. Основание Московского университета
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Основание Московского университета

Основание Московского университета

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но не прошло и трех месяцев, как начались занятия и в самом университете.

Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказы­вала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. го­стей, весь день гремела музыка, пылала ил­люминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа попо­луночи». Перед собравшимися выступили моло­дые ученые — первые профессора Московского университета — Николай Поповский и Антон Барсов, учившиеся в Академии наук под руко­водством Ломоносова. Они горячо говорили о русском народе, о его традициях, о могучем и гибком русском языке, о счастье труда на благо родины, о том, что...может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Открытие Московского университета не слу­чайно воспринималось современниками как большой праздник. Развивавшаяся в стране промышленность, армия, флот, правительствен­ные учреждения испытывали острую нужду в образованных людях. Без них нечего было и думать об изучении огромной территории страны и освоении ее природных богатств. Не менее ост­ро нужны были врачи, учителя, юристы, исто­рики, архитекторы и другие работники куль­туры, а готовить их было негде.

При Академии наук в Петербурге, правда, был университет с гимназией, но он влачил жалкое существование. Дворяне видели в образовании одну из своих привилегий. Школ для «подлых», как презрительно называли они простой народ, в стране не было. Существовали лишь дворянские школы для подготовки офицеров да семинарии, выпускавшие церковников.

Сын крестьянина-помора, пробивший себе путь в науку силой своего гения и колоссаль­ным трудом, Ломоносов один из первых понял, как необходим России университет. Он составил проект организации университета, предусмотрел, как и чем он должен заниматься. Ломоносов знал, что университет погибнет, если ему неот­куда будет брать студентов. Поэтому он проектировал создание при университете гимназии. Но добиться осуществления проекта было не­легко. Для университета требовалось много денег. Ломоносов не имел званий и чинов, кото­рые помогли бы ему убедить императрицу и Сенат в необходимости этих трат.

Ломоносов решил действовать через любим­ца императрицы Ивана Шувалова — молодого пустого щеголя, который разыгрывал из себя покровителя науки и искусства. Шувалов под­держал его предложение, но одновременно присвоил себе славу создателя университета, «изобретателя того полезного дела». Кроме того, Шувалов внес в ломоносовский проект ряд изменений, которые ухудшали и калечили его.

О Ломоносове не упоминалось ни в офици­альных документах, ни во время открытия уни­верситета. Но скрыть правду о великой заслуге Ломоносова не удалось. Еще Пушкин сказал, что Ломоносов, который «сам был первым на­шим университетом», «создал первый русский университет». В наше, советское время прави­тельство присвоило Московскому университету имя его основателя.

Новый университет состоял из трех факуль­тетов — философского, медицинского и юри­дического. Все поступавшие в университе первоначально учились три года на философ­ском факультете, изучая гуманитарные науки1, а также математику и другие точные науки. По истечении трех лет они могли либо оставать­ся на этом же факультете для углубленного изучения одного из предметов, либо перехо­дить на медицинский и юридический факуль­теты, где обучение продолжалось еще четыре года. На медицинском факультете изучали не только медицину, но и химию, ботанику, зоо­логию, агрономию, минералогию и другие естественные науки.

Во всех университетах мира был и четвертый факультет — богословский. Благодаря стара­ниям Ломоносова в Московском университете не было богословского факультета и бо­гословие как предмет не преподавалось. Это не означает, что церковь не вмешивалась в жизнь Московского университета. Она и здесь преследовала передовую науку.

Так, в один из осенних дней 1769 г. около Лобного места на Красной площади собралась большая толпа. На Лобном месте стояли чиновник и палачи. Чиновник прочитал указ. Палачи разожгли костер, и в огонь полетела книга молодого университетского ученого Дми­трия Аничкова. В этой книге, которая была первой диссертацией в истории университета, Аничков выступал против религии, высмеивал веру в чудеса, разоблачал невежество и пара­зитизм духовенства, противопоставлял рели­гиозным сказкам науку.

Огромное значение имело то, что в Москов­ском университете впервые началось препода­вание всех наук на русском языке. В Акаде­мии наук и семинариях преподавание тогда велось на латинском, немецком, церковносла­вянском языках, но только не на русском. Можно смело сказать, что лишь с открытием Московского университета наука заговорила по-русски полным голосом.

Ломоносовский проект давал право учиться в университете не только дворянам, но и детям ремесленников, солдат, купцов, канцеляри­стов, церковников и даже крестьян. Ломоно­сов не смог добиться только разрешения учи­ться в университете детям крепостных поме­щичьих крестьян. Для детей бедноты было предусмотрено 100 мест в гимназии и 30 в уни­верситете. Зачисленные получали от государ­ства место в университетском общежитии, пи­щу, одежду и обувь.

С первых дней своего существования универ­ситет имел хорошо оборудованную химическую лабораторию, физический и минералогический кабинеты, библиотеку. Особенно важно то, что при университете была создана типография. До этого времени в Москве была лишь одна типография, да и та печатала книги только ре­лигиозного содержания. Типография универ­ситета издавала множество учебников, науч­ных, философских книг, русской и иностран­ной художественной литературы. Одним из первых изданий университета были «Сочинения» Ломоносова, собранные в двух томах. В них впервые печатались его научные работы. Это была первая русская книга с портретом автора. До этого в книгах помещались лишь портреты царей, цариц и изображения святых.

Стремясь к распространению научных зна­ний, профессора и преподаватели университета с первых дней его существования устраивали заседания для всех «любителей наук», где они выступали с научными докладами. И несмотря на цензуру, лучшие ученые, такие, как фило­соф Аничков, юрист Десницкий, медик Зыбелин, агроном Афонин, умели сообщать слуша­телям передовые идеи, направленные против религиозной и крепост­нической идеологии.

Московский уни­верситет положил на­чало новым центрам культуры в стране. Из художественных классов университет­ской гимназии, пи­томцами которых бы­ли знаменитые рус­ские архитекторы Баженов и Старов, выросла Академия художеств.

Из самодеятель­ных спектаклей студентов возник рус­ский театр в Москве. Библиотека универ­ситета стала первой публичной библиоте­кой Москвы. Она су­ществует и в наше время. Университет открыл свой филиал в Казани — гимназию, а она послужила ос­новой для Казанского университета.

На протяжении двух столетий Московский университет играл огромную роль в развитии русской научной мысли и культуры. Достаточ­но сказать, что из его стен вышли Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Белинский, Герцен, Тургенев, Чехов, Собинов, Фурманов, Джалиль и многие другие. С ним связана научная дея­тельность Тимирязева, Пирогова, Сеченова, Столетова, Жуковского, Зелинского, Ключев­ского, Тихомирова. Университет славится и свои­ми революционными традициями. Многие рево­люционеры — от декабристов до выдающихся деятелей Коммунистической партии — были его воспитанниками.

1 Гуманитарные науки — общественные науки (философия, история, литературоведение, языкозна­ние и др.).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ