. Бабëф и движение "во имя равенства"
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Бабëф и движение "во имя равенства"

Бабëф и движение "во имя равенства"

Французская буржуазная революция не принесла освобождения трудящимся массам. Гнет феодалов сменился гнетом капиталистов.

Уже в годы революции родилась мечта о таком обществе, где навсегда будет покончено со всякой общественной несправедливостью и утвердится истинная свобода. Осуществлению этой мечты посвятил свою жизнь французский утопист-коммунист Бабёф.

Бабёф родился в 1760 г. в бедной семье. Отец его больше двадцати лет прослужил сол­датом; он и был единственным учителем Фран­суа Ноэля — своего старшего сына. Уже в ран­нем детстве Бабёф проявлял выдающиеся спо­собности. Соседи называли его маленьким чу­дом: в восемь лет мальчик составлял для них прошения и переписывал их великолепным по­черком. Нужда рано заставила Бабёфа начать работать землекопом на сооружении канала. Занятый тяжелой, изнурительной работой, он несколько лет не брал в руки ни пера, ни кни­ги. Но почерк все-таки его выручил. В семнад­цать лет юноша поступил на службу писцом. Самоучка, необыкновенно любознательный, он жадно изучал труды передовых мыслителей XVIII в. Его идеалом становится такое обще­ство, где между людьми будет царить полное равенство, земля будет принадлежать всем, все станет общим. Мечта о создании такого общества целиком овладела Бабёфом. С при­сущей ему страстностью и пылкостью он посвя­тил ей всю свою короткую жизнь.

С самого начала французской революции Бабёф выступал против буржуазии, пришед­шей к власти на смену феодалам, и упрекал ее в том, что она не проявляла никакой заботы о «самом многочисленном и несчастном классе» — деревенской бедноте и рабочих. Бабёфа пресле­довали. Он и его семья вели почти голодное существование. По ложному обвинению Бабёфа заключили в тюрьму. Но гонения не сломили его. Он оставался верным своим взглядам.

Летом 1794 г. Бабёф добился отмены неспра­ведливого приговора. Якобинская диктатура тогда уже пала, Максимильен Робеспьер был казнен.

У власти укрепилась новая буржуазия, разбогатевшая за годы революции, скупившая земли католической церкви и эмигрантов-дво­рян, жадная и хищная, совершенно равнодуш­ная к народным бедствиям.

Сбросив власть короля и феодалов, новые богачи промышленники, торговцы, банки­ры — спешили воспользоваться своим влия­нием и приобретенными богатствами. В стране процветали взяточничество и казнокрадство. Разбогатевшие спекулянты и казнокрады кич­ливо выставляли напоказ свои богатства, а рабочие и городская беднота голодали. Твер­дые цены — максимум — были отменены, и цены на хлеб и другие продукты резко повы­сились. У рабочих зрела мысль, что нужно бороться с буржуазией, нужны новые рево­люционные перемены, чтобы улучшилось их положение.

Вернувшись в Париж, Бабёф начал изда­вать газету «Трибун народа». «Народ продол­жает проливать свой пот и свою кровь, соби­раемые в золотые сосуды кучкой богачей»,— писал он в газете.

В конце 1794 г. Бабёфа снова арестовали. К этому времени Бабёф стал называть себя Гракхом в честь братьев Гракхов, боровшихся в Римской республике за проведение аграрного закона.

В тюрьме окончательно сложились взгляды Бабёфа. В тюремных камерах он встретил лю­дей, так же как и он, глубоко разочарованных в порядках, установившихся во Франции после буржуазной революции. Бабёф считал, что ре­волюция не улучшила положения трудового люда, так как не отменила частной собствен­ности, сохранила разделение на богатых и бед­ных. В течение всей истории, утверждал Бабёф, шла борьба между богатыми и бедными. От Французской революции бедняки получили слишком мало, но она только предтеча новой, более великой революции. Нужно готовить эту новую революцию, чтобы уничтожить част­ную собственность, установить «совершенное равенство». Многие из товарищей Бабёфа по заключению стали его последователями.

Из тюрьмы он был освобожден в октябре 1795 г. Буржуазное правительство Франции называлось в это время Директорией. В проти­вовес ей Бабёф создал подпольную организа­цию — «Тайную директорию», ставившую своей целью организовать восстание для свержения буржуазного правительства и установления коммунистического строя.

Вместе со своими друзьями Бабёф обдумы­вал меры, которые нужно осуществить после победы революции. Бабувисты — сторонники Бабёфа — считали, что после свержения вла­сти богачей надо будет организовать бесплат­ную раздачу хлеба нуждающимся, переселить бедняков в дома богачей — врагов революции, вернуть бедным людям вещи, заложенные ими в ломбарде. Все богатства страны постепенно станут собственностью народа. Земледельцы и ремесленники в новом обществе будут сдавать продукты своего труда в общие склады и полу­чать из них строго поровну все нужное для жизни. В стране установится сильная револю­ционная власть (диктатура) бедноты. Поли­тические права получат лишь те, кто занят полезным трудом. Тунеядцев-богачей народ возьмет под свой бдительный надзор и заставит работать.

К несчастью, в организацию Бабёфа проник предатель и все ее руководители в мае 1796 г. были арестованы. В железных клетках их пере­везли из Парижа в маленький городок Вандом, где в течение семи месяцев шел суд над бабувистами. На суде Бабёф вел себя исключительно мужественно и стойко. Он был приговорен к смертной казни. Сын передал ему кинжал, ко­торым Бабёф и его единомышленник А. Дартэ, также приговоренный к смерти, пытались за­колоться, но неудачно.

Казнь состоялась в следующую ночь после приговора, 27 мая 1797 г.

За несколько часов до смерти Бабёф написал своей жене и детям: «Добрый вечер, друзья мои! Я готов к тому, чтобы погрузиться в вечную ночь... Не думайте, что я сожалею о том, что пожертвовал собой во имя самого прекрасного дела... Приятно, по крайней мере, умирать с такой чистой совестью, как у меня».

Перед объявлением приговора Бабёф попро­сил одного из своих ближайших друзей Филиппа Буонарроти, надеясь, что тот оста­нется жить, рассказать людям правду о взгля­дах и стремлениях бабувистов. В 1801 г. На­полеон отправил в ссылку почти всех оставших­ся в живых видных якобинцев и бабувистов. Последние были сосланы на острова в Индий­ском океане и погибли там в первые же недели от тропической лихорадки.

Но идеи Бабёфа не умерли. Филипп Буо­нарроти, отбывший после суда тюремное нака­зание, был одним из немногих, кто надолго пережил своих сподвижников. Он выполнил обещание, данное своему другу. Тридцать лет спустя после смерти Бабёфа Буонарроти напи­сал книгу «Заговор во имя равенства», в кото­рой рассказал о взглядах Бабёфа и об истории возглавлявшегося им движения. Из этой книги французские рабочие узнали о благородных коммунистических идеалах, за которые погиб­ли Бабёф и его товарищи.

В 30-х годах XIX в. коммунистические идеи вновь стали распространяться во Франции в рабочей среде. Книгу Буонарроти читали Маркс и Энгельс. Они увидели, что многое во взглядах бабувистов было еще политически незрелым. Бабёф говорил о бедняках вообще; среди бедняков он не выделял промышленный пролетариат — тот класс, которому суждено было возглавить борьбу за уничтожение капи­талистического строя. Это понятно. В те вре­мена во Франции еще не было крупной механи­зированной промышленности, пролетариат был еще слаб и плохо организован.

Бабёф хотел сразу после революции уста­новить полное уравнение всех граждан, чтобы все блага (продовольствие, одежда и другие) рас­пределялись между людьми труда поровну, неза­висимо от того, много или мало, хорошо или плохо работал тот или иной гражданин. Но уста­новить сразу такой порядок в условиях, когда еще нет изобилия всех продуктов, было бы неправильно и неразумно.

Критикуя Бабёфа за грубоуравнительный коммунизм, Маркс и Энгельс высоко ценили его деятельность. О коммунистическом обще­стве некоторые передовые мыслители мечтали еще до Бабёфа. Но он был первым, кто понял, что для достижения коммунизма нужно совершить революцию и установить революционную диктатуру.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ