. Герой Башкирского народа Салават Юлаев
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Герой Башкирского народа Салават Юлаев

Герой Башкирского народа Салават Юлаев

По обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним те­чением Яика (Урала), издавна жил кочевой народ — башкиры. В середине XVI в. Башки­рия добровольно присоединилась к Русскому государству. Это имело огромное значение для развития хозяйства и культуры башкирского народа.

Под влиянием пришлого русского земле­дельческого населения в XVIII в. башкиры быстрее стали переходить от кочевого ското­водства к земледелию и оседлости. Но вместе с тем усилилась феодальная эксплуатация. Башкирские, татарские и русские феодалы, захватывавшие в свои руки огромные табуны скота и земли, богатели за счет эксплуатации трудового населения. Рядовые общинники пла­тили государству ясак (дань) в основном пуш­ниной и несли многочисленные повинности. Размеры ясака и других податей были непо­сильными. К тому же царские чиновники при сборе их творили беззакония.

Росли налоги и вместе с тем злоупотребле­ния местных властей. Многих башкир — зем­ледельцев и скотоводов — ежегодно забирали на военно-сторожевую службу, отчего хозяйст­ва их разорялись. Русские помещики и татар­ские феодалы захватывали в свою собствен­ность обширные плодородные поля, расхищали богатые недра Южного Урала. Всему этому потворствовала царская администрация.

В XVIII в. русские промышленники начали основывать в Башкирии горные заводы. Гор­нозаводчики беззастенчиво захватывали или скупали за бесценок башкирские земли и пе­реселяли на них из Центральной России кре­постных крестьян, которые закреплялись за заводами.

Башкирские бедняки уходили на заводы, где за нищенскую зарплату им приходилось с утра до поздней ночи жечь уголь для топли­ва, возить руду на заводы. Царское прави­тельство не разрешало башкирам иметь кузни­цы, покупать порох, оружие, ограничивало свободу передвижения, запретило издавна существовавшие у башкир собрания — джиины.

В Башкирии неоднократно вспыхивали вос­стания. Но эти выступления местная феодаль­ная знать и мусульманское духовенство обычно использовали в своих интересах. Они пытались направить возмущение угнетенных башкир против России и, добиваясь отделения Башки­рии от России, стремились сохранить свои ста­рые привилегии и по-прежнему распоряжать­ся судьбой башкирского народа. Царское пра­вительство жестоко подавляло все эти высту­пления.

В 1773 г. началась крестьянская война под руководством Пугачева. Вместе с яицкими казаками, русскими работными людьми Урала поднялись и нерусские народы Приуралья и Поволжья, в том числе и башки­ры. Манифесты и воззвания Пугачева, обещав­шие угнетенному, бесправному народу землю, свободу, защиту от произвола феодалов и адми­нистрации, находили горячий отклик в серд­цах башкир.

Во главе восстания башкир стал один из старшин — Салават Юлаев.

Салават был образованным для своего вре­мени человеком. Он хорошо знал устное народ­ное творчество, историю своего народа и сам был народным поэтом.

Стихи и песни Салавата выражали протест против угнетения, воспевали свободу, любовь к своей родине.

Еще до присоединения к восстанию Салават в своем произведении «Кто батыр?» воспевал народного вождя Пугачева.

Я не знаю Пугачева,

Не видал его лица.

Он пришел к нам в степи с Дона.

Кто же он? Казак ли, царь?

Все равно. Батыр он русский.

За народ он. Сердцем яр.

Бьет чиновников царевых,

Генералов и бояр.

Осенью 1773 г. отряд башкир, в котором на­ходился Салават Юлаев, был послан царским правительством к Оренбургу на помощь войс­кам, действовавшим против Пугачева. По при­зыву Салавата весь отряд перешел на сторону восставших и влился в крестьянскую армию, осаждавшую Оренбург. С этого времени Сала­ват стал одним из предводителей армии Пуга­чева. Во время боев под Оренбургом Пугачев пожаловал Салавату чин полковника, а позже бригадира (бригадного генерала).

Из-под Оренбурга Пугачев направил Сала­вата в центр Башкирии возглавить разгорев­шееся там восстание и создать новые повстан­ческие отряды. Талантливый военный органи­затор и агитатор, он пользовался большим уважением и любовью своего народа. Салават призывал башкир объединиться с русским на­родом и вместе с ним бороться против крепост­ного гнета. Под его руководством широкое на­ционально-освободительное движение башкир и других нерусских народов впервые слилось с общей борьбой крестьянства России против феодалов-угнетателей. Тысячи башкир, при­влеченных Салаватом, вместе с русскими пов­станцами боролись за Оренбург, Уфу, Челя­бинск.

Восстание продолжало бушевать и после ухода Пугачева из Башкирии. Салават понимал общность интересов угнетенного народа Рос­сии и башкир. Он писал в своих обращениях: «Против русских в сердцах у нас нет злобы. Нам, башкирам и русским, не следует вести споры и разорять друг друга». Среди руково­дителей восстания, до конца остававшихся преданными Пугачеву, были и другие башкир­ские старшины: отец Салавата—Юлай Азналин, Кинзя Арасланов, Канзафар Усаев.

Осенью, когда армия Пугачева боролась на правобережье Волги, в Башкирии также про­должались ожесточенные бои с царскими вой­сками. Салават был неуловим, горы и леса скры­вали его от преследователей. 29 октября 1774г. начальник Тайной канцелярии, ведавшей де­лами о государственных преступлениях, По­темкин обратился с письмом к Салавату, при­зывая его сложить оружие и сдаться, обещая прощение. Но Салават отверг это предложение.

Зимой отрядам Салавата стало передвигаться труднее. Правительственные войска сжимали повстанцев плотным кольцом. 24 ноября 1774 г. «главные башкирского народа предводители» были окружены в лесу в районе Катавских за­водов, около деревни Мендяшь, и захвачены в плен. По приговору Тайной канцелярии Сала­вата и его отца Юлая провезли по местам, где произошли наиболее крупные сражения пов­станцев с правительственными войсками, и везде их били кнутом. Они получили по 175 ударов. Им вырвали ноздри, на щеках и на лбу поста­вили раскаленным клеймом знаки государст­венных преступников и сослали на каторгу в Рогервик (теперь Палдиски, Эстонская ССР). Из архивных материалов известно, что в 1797 г. Салават Юлаев и другие сподвижники Пугаче­ва были еще живы.

После подавления восстания башкирские феодалы и муллы, а также царские чиновники пытались уничтожить память о Салавате. Но народ помнил о славном борце за счастливую жизнь для всех угнетенных и посвящал ему множество сказок, легенд и песен.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ