. Создание военно-морского флота
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Создание военно-морского флота

Создание военно-морского флота

Русские люди издавна сооружали речные су­да и отправлялись на них в далекие плавания. Во времена Киевской Руси русские купцы на лодках-однодеревках, вырубленных из одного дерева, спускались вниз по Днепру и вдоль берегов Черного моря добирались до Констан­тинополя. На лодках же совершали свои по­ходы на Царьград киевские князья. Новгород тоже славился своими отважными мореплава­телями. Новгородцы вели обширную торговлю на Балтийском море. Некоторые новгородские купцы имели настоящие морские корабли, по­добные скандинавским.

В конце XVII в. ежегодно летом большой русский торговый караван плоскодонных судов, нагруженных кожей, полотном, пенькой, са­лом, зерном, выходил из Невы в Финский залив и направлялся к Стокгольму.

Но Россия не имела ни одного порта на Бал­тийском море. Главный торговый путь в Евро­пу шел через Архангельск, основанный на да­леком Севере, на Белом море, еще в XVI в. Этот порт восемь месяцев в году находился подо льдом. Караваны голландских, англий­ских и гамбургских купцов, приходившие сюда, часто не успевали уйти обратно в то же лето или же застревали во льдах на пути домой.

Кончался XVII век, наступало время боль­ших перемен в жизни России. Для молодого Русского государства, стремившегося порвать с вековой отсталостью, жизненно необходим был выход к морю. Сначала Петр I попытался прорваться к Азовскому и Черному морям. В 1695 г. к турецкой крепости Азов, запиравшей выход с Дона в Азовское море, подошли рус­ские войска. Они дважды пытались взять Азов приступом, но безуспешно. Стало ясно, что без флота овладеть морской крепостью невозможно.

Было решено к следующей весне построить большую флотилию, способную состязаться с турецким флотом. Началась лихорадочная ра­бота. В воронежских лесах около 26 тыс. чело­век, собранных сюда со всех концов России, заготовляли части стругов (больших лодок), которые потом по зимнему пути свозились к Воронежу. Закипела работа и в селе Преоб­раженском, под Москвой. Солдаты Преображен­ского и Семеновского полков, плотники из Вологды, Нижнего, Дединова и группа иностранцев изготовляли здесь части галер1 и брандеров2, которые перевозили в Воронеж и там собирали. Весной 1696г., когда вскры­лись реки, в Воронеже была спущена на воду первая азовская флотилия, состоявшая из 1300 больших и средних судов. Новая флотилия неожиданно появилась в Азовском море и навела страх на турок. Азов, окруженный с суши и с моря, вынужден был сдаться. 20 октября 1696 г. Боярская дума — тогда высший совещательный орган государства — вынесла решение: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского регулярного военно-морского флота.

На Воронежских верфях суда строились по-прежнему бурными темпами. В конце 1698 г. Петр приехал в Воронеж. Незадолго до этого он побывал на лучших в мире голландских и ан­глийских верфях, но все же был поражен и восхищен увиденным здесь. Перед ним стояло двадцать почти готовых двух- и трехмачтовых больших кораблей. Тут же Петр заложил боль­шой 60-пушечный корабль «Предистинацию». Чертеж его был составлен самим Петром на основе новейших достижений английского кораб­лестроения.

На верфи собирали опытных мастеров, чьи большие и малые суда плавали по водам Волги, Северной Двины, Дона и других русских рек. Среди талантливых русских кораблестроителей выделялся Федосей Скляев. «Лучший в сем мастерстве»,— говорил о нем Петр.

На строительстве нужны были десятки тысяч рабочих. Их набирали принудительно. К Воро­нежскому адмиралтейству было прикреплено 11 городов (в том числе Воронеж), которые должны были ежегодно поставлять на верфи около 30 тыс. человек. Условия жизни и тру­да рабочих были неимоверно тяжелы, и рабочие зачастую совершали побеги. В августе 1698 г. на Дону, в Черкасске, вспыхнуло вос­стание работных людей: около 3 тыс. солдат и крестьян, покинув галеры, разошлись по домам.

Главные интересы внешней политики России были связаны с Балтийским морем. Только здесь могло быть «прорублено окно в Европу». В войне со шведами за выход в Балтийское море флот должен был сыграть важную роль.

Строительство Балтийского флота началось в первые годы XVIII в. В Приладожье, на ре­ках Сяси, Свири, Паше, развернулось новое корабельное строительство. Важнейшей из этих верфей была Олонецкая (иначе Лодейное поле), основанная в 1703 г.; она существует и поныне. Здесь строились фрегаты — линейные мор­ские парусные суда,— а также и более мелкие суда — шнявы, бригантины, буера, ходившие и на веслах. Строились и галеры.

При помощи молодого флота русские войска в мае 1703 г. овладели устьем Невы, где сразу же был заложен Петербург, а осенью того же года — крепость Кронштадт.

Прошло немногим более года, и в водах Не­вы, у Петербурга, появилась флотилия судов, построенных на Лодейнопольской верфи; еще раньше сюда пришли корабли из Луги и дру­гих мест. Над флотилией был поднят штандарт Петра I с изображением четырех морей — Бело­го, Балтийского, Черного и Каспийского. Всю зиму корабли приводили в исправность и во­оружали на только что заложенной в Петер­бурге Адмиралтейской верфи.

Летом 1705 г. на кронштадтском рейде впер­вые выстроилась в боевом порядке, в три ли­нии, эскадра русского Балтийского флота, го­товясь отразить подходившего врага. Она со­стояла только из восьми 24-пушечных фрега­тов, шести 12-пушечных шняв и 4 галер. Но ее энергично поддерживал огнем своих пушек Кронштадт. Русские моряки отбили все атаки сильной шведской эскадры. Неудача потрясла шведов, и в последующие годы шведская эскадра хотя и появлялась в Финском заливе, но держалась на почтительном расстоянии от нев­ских берегов.

К 1706 г. в Петербурге было закончено соору­жение Адмиралтейской верфи. Сначала здесь строили лишь мелкие и средние суда. А с кон­ца 1709 г. заложили и крупные дорогостоящие корабли, которые строились по 2—3 года. Пер­вым из них была 54-пушечная «Полтава», за­ложенная Петром. В 1716 г. здесь строилось одновременно десять гигантов парусного флота, имевших от 70 до 90 пушек. Но в балтийских водах нужны были и гребные суда — галеры и скампавеи3: по шхерам — узким и длинным заливам — они легко и быстро проникали в глубь Финляндии (Финляндия в то время находилась под властью Швеции).

В мае 1713 г. русские галеры подошли к Гельсингфорсу и, действуя совместно с десан­том, взяли город. Все 200 мелких судов, участво­вавших в походе, были построены за одну зиму.

К 1714 г. военная мощь Швеции на суше бы­ла сломлена окончательно, но на море она была еще сильна: ее линейный парусный флот почти вдвое превосходил русский. В июне 1714 г. большой русский галерный флот подо­шел к мысу Гангут (Ханко). Он должен был проникнуть в шхеры района Або, чтобы доста­вить подкрепление и припасы для русской ар­мии, только что освободившей Южную Фин­ляндию от шведов. Но дальнейший путь рус­скому флоту преградила шведская эскадра. 18 июля сюда прибыл Петр. После тщательной разведки местности он составил смелый и оригинальный план прорыва.

Сначала в самой узкой части полуострова бы­ла устроена «переволока» из бревен, по которой несколько мелких галер перетащили на другую сторону мыса. Затем туда же прорвались два отряда скампавей. Не поняв цели «переволо­ки» как диверсии, шведы отправили часть эскадры к месту спуска галер с «переволоки» на воду. При этом во время перегруппировки своих судов они открыли проход мимо мыса в абоские шхеры, очевидно не допуская мысли, что русский флот сможет прорваться на виду у сильной шведской эскадры.

Наступил жаркий безветренный день 27 июля 1714 г. Над Балтикой сияла бездонная синева неба. Безжизненно повисли паруса на шведских кораблях. Тогда русский гребной флот, ночью выдвинутый на границу карауль­ного охранения, разделившись на три отряда, двинулся в поход. Четко, быстро и слаженно работали гребцы. Шведы, перебуксировав часть своих судов, открыли ожесточенный артилле­рийский огонь, но русские суда продолжали двигаться вперед.

К 12 часам весь русский флот собрался вое­дино. Между тем в одном из заливов сосредото­чился большой отряд вражеских судов, отде­лившийся от главных сил. Если бы штиль прекратился, русский флот оказался бы между двух огней. Надо было действовать, не теряя ни минуты. И русские моряки немедленно вступили в бой с отделившейся частью швед­ской эскадры. Две первые атаки против швед­ского центра были отбиты превосходящей шведской артиллерией. Третья атака, направ­ленная против фланговых шведских судов, была подготовлена особенно тщательно. Отря­ды русских скампавей двинулись на врага. Впереди на шлюпках шли командиры, как при штурме на суше. Сблизившись со шведами, скампавеи сваливались на абордаж. Ожесточенное сражение окончилось полной победой русских, которые проявили беззаветную храбрость.

Гангутская победа изменила соотношение мор­ских сил на Балтике. Отбросив шведский флот, русские моряки вышли в Балтийское море. Шведский флот, понесший большие потери, 28 июля оставил позиции у Гангута и ушел к Аландским островам. Гангутское сражение принесло первую крупную победу молодому русскому флоту над сильнейшим противником. При помощи флота, вышедшего на морской про­стор, русские овладели всей Финляндией и смо­гли перенести военные действия на террито­рию Швеции. Со времени Гангутского сра­жения русский флот стал господствующим на Балтике. Это способствовало тому, что Россия прочно укрепилась на Балтийском побережье.

После Гангута на балтийском флоте шла уси­ленная созидательная работа. Балтийские ли­нейные корабли строились по последнему сло­ву техники. Например, корабль «Ингерманланд», заложенный Петром I по собственному чертежу и выстроенный им же вместе с Ф. Скляевым и английским мастером Козенцом, по от­зывам специалистов, на столетие опередил свое время. По своим пропорциям он не отличался от парусных кораблей XIX в., а по скорости превосходил их.

С помощью рекрутских наборов, проводив­шихся в приморских и речных районах, соз­давались матросские кадры. В специальных школах готовились офицеры флота и корабле­строители. В 1719 г. Н. Сенявин, воспитанник Навигацкой школы, командуя от­рядом русских кораблей, одержал победу над шведами в открытом море у острова Эзеля. В 1720 г. новая победа, при Гренгаме, закрепи­ла русское преобладание на Балтийском море.

Создание могущественного, сильнейшего на Балтике флота стоило русскому народу гро­мадных усилий и жертв. Но военно-морской флот стал надежным защитником границ Рос­сии, ее опорой в борьбе с внешними врагами.

 

1 Галера — парусно-гребное судно с экипажем в 250—300 человек.

2 Брандер — парусное судно, наполненное горю­чими материалами для поджога вражеских кораблей.

3 Скампавея — небольшое гребное судно.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ