. "Русская правда" декабриста П.И.Пестеля
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

"Русская правда" декабриста П.И.Пестеля

"Русская правда" декабриста П.И.Пестеля

Холодным декабрьским днем 1825 г. два молодых офицера приехали в украинское село Кирнасовку, где они квартировали. В закры­той комнате, таясь от всех, они извлекли из привезенных с собой вещей объемистый тюк бумаг, тщательно зашитых в полотно. На по­лотне была надпись: «Логарифмы». Они обер­нули тюк клеенкой, разрыли земляной пол хаты и закопали туда «Логарифмы».

Время было тревожное. Угнетенная поме­щиками крестьянская Россия глухо волнова­лась. Пришла в движение армия. Ходили слухи, что скоро все изменится: рухнет нена­вистное крепостное право... Тайные силы ра­ботают в стране, готовят революцию. Трон Ро­мановых колеблется. В ноябре умер царь Александр I, и неизвестно, кто будет царем. Старший брат царя, Константин, отказался от престола. На трон вступает младший брат Александра I — всем ненавистный Николай I. Ве­дется секретный розыск злоумышленников.

Начались аресты... В местечке Линцы аре­стован командир Вятского полка полковник Пестель, в Тульчине опечатали бумаги офице­ров Крюкова и Барятинского.

Узнав о первых арестах, молодые офицеры выкопали «Логарифмы» из пола хаты и ночью унесли их в открытое поле. В темноте они закопали их в землю «под берег придорожной канавы». Так вернее. В хате могут найти при обыске. Ничего не объясняя, они просили 17-летнего подпрапорщика Федора Заикина — младшего брата своего товарища — на всякий случай запомнить это место.

- Тут лежит моя и брата твоего головы,— сказал юноше один из молодых офицеров.

В свертке с надписью «Логарифмы» находи­лась рукопись русской революционной консти­туции — «Русская правда».

Молодые офицеры были членами тайного революционного общества.

Рукопись «Русской правды» была наказом будущему революционному правительству Рос­сии. Автор рукописи, член тайного общества полковник Павел Иванович Пестель, изложил в ней основы будущего конституционного устройства революционной России.

Рукопись Пестеля обсуждалась на заседа­ниях тайного революционного общества. Ее проголосовали и приняли. Она стала полити­ческой программой южных декабристов. О чем же в ней говорилось? Что она предлагала?

Декабристы поднялись на борьбу с крепост­ным правом и самодержавием.

«Русская правда» прежде всего отменяла крепостное право. В тогдашней России, где люди торговали людьми, где крестьянина мож­но было купить, продать, заложить, проиграть в карты, «Русская правда» восставала против этого страшного права, мешавшего развитию страны и унижавшего человека. Пестель со жгучей ненавистью говорил о «рабстве кресть­ян». Крепостное право, читаем мы в его рево­люционном наказе, «есть дело постыдное, про­тивное человечеству», «рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Если среди дворян нашелся бы «изверг», противящийся освобож­дению крестьян, то «Русская правда» требо­вала «такого злодея безизъятно немедленно взять под стражу и подвергнуть строжайшему наказанию яко врага отечества и изменника противу первоначального коренного права гражданского». Все крепостные крестьяне ста­новились свободными. Все сословия уничтожа­лись. Все население сливалось в «единое со­словие гражданское», не оставалось ни дворян, ни крепостных рабов — только граждане России.

Осуществление этого плана было бы огромным движением вперед. Крепостное право ру­шилось. Россия становилась свободной.

Но крестьяне согласно «Русской правде» Пестеля не только лично освобождались. Они еще получали землю — главное средство про­изводства. Но как и на каких условиях? Пе­стель и его единомышленники много думали над этим. Они пытались преодолеть вставшие перед ними противоречия. «Человек,— рас­суждали они,— находится на земле, только на земле может он жить, только от земли мо­жет он пропитание получать». Следовательно, выходило, что земля не может быть частной собственностью, она должна, как воздух, при­надлежать всем людям сообща, поскольку они не могут без нее существовать. Но декабристы были дворянскими революционерами. Они за­щищали частную собственность. Они не были последовательны: противореча только что ска­занному, они признавали и землю частной соб­ственностью. «Дабы хлебопашество могло про­цветать, нужно много издержек, которые толь­ко тот сделать согласится, который в полной своей собственности землю иметь будет»,— чи­таем мы в «Русской правде». Итак, с одной сто­роны, Пестелю представлялось, что земля долж­на быть собственностью общественной, с дру­гой — частной собственностью. Как выйти из этого противоречия? В «Русской правде» пред­лагался следующий своеобразный выход.

Всю землю в каждой волости (волость была самым мелким административным подразделе­нием по проекту «Русской правды») надо разде­лить на две половины. Первая половина зе­мель явится общественной собственностью. Каждый уроженец волости, желающий зани­маться земледелием, может получить из воло­стной общественной земли равную с другими долю и обрабатывать этот земельный участок. Землю из общественной половины нельзя было ни продавать, ни дарить, ни завещать — она была общественной собственностью.

Иначе обстояло дело со второй половиной земли, которая являлась частной собственно­стью отдельных землевладельцев. Земельные участки этой половины владельцы могли поку­пать и продавать. В этой половине могли на­ходиться и помещичьи земли, обрабатываемые вольнонаемным трудом.

Так разрешала «Русская правда» земельный вопрос. Решение действительно было, как ви­дим, половинчатым. На нем лежала печать дворянской ограниченности автора. Но оценим его, учитывая условия того времени. Соглас­но этому решению миллионы крестьян, ранее бесправных рабов, освобождались от крепост­ного права и наделялись землей, становились свободными землевладельцами; феодальный хо­зяйственный строй разрушался и сменялся буржуазным, капиталистическим. В тех усло­виях это было прогрессом. Правда, крестьяне не получали всей земли и помещичье земле­владение, оставшееся во второй, «частной» по­ловине волости, было в значительной мере пережитком прошлого. Но все-таки половина барской земли переходила к крестьянам, по­мещичьему землевладению наносился тяжелый удар. Хозяйство вступило бы в новый период и могло двигаться вперед.

Какое же политическое устройство должна была получить революционная Россия?

Царская самодержавная бесправная Рос­сия, в которой вся власть принадлежала само­держцу, должна была стать республикой. Са­модержавие, которое Пестель называл «разъя­ренным зловластием», сменялось выборным представительным правлением. «Русская прав­да», в отличие от «Конституции» Никиты Му­равьева, обсуждавшейся в «Северном обществе» декабристов, не требовала от избирателя для участия в выборах ни обладания недвижимым имуществом, ни владения капиталом. Всякий гражданин России — бедный или богатый, образованный или необразованный — имел пра­во избирать депутатов и быть избранным в де­путаты. Русская республика должна была получить свой однопалатный парламент под названием «Народное вече». Депутаты Народ­ного веча выбирали на пять лет исполнитель­ную власть в государстве, состоявшую из пя­ти лиц. В дальнейшем ежегодно из их состава выбывал один выбранный из пяти, именно тот, чей пятилетний срок уже истек, и вместо него избирался новый. Президентом республики ста­новился тот член пятерки, который пребывал в ее составе последний год. Следовательно, согласно «Русской правде» президент сменялся в России ежегодно и каждый избранный в пя­терку исполнительной власти в силу закона становился президентом Русской республики в последний год своего пребывания в пятер­ке. Такой порядок Пестель разработал, чтобы гарантировать страну от возрождения само­властия.

Предложенный проект уничтожал абсолю­тизм и поэтому был глубоко прогрессивен в бесправной самодержавной стране, какой тогда была Россия. Таким способом южные декабристы думали осуществить власть народа. «Народ российский,— говорилось в «Русской правде»,— не есть принадлежность какого-ли­бо лица или семейства: напротив того, прави­тельство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народа, а не народ суще­ствует для блага правительства». Пестель при­знавал «неоспоримое право» каждого гражда­нина участвовать в государственных делах.

«Русская правда» согрета глубокой любо­вью к родине. «Любовь к Отечеству, сей источ­ник всех государственных добродетелей и сия сильнейшая подпора существования и благо­денствия царств» — так оценивается это чувст­во в «Русской правде».

Вот какую рукопись зарывали молодые офицеры революционеры-дворяне темной ночью «под берег придорожной канавы». Понятно, что предлагаемые революционные решения на­до было скрыть от глаз царского самодержавия.

Царские следователи на некоторое время поверили показаниям декабристов, что «Рус­ская правда» якобы «уничтожена», «сожжена» и т. д. Но наконец признание было вырвано, царь и следователи узнали в зарытом докумен­те. На Украину, в деревню Кирнасовку, был командирован штаб-ротмистр Слепцов вместе с давшим показания подпоручиком Никола­ем Заикиным. Сверток в темной клеенке извлекли из земли, запечатали царской печатью, от­везли в Петербург и передали следственной ко­миссии.

13 июля 1826 г. автор «Русской правды» был возведен на эшафот и повешен вместе с другими декабристами, поставленными по силе своего «преступления» против царизма «вне разрядов». Офицеров Бобрищевых-Пушкиных, которые прятали «Русскую правду», сослали в Сибирь.

Замечательный памятник русской револю­ционной мысли — «Русская правда» — ныне издан в полном объеме. Это — седьмой том изда­ния «Восстание декабристов». Всякий, кому дорого славное прошлое русского революцион­ного движения, с волнением прочтет эти знаме­нитые страницы.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ