учиться у русских»,— повторял Сунь Ят-сен. В 1922 г. он пересматривает свои три принципа и дополняет их тремя политическими установками: союз с СССР, союз с компартией и поддержка рабочих и крестьян. Компартия считала, что в полуколониальном и полуфеодальном Китае союзниками рабочего класса являются крестьяне, городская мелкая буржуазия и национальная буржуазия. Гоминдан тоже сознавал, что его союзниками могут стать рабочие и крестьяне. Интересы обеих партий сближались. В Гуанчжоу (Кантоне) Сунь Ят-сен создал революционное правительство и послал в СССР делегацию. В Гуанчжоу стали прибывать советские советники и военные специалисты, призванные помочь китайским революционерам. Их возглавил легендарный герой гражданской войны В. К. Блюхер. В январе 1924 г. Сунь Ят-сен по предложению коммунистов преобразовал гоминдан в организацию единого фронта рабочих, крестьян и национальной буржуазии. На I конгрессе партии Сунь Ят-сен так определил ее задачи: свержение реакционных генералов, захвативших власть в ряде провинций Китая, и иностранных империалистов; создание республики не буржуазно-демократической, а народной. Это был громадный прогресс в политических взглядах Сунь Ят-сена. Когда в Китай пришло известие о смерти В. И. Ленина, работа конгресса была немедленно прервана, в Гуанчжоу объявлен трехдневный траур. На митинге Сунь Ят-сен сказал: «За многие века мировой истории появлялись тысячи вождей и ученых с красивыми словами на устах, которые никогда не проводились в жизнь. Ты, Ленин, исключение. Ты не только говорил и учил, но претворял свои слова в действительность. Ты создал новую страну. Ты встречал на своем пути тысячи препятствий, которые встречаются и на моем пути. Я хочу идти твоим путем, и хотя мои враги против этого, но мой народ будет меня приветствовать. Ты умер, небо не продлило твоей жизни, но в памяти угнетенных народов ты будешь жить веками, великий человек». Речь Сунь Ят-сена— это прекрасный итог политического развития революционера-демократа. В начале 1925 г. Сунь Ят-сен был уже тяжело болен. Врачи не скрывали, что положение его безнадежно, да и он, сам врач, понимал, что дни его сочтены. 11 марта 1925 г. Сунь сказал: «Я долго боролся со смертью. Сегодня ночью я сдаю свои позиции». Он попросил перенести его на походную койку и, лежа на ней, продиктовал знаменитое письмо в ЦИК СССР. «Дорогие товарищи! В то время как я лежу здесь в недуге, против которого бессильны люди, моя мысль обращена к вам и к судьбам моей родины... Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетенных народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен». Идти «рука об руку» с Советским Союзом — таков великий завет, оставленный Сунь Ят-сеном китайскому народу. |
ПОИСК
Block title
|