.
Меню сайта
|
Промышленный переворот в АнглииПромышленный переворот в АнглииС 60—80-х годов XVIII в. до середины XIX в. в Англии происходил промышленный переворот. Раньше, чем в других странах, вместо ручного труда появилось машинное производство, вместо ремесленных мастерских — крупные промышленные предприятия — фабрики. Машины существовали и раньше. Еще в средние века применялись, например, примитивные подъемные краны, насосы для откачки воды из шахт, воздуходувные мехи. Были и двигатели — ветряной (на мельницах) и водяное колесо. Но все промышленные изделия изготовлялись с помощью несложных инструментов. Станки того времени, например прялка, ткацкий станок, лишь частично заменяли ручной труд. Только в последние десятилетия XVIII в. в Англии появились машины, полностью заменившие искусные руки человека в непосредственной обработке сырьевого материала. Роль рабочего, стоявшего у такой машины, сводилась к наблюдению за ее работой: к наладке и регулировке механизма и к немедленному устранению брака. Тогда же появился и универсальный двигатель — паровая машина Уатта. Она могла быть установлена на любом производстве и позволяла укрупнить промышленные предприятия. Это была настоящая революция в промышленности. В результате промышленной революции изменились и общественные отношения людей: сформировались два основных класса капиталистического общества — буржуазия и пролетариат. Почему же промышленный переворот начался именно в Англии? В Англии раньше, чем в других странах, на смену феодалам пришла к власти буржуазия. После буржуазной революции XVII в. значительно ускорилось развитие хозяйства, особенно промышленности. Для устройства фабрики нужен крупный капитал. Английская буржуазия получала огромные прибыли от позорной торговли африканскими рабами (см. стр. 296), от ограбления и эксплуатации колониальных народов. Купцы и дворяне вывозили из Индии богатства. В их руках скапливались огромные капиталы. Но деньги, фабрики, здания и оборудование еще не создают капиталистическое производство, нужны и наемные рабочие — люди, лишенные средств производства (земли, орудий труда) и готовые продать владельцу фабрики свою рабочую силу. В Англии к этому времени у многих крестьян земля была отобрана, и они уходили в город. Искали работу и ремесленники, разоренные конкуренцией с мануфактурами. Фабрике нужно было много сырья. Английским предпринимателям его хватало. Шерстяная промышленность была обеспечена сырьем в изобилии. Вспомним, что еще в XVII в. в Англии начало бурно развиваться овцеводство (см. стр. 196). Крупные овцеводческие фермы давали много шерсти. Хлопок же за бесценок привозили из Индии. Чтобы фабрика бесперебойно работала, нужен спрос на ее продукцию, кто-то должен покупать ее изделия. В Англии во второй половине XVIII в. спрос на промышленные изделия беспрерывно возрастал. Население страны быстро увеличивалось, особенно в городах. Раньше крестьяне и ремесленники многое производили для себя сами. Теперь, переселившись в города, они были вынуждены покупать и одежду, и предметы домашнего обихода. Английские промышленники вывозили товары и за границу, главным образом в колонии. Спрос на изделия английской промышленности так возрос, что мануфактурное производство, основанное на ручном труде, уже не могло его удовлетворить. Во второй половине XVIII в. появилось несколько важных изобретений, которые позволили перейти к массовому машинному производству. Переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку и назвал ее именем своей дочери — «Дженни». Рукоятку машины вращал прядильщик, но вместо одного веретена, как в ручной прялке, у «Дженни» было 16 веретен, и производительность прядильщика увеличивалась в 16 раз. «Дженни» уже настоящая машина, процесс прядения совершался в ней механизмом, а не человеческими пальцами. Позднее количество веретен в этой машине возросло до 80: больше не мог привести в действие один рабочий. Изобретателей становилось все больше и больше. Но не каждый из них мог применить свое изобретение в производстве, иногда оно попадало в руки пронырливых и ловких дельцов. Так, цирюльник Аркрайт присвоил себе чужое изобретение усовершенствованной прядильной машины. В отличие от «Дженни» эта машина приводилась в движение не рабочим, а водяным колесом, поэтому ее и назвали ватермашиной (вода — по-английски «ватер»). На «Дженни» мог работать и кустарь у себя дома, а для ватермашин нужна была фабрика. В 1771 г. Аркрайт построил фабрику на берегу быстрой и многоводной речки Дервент. Первоначально на этой фабрике было лишь несколько десятков ватермашин. Но предприятие быстро разрослось. Разбогатев, Аркрайт основал еще несколько фабрик; только на одной из них было 600 наемных рабочих. Позднее суд доказал, что Аркрайт украл изобретение, и лишил его патента. Но Аркрайт уже стал одним из богатейших людей в стране и получил от короля дворянский титул. «Дженни» пряла тонкую, но непрочную нить, ватермашина давала пряжу прочную, но слишком грубую. В 1779 г. сын крестьянина Самюэль Кромптон, талантливый самоучка, создал машину, которая пряла нить и тонкую и прочную. Эту машину назвали сельфактором (самодвижущейся). Машины стали изготовлять на прядильных фабриках так много пряжи, что ткачи не успевали перерабатывать ее. Нужно было механизировать ткачество. Это сделал Картрайт, готовившийся стать сельским священником, но увлекшийся изобретательством. В 1785 г. он взял патент на ткацкую машину, которую впоследствии усовершенствовал. Станок Картрайта увеличил производительность труда ткача в 40 раз. Все эти машины нуждались в особой двигательной силе. На первых фабриках в качестве двигателя использовалась сила воды. Фабрики строились на берегах рек, часто в стороне от городов и больших дорог. Это затрудняло развитие промышленности. На смену водной энергии пришел паровой двигатель, который впервые был применен на прядильной фабрике в 1784 г. Изобрел его выдающийся инженер Джемс Уатт (см. т. 5 ДЭ, ст. «Джемс Уатт»). Паровой двигатель быстро внедрялся не только в текстильной промышленности, но и в других отраслях хозяйства, особенно на транспорте. Появились первые паровозы. Практическое значение паровоз получил, когда его поставили на гладкие рельсы и он смог тащить за собой тяжелый состав. Наиболее удачную конструкцию паровоза изобрел сын рабочего инженер-самоучка Джордж Стефенсон, построивший свой первый паровоз в 1814 г. (см. т. 5 ДЭ, ст. «Джордж Стефенсон»). В 1825 г. огромная толпа собралась по обеим сторонам дороги между городками Стоктоном и Дарлингтоном. Многие не спали всю ночь, ожидая невиданного зрелища — открытия первой в мире железной дороги общественного пользования. Паровоз тянул за собой 33 вагона, им управлял сам Стефенсон. Впереди шел народ и торжественно ехал верховой с флагом, за составом следовала кавалькада всадников. Когда дорога пошла на спуск, Стефенсон сигналом потребовал расчистить путь и увеличил скорость до 24 км в час. Поезд помчался вперед, а всадники отстали. В толпе закричали от изумления и испуга... Длина первой железной дороги была всего 30 км, но уже к середине XIX в. Англию опоясала густая сеть железных дорог. В XIX столетии на машинное производство, кроме Англии, перешла промышленность и в других экономически развитых странах. Англия стала крупной промышленной державой. Ее называли «мастерской мира»: своими дешевыми фабричными товарами она снабжала многие страны. Ее фабриканты и купцы быстро богатели. С ростом фабрик сложился и вырос промышленный пролетариат, который начал борьбу против класса капиталистов. Ремесленники-кустари не выдержали конкуренции с машинным производством, машины вытеснили ручной труд, разорялись тысячи прядильщиков и ткачей. Фабрики не могли дать работу всем разорившимся ремесленникам и всем переселившимся в город крестьянам, появилась масса безработных. Для безработных устроили особые работные дома. По выражению Маркса, эти дома были «карательными учреждениями для нищеты». За изнурительный и однообразный труд рабочих только впроголодь кормили. По словам английского писателя Ч. Диккенса, «всем бедным людям был предоставлен выбор либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен». Недаром в народе назвали эти дома «бастилиями для бедных». Рабочие тогда еще не понимали, что причина их бедствий — капиталистический строй. Причину своего тяжелого положения многие из них видели в машинах. Еще в 60-х годах XVIII в. началось движение против машин. С ростом фабрик это движение ширилось. В графстве Ланкастер в 1779 г. 8 тыс. рабочих с развернутыми знаменами и барабанным боем пришли на фабрику Аркрайта и вдребезги разбили все ее оборудование. Для усмирения рабочих были вызваны войска. Говорили, что некий рабочий Лудд якобы первый разбил свой ткацкий станок. Разрушители машин называли себя луддитами (как установлено, Лудд — фигура вымышленная, легендарная). В начале XIX в. правительство, напуганное размахом движения луддитов, решило издать против них закон (билль). В 1812 г. в палате лордов против этого закона выступил великий английский поэт Байрон. В своей речи Байрон рассказал о нищете и бедствиях рабочего класса. Он говорил, что причиной выступлений луддитов «была неслыханная нужда рабочих». Единственное их «преступление» — бедность, виноваты в их безвыходном положе-нии богачи, правительство и все те, кто презрительно называет трудящихся «чернью». Байрон посвятил луддитам два стихотворения. Движение луддитов было одной из ранних незрелых форм классовой борьбы пролетариата против капиталистов. В ходе промышленного переворота рабочий класс рос, сплачивался и все яснее сознавал свои классовые интересы. |
ПОИСК
Block title
|