. Борьба Филиппинцев за свободу
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Борьба Филиппинцев за свободу

Борьба Филиппинцев за свободу

До начала XVI в. жители Филиппинских островов не знали иностранного господства и угнетения. Они никогда не слышали об Испа­нии. В 1521 г. португальский мореплаватель Магеллан, состоявший на службе у короля Испании, высадился с испанскими солдатами на острове Мактан.

Лапулапу, вождь Мактана, отверг требова­ния испанцев признать власть испанского ко­роля. А когда испанцы стали угрожать ему оружием, он спокойно ответил: «У нас тоже есть копья и бамбуковые палки, закаленные огнем. Мы принимаем ваш вызов...»

На следующее утро начался бой. Воины Мактана с яростью напали на испанцев и убили их предводителя Магеллана. Первая попытка испанских колонизаторов подчинить себе свобо­долюбивый народ Филиппин окончилась неуда­чей.

Но далекие острова продолжали манить захватчиков своими сказочными богатствами. Использовав превосходство в вооружении, ис­панцы в 1571 г. наконец установили свое гос­подство над островами архипелага. Они сдела­ли своей столицей город Манилу.

Три с половиной века Филиппинские остро­ва находились под испанским владычеством. Колонизаторы жестоко эксплуатировали народ. Крестьян принуждали работать на полях поме­щиков-испанцев, на строительстве дорог. Непо­сильные налоги приводили крестьян к обни­щанию. За неуплату долгов их лишали земли и последнего имущества.

Огромную силу приобрели на Филиппи­нах католические монахи. Они одурманивали народ религиозными проповедями, зорко следи­ли, чтобы среди филиппинцев не распространя­лись передовые, освободительные идеи. С наглым презрением обращались испанские аристократы и церковники с подвластным им народом, на каждом шагу оскорбляли его достоинство. Они утверждали, что филиппинцы «способны только ухаживать за буйволами, молиться и слепо сле­довать наставлениям монахов».

Многократные восстания филиппинцев же­стоко подавлялись колонизаторами. Населению колонии не хватало организованности, спло­ченности и единодушия. Очень важно было просветить филиппинский народ, задавленный нищетой и бесправием.

Такую цель поставила перед собой в 80-х годах XIX в. группа молодых патриотов. Эти передовые люди старались доказать, что их на­род ни в чем не уступает любому другому с лю­бым цветом кожи. Они отличались горячей лю­бовью к родине, мужеством и решимостью. Среди них выделялся Хосе Рисаль. Необычай­но одаренный, уже в 15 лет он был известен как талантливый поэт, художник и скульптор. Окончив два факультета в Мадридском университете, Рисаль занимался медициной, естество­знанием, философией и языками. По некоторым сведениям, он владел и русским языком.

На Филиппинах Рисаль не мог издать прав­дивую книгу о положении в стране. Он уехал в Европу и здесь напечатал замечательный ро­ман «Ноли ме тангере» («Не тронь меня»), ко­торый приобрел мировую известность. В рома­не автор беспощадно обличал колониальные порядки на своей родине и требовал реформ, которые откроют филиппинцам путь к свободе, образованию и развитию.

Роман Рисаля был запрещен на Филиппи­нах. Испанские монахи объявили, что тот, кто читает Рисаля, «совершает смертный грех», но от этого книга стала только популярнее.

Ее тайком провозили на Филиппины, и кни­га оказывала большое влияние на массы читате­лей. По возвращении на родину в 1892 г. Ри­саль был сразу же арестован и выслан в отда­ленный городок на юге острова Минданао.

В это время на Филиппинах возникло тай­ное общество «Катипунан» («Сплоченность»). Возглавлял его молодой рабочий Андрее Бонифасио. В противоположность Хосе Рисалю, ко­торый продолжал верить в возможность освобож­дения путем реформ, без вооруженной борьбы, Бонифасио понял, что свободу можно завое­вать только с оружием в руках.

Четыре года члены «Катипунана» напряжен­но готовили восстание. Они запаслись кинжа­лами, заостренными палками и бамбуковыми пиками; иногда удавалось добыть и ружья из испанских арсеналов. К 1896 г. тайное общество насчитывало около 100 тыс. членов. Наряду с крестьянами, ремесленниками, рабочими в него вступили некоторые филиппинские помещики и буржуазные деятели. В августе 1896 г. началось восстание. Оно сразу же охватило огромную территорию. Испанские власти не могли спра­виться с поднявшимся на борьбу народом и по­пытались запугать его массовыми арестами и казнями.

Одним из вопиющих зверств, совершенных испанскими карателями, была расправа над великим филиппинским патриотом Хосе Рисалем. Его привезли в Манилу и 30 декабря 1896 г. казнили1. Накануне казни Рисаль написал свою знаменитую поэму прощания с любимой родиной и народом. Он спрятал рукопись внутри пустой керосиновой лампы и во время послед­него свидания передал эту лампу сестре, шеп­нув: «Там, внутри...» Поэма называлась «Мое последнее прости». Рисаль писал:

Прощай, моя родина, жемчужина южных морей,

Край, обласканный солнцем, мой потерянный рай,

Тебе приношу искры гаснущей жизни моей,

Но, будь она в самом цвету, трижды ярче и трижды

ценней,

Я отдал бы ее и тогда, если бы ты сказал: «Отдай»2.

Испанские правители просчитались: муче­ническая смерть Рисаля еще сильнее разожгла пламя свободы в сердцах филиппинцев. Их уже нельзя было запугать угрозами и насилия­ми.

В самый разгар восстания обострились про­тиворечия между Бонифасио, защитником ин­тересов угнетенных масс, и богатым помещи­ком Агинальдо, одним из военных руководите­лей повстанцев. Агинальдо организовал убий­ство Бонифасио и взял руководство движением в свои руки. Борьбу с испанцами с этого момен­та возглавили представители филиппинских помещиков и буржуазии. Они опасались, что крестьяне, которые составляли основную массу повстанцев, освободившись от испанского гне­та, захватят земли помещиков. Поэтому филип­пинские помещики решили договориться с ис­панцами, потребовав от них лишь некоторого расширения прав филиппинцев. По договорен­ности испанский губернатор заплатил Аги­нальдо и его друзьям 800 тыс. песо 3, чтобы они прекратили борьбу и выехали за пределы страны. Народные же массы продолжали пар­тизанскую борьбу с угнетателями.

Час избавления от векового ига испанцев был уже близок, когда весной 1898 г. Соеди­ненные Штаты Америки объявили Испании войну. Они хотели, захватить ее колонии — Филиппины и Кубу, но, чтобы обеспечить себе победу, американские империалисты высту­пили под маской друзей филиппинцев, гото­вых якобы прийти им на выручку.

Движение филиппинцев за независимость поднялось с новой силой. Когда американцы разгромили в бухте Манилы испанский флот и высадили свои войска на Филиппинах, остро­ва уже были освобождены от испанской власти восставшим народом.

В январе 1899 г. при всеобщем ликовании была провозглашена независимая Филиппин­ская Республика.

Но американские империалисты вовсе не собирались уходить с Филиппин. Вскоре они сбросили маску освободителей филиппин­ского народа и начали военные действия про­тив молодой республики. Президент США Мак-Кинли, оправдывая захват Филиппин, заявил: «Мы принесем цивилизацию их жителям». Ему вторили газеты: «Позаботимся о наших млад­ших коричневых братьях». Дорого стоили филиппинскому народу «заботы» американ­ских империалистов о «младших братьях». Только после трех лет тяжелых боев (1899 — 1902) войскам Соединенных Штатов удалось занять главные острова архипелага (отдельные отряды партизан сражались до 1913 г.). Аме­риканские генералы вели войну с беспощадной жестокостью. Один из них отдал приказ: «Уби­вайте и жгите — теперь не время возиться с пленными, убивайте всех, кому больше де­сяти лет».

Войска США сжигали дотла филиппинские деревни, сгоняли жителей в концентрационные лагеря, где люди гибли от голода и болезней. «За вашу цивилизацию, предназначенную на экспорт, люди платят слезами и кровью, зем­лей и свободой», — с гневом писал в те дни американский писатель-демократ Марк Твен.

Филиппинцы, организовав партизанские отряды, стойко и мужественно защищались. Чтобы взять в плен командование республикан­цев, американский генерал прибег к обману. Он приказал одеть в филиппинскую форму группу местных жителей. Сам же генерал и со­провождавшие его американские солдаты в изорванных мундирах с сорванными знаками различия изображали пленных. Таким путем им удалось проникнуть в убежище, где скрывались офицеры республики, и захва­тить их в плен.

С 1902 г. Филиппины находились под вла­стью США; испанский колониальный гнет сме­нился американским. Филиппинские помещики предали республику и стали помогать новым колонизаторам. Непрекращающаяся борьба филиппинцев за независимость, восстания ра­бочих и крестьян, руководимых Коммунистической партией Филиппин, возникшей в 1930 г., заставили Соединенные Штаты провозгла­сить в 1946 г. независимость Филиппин. Но подлинной независимости страна не полу­чила. Американские капиталисты и сейчас гос­подствуют в ее хозяйственной жизни.

 

1 Филиппинский народ ежегодно отмечает 30 де­кабря как день Рисаля, глубоко чтя память героя.

2 Перевод Л. А. Седова.

3 Песо — латиноамериканская и филиппинская монета.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ