. Великая энциклопедия
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Великая энциклопедия

Великая энциклопедия

Тридцать пять больших томов. На корешках книг потускневшая от времени надпись на фран­цузском языке: «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Теперь только на полках больших библиотек можно увидеть эти книги; к ним обращаются ученые, интересующиеся историей и культурой Фран­ции XVIII в.

Но было время, когда выхода каждого тома ожидали тысячи людей, когда в этих книгах искали ответа на самые важные вопросы жизни и науки. Тем, кто писал в «Энциклопедии», и да­же тем, кто читал ее, грозили кары и преследо­вания. И все-таки эти книги жадно читали не только во Франции. К ним обращался А. Н. Ра­дищев — первый русский революционер-рес­публиканец. Они украшали полки библиотеки А. С. Пушкина. Недаром эти 35 книг заслужили название «Великой энциклопедии».

Перенесемся мысленно на два века назад.

В 1789 г. во Франции началась революция. С оружием в руках народ под руководством ре­волюционной в те времена буржуазии поднялся на штурм феодального строя. Но революцион­ный взрыв назревал постепенно, в течение всего XVIII в. Тогда и выступали люди, которых мы называем просветителями (делом своей жиз­ни они считали просвещение народа). Время их деятельности получило название эпохи Про­свещения. Просветители выдвинули идеи пре­образования феодального общества.

Просветители принадлежали к третьему со­словию, но они были выходцами из разных его слоев. Они придерживались различных взгля­дов, но были едины в своей ненависти к деспо­тизму короля и гнету церкви. Главной своей задачей просветители считали борьбу против деспотизма и суеверия. Их оружием были науч­ные книги и памфлеты1, драмы и комедии, стихи и эпиграммы2 . «Энциклопедия» была коллективным трудом передовых французских ученых XVIII в. Издание ее связано с именем выдающегося философа-материалиста и писа­теля Дени Дидро (1713—1784).

Еще до выхода «Энциклопедии» Дидро под­вергался преследованиям за передовые взгля­ды. Написанную им книгу сожгли, а самого его заключили в тюрьму. Там Дидро и составил проект издания «Энци­клопедии». Он задумал объединить и обобщить знания своего времени, с тем чтобы «способ­ствовать их прогрессу». Вместе с тем Дидро хо­тел выразить в «Энци­клопедии» передовые взгляды, выступить против феодального строя, религии и церкви. С необычайной энергией Дидро взялся за дело. К началу 50-х годов ему удалось собрать вокруг себя группу писателей и ученых и приступить к подготовке «Энциклопедии». Дидро оказал большое влияние на содержание «Энциклопе­дии». Его перу принадлежит большое число важных статей. О Дидро говорили, что он сам «энциклопедия в действии и в разговоре».

В «Энциклопедии» участвовал Вольтер (1694—1778) — писатель и философ, бичевав­ший пороки феодального строя и церкви. Свой блестящий талант он посвятил распростране­нию просвещения, борьбе за освобождение лю­дей от религиозных суеверий и предрассудков. «Раздавите гадину»,— призывал Вольтер. «Гадиной» он называл католическую церковь. Из­любленным оружием его была насмешка, тон­кая, язвительная, уничтожающая. Вольтер громил нетерпимость и жестокость церковни­ков: инквизицию, религиозные войны, пресле­дования еретиков.

Среди авторов «Энциклопедии» был Жан Жак Руссо (1712—1778) — писатель и мысли­тель, отстаивавший интересы народа. «Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в оковах»,— писал Руссо в своем основном тру­де «Общественный договор».

Он решительно осуждал привилегии бога­тых, деспотическую власть и требовал урав­нения собственности. Идеальным устройством государства " Руссо считал демократическую республику.

Активное участие в создании «Энциклопе­дии» принимали философы-материалисты К. Гельвеции и П. Гольбах, резко выступав­шие против тирании короля, гнета церкви, обличавшие духовное убожество религии. Дом Гольбаха называли вспомогательной конто­рой «Энциклопедии». Составители «Энциклопе­дии» и авторы часто собирались у Гольбаха, обсуждали новые статьи, пользовались его пре­красной библиотекой. Крупный математик и фи­лософ д'Аламбер вместе с Дидро был редакто­ром «Энциклопедии».

Энциклопедия охватывала важнейшие вопросы общественной жизни и науки. Энциклопедисты проявили много выдумки и остроумия, чтобы в прикрытой, но понятной форме изложить свои взгляды. Так, они ничего плохого не го­ворили о французском короле, но восхваляли общественный строй Англии, где власть коро­ля была ограниченна.

«Опыт учит,— писал Дидро в статье «Госу­дари», — что, чем больше правители имеют власти, тем больше они злоупотребляют ею. Поэтому полезно ограничить власть госуда­рей». А в статье «Собственность» Дидро прямо провозглашал право народа на восстание: «Вся­кая власть, основанная только на насилии, насилием же свергается».

Энциклопедисты выступали против католи­ческой церкви, высмеивая и обличая другие религии. Они критиковали крепостное право и цеховую систему, защищали свободу торговли и промышленности. Энциклопедисты вы­двигали требование справедливого распределе­ния налогов и подвергали критике несправедли­вое законодательство.

Много внимания «Энциклопедия» уделяла описанию лучших образцов производства. Дид­ро бывал в ремесленных мастерских Парижа, сам работал у станков и давал подробные опи­сания и рисунки по разным отраслям труда.

В «Энциклопедии» говорилось о необходимости реформы старой, феодальной системы образо­вания и воспитания.

Первый том «Энциклопедии» вышел в 1751 г. Он произвел огромное впечатление. Выход книги приветствовали передовые люди Фран­ции. Церковники почувствовали опасность. В 1752 г. вышел второй том. Реакционеры были взбешены. Началась травля «вольнодумцев и безбожников». Посыпались доносы на Дидро и его сотрудников.

Епископы в своих посланиях говорили, что «Энциклопедия» распространяет неверие и за­блуждения. Королевский совет приостановил выпуск «Энциклопедии», а церковники захва­тили ее рукописи. Они пытались переработать «Энциклопедию» в своем духе, но это оказалось им не под силу. Как метко сказал один из про­светителей, церковники забыли захватить голо­ву Дидро и поэтому не смогли ничего сделать.

Королю в 1753 г. пришлось уступить тре­бованиям передовых людей и отменить запрещение на выпуск «Энциклопедии».

Каждый год из печати выходил один том. Успех «Энцикло­педии» возрастал. Число ее подписчиков до­стигло 4 тыс. Для того времени это был очень большой тираж. Так продолжалось до-1757 г., когда вышел седьмой том «Энцик­лопедии». В нем была статья д'Аламбера, в ко­торой он подверг критике католическое ду­ховенство.

Враги получили давно желанный повод для возобновления яростной атаки на «Энциклопе­дию» и ее сотрудников. Не выдержав травли и угроз, д'Аламбер ушел с поста редактора.

Вольтер предлагал Дидро приостановить издание до более благоприятных времен. Од­нако Дидро был непоколебим.

Он писал Вольтеру: «Отказаться от пред­приятия — значило бы покинуть поле битвы и сделать именно то, чего желают преследую­щие нас негодяи. Если бы вы знали, с какой радостью они встретили весть об уходе д'Алам­бера!.. Что же нам остается делать? То, что прилично мужественным людям,— презирать наших врагов, преследовать их и пользоваться, как мы и раньше пользовались, глупостью на­ших цензоров».

Дидро настойчиво продолжал свое дело. Он издавал «Энциклопедию», несмотря на за­прещение. На книгах писали, что они напеча­таны в Невшателе (Швейцария), а на самом де­ле их тайно набирали в Париже. Вышедшие тома доставлялись подписчикам тайком.

Духовенство добилось приказа, который обязывал подписчиков сдавать полученные тома в полицию. Не раз авторы «Энциклопедии» попадали в Бастилию. Многие произведения энциклопедистов «святые отцы» сожгли на кострах. И все же издание «Энциклопедии» было успешно завершено.

К 1772 г. вышло 17 томов «Энциклопедии» и 11 томов иллюстраций. Последние, дополни­тельные тома «Энциклопедии» вышли к 1780г.

Такова краткая история «Энциклопедии». Современники говорили, что «Энциклопедия» — это «громадный арсенал, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции». Передо­вые взгляды, излагавшиеся в «Энциклопедии», стали достоянием всей образованной француз­ской молодежи.

Французская «Энциклопедия» была не толь­ко сводом знаний, но и политической програм­мой буржуазии. Просветители-энциклопедисты совершили «революцию в умах», что имело боль­шое значение для подготовки буржуазной рево­люции с оружием в руках.

1 Памфлет— художественно-публицистическое про­изведение, острая сатира, осмеивающая какое-либо лицо или явление общественной и политической жизни.

2 Эпиграмма — короткое стихотворение сатириче­ского содержания.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ