. Школы начала XVIII века
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Школы начала XVIII века

Школы начала XVIII века

В печатном букваре XVII в. помещена кар­тинка, которая изображает школу и учеников, сидящих за столом. Тут же учитель наказывает розгой в чем-то провинившегося ученика. Учи­ться грамоте в то время было, нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хва­тало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывали от руки.

Школы находились тогда в ведении духовен­ства. Их было мало, многие дети вовсе не по­падали в школы и учились кто как мог. Взрос­лые сами обучали детей грамоте или отдавали их учителям, называвшимся «мастерами». Учение начинали с букваря, а одолев его, переходили к заучиванию церковных книг.

В конце XVII в., в начале царствования Пет­ра I, в России быстрыми темпами строились новые промышленные предприятия. Междуна­родное положение вынуждало Русское государ­ство готовиться к войне: нужно бы­ло организовать регулярную армию, создать сильную артиллерию, построить военный флот. Для этого требовались знающие, образованные люди.

Еще в 80-х годах XVII в. правительство орга­низовало в Москве несколько школ. Там учили преимущественно латинскому и греческому язы­кам, знание которых требовалось для служащих Посольского приказа, ведавшего сношениями с иноземными государствами.

Строительство большого военно-морского флота  заставило русское правительство создать школы для обучения мореплаванию и кораблестроению. Во время заграничного путешествия 1697—1698 гг. Петр I поручил своим спутникам закупать в Голландии и Англии учебные пособия для будущих школ: глобусы, компасы, чертежные доски, линейки и учебники.

В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта Навигацкая школа на 500 учеников, готовившая специалистов для флота. В нее принимали мальчиков и юношей сначала от 12 до 17, а потом и до 20 лет независимо от их происхождения. Первое время желающих было немного, поэтому приходилось набирать уче­ников и принудительно. Дети обеспеченных родителей жили за свой счет, остальные учени­ки получали небольшое казенное содержание в зависимости от успеваемости. В низших классах обучали грамоте и арифметике. В высших классах преподавались математические науки, навига­ция1, астрономия, а также фехтование. В свободные от занятий часы в школе силами учеников устраивались спектакли, на которые приглашали зрителей. В школе была введена строгая дисциплина. Учеников за проступки били плетьми, а за пропуск уроков с них взы­скивали штрафы.

Первыми преподавателями Навигацкой школы были иностранцы. Они плохо знали русский язык, были далеки от школы и учеников. По­ложение улучшилось, когда в школу пригласи­ли талантливого русского математика и педаго­га Леонтия Филипповича Магницкого, а за ним и других русских учителей.

Навигацкая школа принесла большую поль­зу стране. Из нее выходили моряки, инже­неры, гидрографы, топографы, бомбардиры, архитекторы и др. Ученики школы рабо­тали не только на флоте, но и везде, где нужны были знающие люди. Воспитанники Навигацкой школы много сделали для русской науки. Они впоследствии исследовали самые отдаленные об­ласти Русского государства и составили карты России.

В начале XVIII в. навигацкие школы были открыты также в Новгороде, Нарве и Ре­веле (теперь Таллин).

Из воспитанников навигацких школ вышло немало учителей. В 1714 г. велено было часть окончивших Московскую навигацкую школу послать в губернии для обучения детей в ци­фирных школах. Это были начальные шко­лы, где обучались дети дворян, духовенства, горожан.

В 1715 г. в Петербурге была основана Мор­ская академия. В нее приняли учеников из навигацких школ, а также детей высшего дворян­ства, еще нигде не учившихся, для которых было организовано подготовительное отделение. Петр уделял много внимания Морской академии. Он сам составил план преподавания. Как и в На­вигацкой школе, в академии была строгая дис­циплина и для учеников и для преподавателей. Утверждая инструкцию для Морской академии, Петр сделал в ней приписку: «Для унятия кри­ка и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат и быть им по человеку во всякой каморе (классе.— Ред.) во время учения и иметь хлыст в руках; и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, несмотря какой бы он фамилии ни был...»

За короткое время академия подготовила кадры морских офицеров. Среди них были капитан А. И. Чириков, участник обеих Кам­чатских экспедиций (см. т. 1 ДЭ, ст. «Географи­ческие открытия XVIII века»); адмирал А. И. Нагаев — гидрограф и картограф, соста­вивший первые карты Каспийского и Берингова морей и первый атлас Балтийского моря; адмирал С. И. Мордвинов, оставивший ряд трудов по мореплаванию, навигации и геометрии.

Одновременно с Навигацкой в Москве была основана Артиллерийская школа, а в 1712 г.— Инженерная школа. В 1707 г. в Москве при гос­питале было открыто Медицинское училище (хирургическая школа). Возглавлял его голлан­дец Бидлоо.

Здесь преподавали анатомию, хирургию и «аптекарские науки». Практику учащиеся проходили в госпитале. Первый выпуск учени­ков состоялся в 1713 г.

При олонецких и уральских металлургиче­ских заводах были основаны горные школы, готовившие квалифицированных мастеров для металлургической промышленности.

Появились школы, подготовлявшие канце­лярских служащих, а также школы, где изу­чали иностранные языки.

Первое время учебники и учебные пособия для профессиональных школ переводили с ино­странных языков, позже стали выпускать рус­ские учебники. В 1708 г. вышла первая книга — «Геометрия», напечатанная новым гражданским шрифтом, который заменил прежний, церков­нославянский, замысловатый и трудный для чтения.

Старый Московский печатный двор не мог уже справиться с выпуском нужного количества книг, и в помощь ему построили три типо­графии в Петербурге.

Таким образом, в начале XVIII в. в России была уже сравнительно широкая сеть прави­тельственных школ. Формально в школах могли учиться дети различных слоев населения, а на деле высшие специальные учебные заведения заполняли сыновья аристократов. Среднее тех­ническое образование получали преимуществен­но дети рядового дворянства, а дети людей «низших классов», как правило, не могли идти дальше обучения грамоте. И все же новая шко­ла была значительным шагом вперед. Учащие­ся изучали не только богословские предметы, но и получали практические знания в письме, счете и т. д. Школа способствовала распространению грамотности в стране, развитию книгопечатания.

В конце 1725 г. (уже после смерти Петра I) в Петербурге была открыта Академия наук для развития научных знаний и подготовки ученых. При ней были организованы гимназия и уни­верситет.

1 Навигация — мореплавание и судоходство, а также раздел науки кораблевождения, изучающей способы безопасного и точного плавания судов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ