. "Путешествие из Петербурга в Москву"
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

"Путешествие из Петербурга в Москву"

"Путешествие из Петербурга в Москву"

В мае 1790 г. по Петербургу пронесся слух, что в книжной лавке купца Зотова продается книга «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой мужиков призывают к бунту, а ца­рям грозят плахой. Слух дошел и до Екатери­ны П. Она прочитала книгу и пришла в страш­ное негодование. Всего 15 лет назад Россия была охвачена грозной крестьянской войной под предводительством Пугачева. Еще не исполнилось года, как в Париже пала крепость-тюрьма Бастилия и революционная Франция провозгласила «Декларацию прав человека и гражданина». И вот новый «бунтов­щик хуже Пугачева», «зараженный французски­ми заблуждениями» (как сказала Екатерина II), открыто выступил против российского само­державия. Немедленно начались поиски авто­ра. Им оказался дворянин Александр Николае­вич Радищев. 30 июня в 9 часов утра его аре­стовали и передали в руки начальнику Тайной канцелярии, ведавшей делами о государственных преступниках, Шешковскому, прозванному за жестокость «кнутобойцем».

Автор «Путешествия» писал о бездушных чиновниках, о несправедливости в судах, о чванливых, невежественных вельможах, о взяточничестве и казнокрадстве и т. п. Но главное, он с глубоким возмущением, с душевной болью рассказывал о тяжелом, бес­просветном положении народа, особенно кре­постных крестьян, призывал к уничтожению крепостничества, к свержению ненавистной монархии и установлению справедливого на­родного правления.

Это было первое в России открытое револю­ционное выступление. Впервые выступил убеж­денный революционер, противник самодержавия, который знал, что нужно народу.

От Радищева, заключенного в Петропавлов­скую крепость, требовали назвать сообщников. Книга печаталась в маленькой домашней типо­графии Радищева. Ему помогали друзья, у него были единомышленники. Но он не назвал ни­кого. По требованию царицы судьи пригово­рили Радищева к смертной казни, а 4 сентября 1790 г. ему было объявлено о замене смертной казни ссылкой на 10 лет в Илимский острог, в далекую суровую Сибирь. На возвращение оттуда не было надежды.

Но воля Радищева не была сломлена. Об этом говорили написанные им в пути стихи.

Ты хочешь знать: кто я? куда я еду?—

Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

Радищев напечатал 650 экземпляров своей книги. «Истребить» (сжечь) полностью их не удалось. Сохранилось несколько экземпляров. Их стали переписывать от руки и тайно пере­давать друг другу. По словам Пушкина, «Ра­дищев, рабства враг, цензуры избежал». Книга Радищева широко распространилась и стала достоянием многих поколений русских револю­ционеров.

«Путешествие из Петербурга в Москву» создавалось несколько лет. Автор книги много передумал о народе, о путях борьбы за его ос­вобождение. Книга разделена на главы, боль­шинство которых имеет названия почтовых станций, где останавливался путешественник, отправившийся из Петербурга в Москву.

Описывая встречи, беседы, путевые наблю­дения, автор показывает многие стороны жизни России, затрагивает самые злободневные во­просы.

Обличение крепостного права и самодержа­вия и открытый призыв к борьбе с ними состав­ляют главное содержание книги Радищева. «Я взглянул окрест меня, душа моя страдания­ми человечества уязвленна стала»,— так пи­сал Радищев в предисловии к своей книге. Впервые в русской литературе он показал про­стой народ, крепостных крестьян, низведенных до положения рабов, невольников. «Человек родится в мир равен во всем другому,— гово­рит автор.— Всем людям светит одно солнце. Почему же один человек должен быть собствен­ностью другого и, как вол, работать на него всю жизнь?!» Эта мысль красной нитью про­ходит через все произведение.

Путешественник видит картины жизни кре­постных крестьян, одну печальнее другой. В Любани он встречается с крестьянином на поле. Воскресенье, на улице жара, но крестья­нин пашет, потому что шесть дней в неделю он работает на барина. На вопрос, как же он кормит семью, если работает на себя один день в неделю, крестьянин ответил: «Не одни празд­ники, и ночь наша... одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро». Лошадь отдыхает — крепостной не знает отдыха.

Недалеко от Москвы, в Пешках, в крестьян­ской избе, где путешественник пил кофе с сахаром, маленький сын хозяйки попросил у него кусочек «сего боярского кушанья». Бояре едят сахар, а крестьяне пекут хлеб «из трех четвер­тей мякины и одной части несеяной муки», говорила хозяйка. Крестьянская изба, где люди спят с телятами и свиньями; где свеча в смрадном воздухе горит, как в тумане; где печь без трубы, чтобы от дыма было теплее; где стены и потолок покрыты сажей, а в окнах натянут пузырь, едва пропускающий свет,— такую типичную картину жилища крепостного крестьянина второй половины XVIII в. нари­совал автор.

Радищев называет крепостное право стогла­вым злом, порабощение — преступлением. «Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучитель­ство наше и беззащитное нищеты состояние,— пишет автор...— Звери алчные, пиявицы нена­сытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем,— воздух. Да, один воз­дух». Жизнь крепостного, говорит он,— это «жребий вола во ярме...» Такое гневное и сме­лое обвинение бросил Радищев дворянскому сословию.

Автор видит в крестьянине дремлющую до поры силу, которая, проснувшись, не будет знать пощады к своим угнетателям: «...русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпе­нию, то ничто не может его удержать...»— пишет он. Радищев считал: чем сильнее гнет, тем скорее и решительнее поднимется народ на борьбу за свое освобождение. «Свободы... ожи­дать должно... от самой тяжести порабощения». В главе «Зайцеве» автор рассказывает о жестокостях одного помещика и его трех взрослых сыновей, которые довели крестьян своими изде­вательствами до того, что те «окружили всех четверых господ и, коротко сказать, убили их до смерти на том же месте». Крестьян судили, и полдеревни попало в каторжные работы на­вечно. Но Радищев считает это убийство спра­ведливым возмездием. Его симпатии полностью на стороне крестьян.

Алчности, жестокости и низости крепост­ников автор противопоставляет душевное бла­городство угнетенных, бесправных крестьян. Они терпят свое тяжелое положение, но это не тупая покорность. В них есть свое достоин­ство, честь, мудрость, гордость человека труда, презирающего тунеядство дворян.

Радищев обличает не только помещиков, но и самодержавие, которое слепо и глухо к страданиям народа. В главе «Спасская повесть» описан сон путешественника. Он увидел себя на троне утопающим в роскоши, окруженным толпой царедворцев. Но вот во дворец про­бралась Истина, сняла бельма с глаз царя и на­дела на его палец терновое кольцо. Его бле­стящие одежды показались ему запачканными кровью. «На перстах моих виделися мне остат­ки мозга человеческого; ноги мои стояли в ти­не». Он увидел хищность, коварство своих при­дворных, опустошенную казну, изнуренных воинов, бездарность начальников, ненависть народа. Устами Истины автор называет царя убийцей, разбойником, предателем, лютым вра­гом простых людей, виновником голода, несча­стий, убийств, называемых войной. Но это был лишь сон, говорит автор. Тернового кольца нет даже на мизинце царей, а истина далеко обходит царские чертоги.

Радищев предвидел и приветствовал народ­ную революцию против царей и крепостников. Он писал, что крепостные «ждут случая и ча­са», а появление руководителя, вождя, «люби­теля человечества» ускорит ход событий и «ко­локол ударит» — начнется народное восстание.

Как бы в ответ людям, которые считали народ неспособным управлять государством, он писал, что из среды восставших рабов выдви­нутся новые деятели, великие мужи, защит­ники интересов народа. «О! Если бы рабы, тяж­кими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препят­ствующим, главы наши, главы бессердечных своих господ и кровию нашей обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени, но были бы они других о себе мыслей и права угне­тения лишенны. Не мечта сие, но взор прони­цает густую завесу времени... я зрю сквозь целое столетие».

В главу «Тверь» Радищев включил написан­ную им еще в 1783 г. оду «Вольность» — яркое выражение своих революционных и республи­канских устремлений.

О! Дар небес благословенный,

Источник всех великих дел;

О вольность, вольность, дар бесценный!

Позволь, чтоб раб тебя воспел... —

так начинается это знаменитое стихотворение. Радищев ясно представлял себе исход револю­ции — установление республиканского строя: «На вече весь течет народ». Одна из главных мыслей и оды, и всего «Путешествия»: народ — творец истории; он должен быть хозяином своей судьбы, установить свое, народное правление, свою власть.

Возникла обща власть в народе...

Во власти всех свою зрю долю,

Свою творю, творя всех волю:

Вот что есть в обществе закон.

Таким представлял себе Радищев будущее общество.

Он представлял себе молодое поколение будущего общества, воспитанное в сознании своего гражданского патриотического долга и человеческого достоинства. Воспитание долж­но основываться на труде. Человек буду­щего общества должен овладеть ремеслами, приемами крестьянского труда, основами ис­кусств и военным искусством (если необходи­мо), языками; в быту он должен обходиться без чужих услуг, соблюдать «правила общежи­тия», систематически заниматься умственными и физическими упражнениями, быть непритя­зательным, простым, аккуратным, способным переносить любые трудности.

Радищев хорошо знал жизнь русского на­рода, он видел восстание Пугачева и хорошо был знаком с идеями французской революции. Все это способствовало тому, что Радищев стал первым русским революционером, непримиримым противником крепостничества и самодер­жавия. Он первым в России сказал, что патри­от — это человек, который борется за освобож­дение народа.

После смерти Екатерины II Радищев в 1797 г. был переведен на жительство под Москву, а в 1801 г. вернулся на службу в Петербург. В ответ на новые угрозы и травлю, не желая мириться с самодержавными порядками, он в 1802 г. (в возрасте 53 лет) покончил с собой, приняв яд.

В 1790 г. Радищев писал: «Я зрю сквозь целое столетие». Идеи Радищева продолжали жить. «Вослед Радищеву восславил я свобо­ду»,— писал Пушкин. За Радищевым против крепостничества и самодержавия выступили дворянские революционеры — декабристы, на­чал революционную агитацию Герцен. Имя Радищева и его идеи вдохновляли последующие поколения революционеров.

В 1914 г. в статье «О национальной гордо­сти великороссов» В. И. Ленин писал: «Мы гор­димся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, рево­люционеров-разночинцев 70-х годов, что вели­корусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс...»

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ