.
Меню сайта
|
Бабëф и движение "во имя равенства"Бабëф и движение "во имя равенства"Французская буржуазная революция не принесла освобождения трудящимся массам. Гнет феодалов сменился гнетом капиталистов. Уже в годы революции родилась мечта о таком обществе, где навсегда будет покончено со всякой общественной несправедливостью и утвердится истинная свобода. Осуществлению этой мечты посвятил свою жизнь французский утопист-коммунист Бабёф. Бабёф родился в 1760 г. в бедной семье. Отец его больше двадцати лет прослужил солдатом; он и был единственным учителем Франсуа Ноэля — своего старшего сына. Уже в раннем детстве Бабёф проявлял выдающиеся способности. Соседи называли его маленьким чудом: в восемь лет мальчик составлял для них прошения и переписывал их великолепным почерком. Нужда рано заставила Бабёфа начать работать землекопом на сооружении канала. Занятый тяжелой, изнурительной работой, он несколько лет не брал в руки ни пера, ни книги. Но почерк все-таки его выручил. В семнадцать лет юноша поступил на службу писцом. Самоучка, необыкновенно любознательный, он жадно изучал труды передовых мыслителей XVIII в. Его идеалом становится такое общество, где между людьми будет царить полное равенство, земля будет принадлежать всем, все станет общим. Мечта о создании такого общества целиком овладела Бабёфом. С присущей ему страстностью и пылкостью он посвятил ей всю свою короткую жизнь. С самого начала французской революции Бабёф выступал против буржуазии, пришедшей к власти на смену феодалам, и упрекал ее в том, что она не проявляла никакой заботы о «самом многочисленном и несчастном классе» — деревенской бедноте и рабочих. Бабёфа преследовали. Он и его семья вели почти голодное существование. По ложному обвинению Бабёфа заключили в тюрьму. Но гонения не сломили его. Он оставался верным своим взглядам. Летом 1794 г. Бабёф добился отмены несправедливого приговора. Якобинская диктатура тогда уже пала, Максимильен Робеспьер был казнен. У власти укрепилась новая буржуазия, разбогатевшая за годы революции, скупившая земли католической церкви и эмигрантов-дворян, жадная и хищная, совершенно равнодушная к народным бедствиям. Сбросив власть короля и феодалов, новые богачи промышленники, торговцы, банкиры — спешили воспользоваться своим влиянием и приобретенными богатствами. В стране процветали взяточничество и казнокрадство. Разбогатевшие спекулянты и казнокрады кичливо выставляли напоказ свои богатства, а рабочие и городская беднота голодали. Твердые цены — максимум — были отменены, и цены на хлеб и другие продукты резко повысились. У рабочих зрела мысль, что нужно бороться с буржуазией, нужны новые революционные перемены, чтобы улучшилось их положение. Вернувшись в Париж, Бабёф начал издавать газету «Трибун народа». «Народ продолжает проливать свой пот и свою кровь, собираемые в золотые сосуды кучкой богачей»,— писал он в газете. В конце 1794 г. Бабёфа снова арестовали. К этому времени Бабёф стал называть себя Гракхом в честь братьев Гракхов, боровшихся в Римской республике за проведение аграрного закона. В тюрьме окончательно сложились взгляды Бабёфа. В тюремных камерах он встретил людей, так же как и он, глубоко разочарованных в порядках, установившихся во Франции после буржуазной революции. Бабёф считал, что революция не улучшила положения трудового люда, так как не отменила частной собственности, сохранила разделение на богатых и бедных. В течение всей истории, утверждал Бабёф, шла борьба между богатыми и бедными. От Французской революции бедняки получили слишком мало, но она только предтеча новой, более великой революции. Нужно готовить эту новую революцию, чтобы уничтожить частную собственность, установить «совершенное равенство». Многие из товарищей Бабёфа по заключению стали его последователями. Из тюрьмы он был освобожден в октябре 1795 г. Буржуазное правительство Франции называлось в это время Директорией. В противовес ей Бабёф создал подпольную организацию — «Тайную директорию», ставившую своей целью организовать восстание для свержения буржуазного правительства и установления коммунистического строя. Вместе со своими друзьями Бабёф обдумывал меры, которые нужно осуществить после победы революции. Бабувисты — сторонники Бабёфа — считали, что после свержения власти богачей надо будет организовать бесплатную раздачу хлеба нуждающимся, переселить бедняков в дома богачей — врагов революции, вернуть бедным людям вещи, заложенные ими в ломбарде. Все богатства страны постепенно станут собственностью народа. Земледельцы и ремесленники в новом обществе будут сдавать продукты своего труда в общие склады и получать из них строго поровну все нужное для жизни. В стране установится сильная революционная власть (диктатура) бедноты. Политические права получат лишь те, кто занят полезным трудом. Тунеядцев-богачей народ возьмет под свой бдительный надзор и заставит работать. К несчастью, в организацию Бабёфа проник предатель и все ее руководители в мае 1796 г. были арестованы. В железных клетках их перевезли из Парижа в маленький городок Вандом, где в течение семи месяцев шел суд над бабувистами. На суде Бабёф вел себя исключительно мужественно и стойко. Он был приговорен к смертной казни. Сын передал ему кинжал, которым Бабёф и его единомышленник А. Дартэ, также приговоренный к смерти, пытались заколоться, но неудачно. Казнь состоялась в следующую ночь после приговора, 27 мая 1797 г. За несколько часов до смерти Бабёф написал своей жене и детям: «Добрый вечер, друзья мои! Я готов к тому, чтобы погрузиться в вечную ночь... Не думайте, что я сожалею о том, что пожертвовал собой во имя самого прекрасного дела... Приятно, по крайней мере, умирать с такой чистой совестью, как у меня». Перед объявлением приговора Бабёф попросил одного из своих ближайших друзей Филиппа Буонарроти, надеясь, что тот останется жить, рассказать людям правду о взглядах и стремлениях бабувистов. В 1801 г. Наполеон отправил в ссылку почти всех оставшихся в живых видных якобинцев и бабувистов. Последние были сосланы на острова в Индийском океане и погибли там в первые же недели от тропической лихорадки. Но идеи Бабёфа не умерли. Филипп Буонарроти, отбывший после суда тюремное наказание, был одним из немногих, кто надолго пережил своих сподвижников. Он выполнил обещание, данное своему другу. Тридцать лет спустя после смерти Бабёфа Буонарроти написал книгу «Заговор во имя равенства», в которой рассказал о взглядах Бабёфа и об истории возглавлявшегося им движения. Из этой книги французские рабочие узнали о благородных коммунистических идеалах, за которые погибли Бабёф и его товарищи. В 30-х годах XIX в. коммунистические идеи вновь стали распространяться во Франции в рабочей среде. Книгу Буонарроти читали Маркс и Энгельс. Они увидели, что многое во взглядах бабувистов было еще политически незрелым. Бабёф говорил о бедняках вообще; среди бедняков он не выделял промышленный пролетариат — тот класс, которому суждено было возглавить борьбу за уничтожение капиталистического строя. Это понятно. В те времена во Франции еще не было крупной механизированной промышленности, пролетариат был еще слаб и плохо организован. Бабёф хотел сразу после революции установить полное уравнение всех граждан, чтобы все блага (продовольствие, одежда и другие) распределялись между людьми труда поровну, независимо от того, много или мало, хорошо или плохо работал тот или иной гражданин. Но установить сразу такой порядок в условиях, когда еще нет изобилия всех продуктов, было бы неправильно и неразумно. Критикуя Бабёфа за грубоуравнительный коммунизм, Маркс и Энгельс высоко ценили его деятельность. О коммунистическом обществе некоторые передовые мыслители мечтали еще до Бабёфа. Но он был первым, кто понял, что для достижения коммунизма нужно совершить революцию и установить революционную диктатуру. |
ПОИСК
Block title
|