.
Меню сайта
|
Герой Башкирского народа Салават ЮлаевГерой Башкирского народа Салават ЮлаевПо обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала), издавна жил кочевой народ — башкиры. В середине XVI в. Башкирия добровольно присоединилась к Русскому государству. Это имело огромное значение для развития хозяйства и культуры башкирского народа. Под влиянием пришлого русского земледельческого населения в XVIII в. башкиры быстрее стали переходить от кочевого скотоводства к земледелию и оседлости. Но вместе с тем усилилась феодальная эксплуатация. Башкирские, татарские и русские феодалы, захватывавшие в свои руки огромные табуны скота и земли, богатели за счет эксплуатации трудового населения. Рядовые общинники платили государству ясак (дань) в основном пушниной и несли многочисленные повинности. Размеры ясака и других податей были непосильными. К тому же царские чиновники при сборе их творили беззакония. Росли налоги и вместе с тем злоупотребления местных властей. Многих башкир — земледельцев и скотоводов — ежегодно забирали на военно-сторожевую службу, отчего хозяйства их разорялись. Русские помещики и татарские феодалы захватывали в свою собственность обширные плодородные поля, расхищали богатые недра Южного Урала. Всему этому потворствовала царская администрация. В XVIII в. русские промышленники начали основывать в Башкирии горные заводы. Горнозаводчики беззастенчиво захватывали или скупали за бесценок башкирские земли и переселяли на них из Центральной России крепостных крестьян, которые закреплялись за заводами. Башкирские бедняки уходили на заводы, где за нищенскую зарплату им приходилось с утра до поздней ночи жечь уголь для топлива, возить руду на заводы. Царское правительство не разрешало башкирам иметь кузницы, покупать порох, оружие, ограничивало свободу передвижения, запретило издавна существовавшие у башкир собрания — джиины. В Башкирии неоднократно вспыхивали восстания. Но эти выступления местная феодальная знать и мусульманское духовенство обычно использовали в своих интересах. Они пытались направить возмущение угнетенных башкир против России и, добиваясь отделения Башкирии от России, стремились сохранить свои старые привилегии и по-прежнему распоряжаться судьбой башкирского народа. Царское правительство жестоко подавляло все эти выступления. В 1773 г. началась крестьянская война под руководством Пугачева. Вместе с яицкими казаками, русскими работными людьми Урала поднялись и нерусские народы Приуралья и Поволжья, в том числе и башкиры. Манифесты и воззвания Пугачева, обещавшие угнетенному, бесправному народу землю, свободу, защиту от произвола феодалов и администрации, находили горячий отклик в сердцах башкир. Во главе восстания башкир стал один из старшин — Салават Юлаев. Салават был образованным для своего времени человеком. Он хорошо знал устное народное творчество, историю своего народа и сам был народным поэтом. Стихи и песни Салавата выражали протест против угнетения, воспевали свободу, любовь к своей родине. Еще до присоединения к восстанию Салават в своем произведении «Кто батыр?» воспевал народного вождя Пугачева. Я не знаю Пугачева, Не видал его лица. Он пришел к нам в степи с Дона. Кто же он? Казак ли, царь? Все равно. Батыр он русский. За народ он. Сердцем яр. Бьет чиновников царевых, Генералов и бояр. Осенью 1773 г. отряд башкир, в котором находился Салават Юлаев, был послан царским правительством к Оренбургу на помощь войскам, действовавшим против Пугачева. По призыву Салавата весь отряд перешел на сторону восставших и влился в крестьянскую армию, осаждавшую Оренбург. С этого времени Салават стал одним из предводителей армии Пугачева. Во время боев под Оренбургом Пугачев пожаловал Салавату чин полковника, а позже бригадира (бригадного генерала). Из-под Оренбурга Пугачев направил Салавата в центр Башкирии возглавить разгоревшееся там восстание и создать новые повстанческие отряды. Талантливый военный организатор и агитатор, он пользовался большим уважением и любовью своего народа. Салават призывал башкир объединиться с русским народом и вместе с ним бороться против крепостного гнета. Под его руководством широкое национально-освободительное движение башкир и других нерусских народов впервые слилось с общей борьбой крестьянства России против феодалов-угнетателей. Тысячи башкир, привлеченных Салаватом, вместе с русскими повстанцами боролись за Оренбург, Уфу, Челябинск. Восстание продолжало бушевать и после ухода Пугачева из Башкирии. Салават понимал общность интересов угнетенного народа России и башкир. Он писал в своих обращениях: «Против русских в сердцах у нас нет злобы. Нам, башкирам и русским, не следует вести споры и разорять друг друга». Среди руководителей восстания, до конца остававшихся преданными Пугачеву, были и другие башкирские старшины: отец Салавата—Юлай Азналин, Кинзя Арасланов, Канзафар Усаев. Осенью, когда армия Пугачева боролась на правобережье Волги, в Башкирии также продолжались ожесточенные бои с царскими войсками. Салават был неуловим, горы и леса скрывали его от преследователей. 29 октября 1774г. начальник Тайной канцелярии, ведавшей делами о государственных преступлениях, Потемкин обратился с письмом к Салавату, призывая его сложить оружие и сдаться, обещая прощение. Но Салават отверг это предложение. Зимой отрядам Салавата стало передвигаться труднее. Правительственные войска сжимали повстанцев плотным кольцом. 24 ноября 1774 г. «главные башкирского народа предводители» были окружены в лесу в районе Катавских заводов, около деревни Мендяшь, и захвачены в плен. По приговору Тайной канцелярии Салавата и его отца Юлая провезли по местам, где произошли наиболее крупные сражения повстанцев с правительственными войсками, и везде их били кнутом. Они получили по 175 ударов. Им вырвали ноздри, на щеках и на лбу поставили раскаленным клеймом знаки государственных преступников и сослали на каторгу в Рогервик (теперь Палдиски, Эстонская ССР). Из архивных материалов известно, что в 1797 г. Салават Юлаев и другие сподвижники Пугачева были еще живы. После подавления восстания башкирские феодалы и муллы, а также царские чиновники пытались уничтожить память о Салавате. Но народ помнил о славном борце за счастливую жизнь для всех угнетенных и посвящал ему множество сказок, легенд и песен. |
ПОИСК
Block title
|