. Шарль Фурье
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Шарль Фурье

Шарль Фурье

В 30-х годах прошлого столетия в Париже на улице Сен-Пре-Монмартр жил Шарль Фу­рье — один из великих социалистов-утопистов. Это был старый человек небольшого роста, с седыми волнистыми волосами и задумчивыми проницательными голубыми глазами.

Фурье родился в городе Безансон в 1772 г. в семье торговца, человека невежественного и грубого. Дома Шарля поучали, что надо быть правдивым, честным, а в лавке отца он не раз наблюдал, как обвешивают и обманывают поку­пателей. Шарль открыто высказал свое возму­щение отцу и был за это жестоко наказан. Фу­рье хотел после окончания школы стать инже­нером. Но чтобы иметь средства для жизни, ему пришлось работать приказчиком и конторским служащим. Фурье ненавидел свою работу. После тяжелого трудового дня все свободное время он проводил за книгами. Благодаря упорному труду он приобрел большие знания. Проницательный и отзывчивый, Фурье глубоко переживал страдания народа и решил посвя­тить свою жизнь изысканию путей к освобож­дению человечества от угнетения и нужды.

В первые десятилетия XIX в. пролетариат был малочисленным и неорганизованным. Жизнь не подсказывала еще реальных путей борьбы за освобождение от эксплуататоров. В таких условиях появились утопические, т. е. несбыточные, проекты переустройства общества. Во Франции почти в одно время с Фурье высту­пил социалист-утопист Сен-Симон, а в Англии Роберт Оуэн.

В своих произведениях Фурье подверг би­чующей критике капиталистическое общество. В нем, говорил он, господствует дух наживы. Счастье одних основано на несчастье других. Все находятся в состоянии войны друг с другом. Врач желает своим согражданам ли­хорадок, чтобы было больше больных, и тог­да он сможет получить больше денег, а адво­кат — тяжб и ссор в каждой семье. Архитекто­ру нужен пожар, который превратил бы в пе­пел четвертую часть города, а стекольщик же­лает града, который разбил бы все стекла. Судьи хотели бы, чтобы во Франции по-преж­нему совершалось не менее 120 тыс. преступле­ний в год, чтобы они имели побольше дел и доходов.

Особенно резко проявляются противоречия между богатыми и бедными. Рабочие трудятся только для того, чтобы не умереть с голоду. Капиталистическую фабрику Фурье называл смягченной каторгой. И хотя богатство обще­ства возрастает, нищета трудящихся не умень­шается, а увеличивается. Самой основатель­ной и едкой критике Фурье подверг капитали­стическую торговлю. Меткими, насмешли­выми словами рисовал он плутни купцов и торговцев. Фурье называл торговлю ремес­лом лжи и лицемерия, торжествующим обма­ном, а торговцев — вампирами, которые сами ничего не производят, а наживают большие богатства. Спекулянты хлебом доводят бедня­ков до голодной смерти.

Фурье выступил страстным проповедником освобождения женщин. Много внимания уде­лил он и детям. Фурье был не только беспо­щадным критиком старого. Он считал, что че­ловечество может перейти к новому, справед­ливому обществу. Он называл его строем гар­монии; по существу он говорил о социализме.

Фурье впервые высказал в печати свои идеи о будущем обществе в 1803 г. С тех пор до самой смерти, в 1837 г., он разрабатывал свою теорию. Фурье так красочно и с такими мельчайшими подробностями описал будущий строй, словно это был не плод его фантазии, а картина реальной жизни. Много в его про­екте было наивного, фантастического. Но в то же время он высказал ряд поразительных дога­док о характере будущего общества.

Каким же представлял себе будущее обще­ство Фурье? Оно должно состоять из общин, или объединений,— фаланг. В составе фаланги 1600—2000 человек. Труд должен отвечать склонностям человека, быть легким, увлека­тельным, непродолжительным, разнообразным.

Совершенные приемы труда, свободное из­брание каждым профессии, соответствующей его склонностям, разнообразие занятий в течение дня в кругу дружественных людей приведут, по мнению Фурье, к значительному росту про­изводительности труда и к резкому возрастанию богатств всей фаланги. Труд станет не тяжкой обязанностью, а наслаждением, и все будут охотно трудиться. Фурье писал, что в таких условиях исчезнет гибельная конкуренция, царящая в буржуазном обществе. Люди будут не конкурировать, а соревноваться. Это была одна из блестящих догадок Фурье об особен­ностях социалистического строя.

Жилищем для членов фаланги должно слу­жить прекрасное здание — дворец-фаланстер, в котором будут роскошные залы, библиотеки, столовые, театр, мастерские, зимние сады и различные жилые помещения. Домашнее хо­зяйство станет ненужным, так как каждый бу­дет питаться в общественной столовой. Жен­щины будут пользоваться равными правами с мужчинами и работать вместе с ними.

В результате всех этих мер, по мнению Фу­рье, исчезнут общественные противоречия и установится согласие и доброжелательство всех людей, наступит всеобщая гармония. Население всего земного шара объединится в фалангах. Все будут жить во дворцах-фалан­стерах, поэтому не будет городов и деревень. Фурье страстно верил во всеобщее преобразо­вание при строе гармонии и полагал, что сама природа, например животные, растения, изме­нится для блага людей. Растают льды на полю­сах, улучшится климат, люди станут собирать по два урожая в год. Земля обзаведется четырь­мя искусственными лунами, более светлыми, чем наша луна, и благодаря этому ночи станут столь же светлыми, как и дни. Вместо хищных зверей и вредных животных появятся антиль­вы, антиакулы и антикрокодилы, которые будут служить человеку. Отдельные странности не могут заслонить главного в учении Фурье. Его яркая и справедливая критика буржуазного общества, его идеи о всеобщем труде, о коллек­тивном производстве и потреблении, об устране­нии противоположности между городом и де­ревней оказали влияние наряду с трудами других великих социалистов-утопистов на уче­ние научного социализма, созданное Марксом и Энгельсом, но построенное на других основа­ниях, чем теории утопических социалистов.

Как же думал Фурье осуществить свои идеи? Он считал, что достаточно организовать несколько пробных фаланг, и все человечество немедленно последует этому примеру. Через 5—6 лет на всей земле воцарится новый обще­ственный строй, при котором интересы каждо­го человека и всего общества сольются воедино. Дело заключается лишь в том, полагал Фурье, чтобы убедить богачей дать деньги для устрой­ства фаланг. В течение 30 лет Фурье писал письма и посылал свои книги многим капита­листам, правительствам, императору Наполео­ну, банкиру Ротшильду, царю Николаю I, ми­нистрам и ученым. Фурье сообщил всем, что сделал выдающееся открытие, как преобразо­вать порочный буржуазный строй и создать условия для счастья всех людей. С этим откры­тием, сообщал он, можно познакомиться, про­читав его книги. Фурье просил у богачей день­ги для организации первых фаланг. Ежедневно в 12 часов дня, сообщал Фурье, он ожидает дома прихода богатых посетителей.

Фурье отрицательно относился к борьбе классов, боялся новых революций и хотел пре­образовать общество мирным и «безболезнен­ным» путем, не задевая интересов капитали­стов. Он, конечно, не дождался прихода бога­чей. История доказала, что подобным путем невозможно преобразовать общество, что толь­ко борьба пролетариата под руководством пар­тии коммунистов способна привести к победе нового общественного строя.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ