.
Меню сайта
|
"Уравнители" и "копатели""Уравнители" и "копатели"Осенью 1647 г. в предместье Лондона представители офицеров и солдат собрались на общеармейский совет. Обсуждался план будущего государственного устройства. Здесь присутствовали Кромвель, его верные сторонники из буржуазии «новых дворян» и люди, которые совсем недавно были еще простыми крестьянами и ремесленниками, но в ходе гражданской войны стали офицерами. Эти выходцы из простого народа, знавшие его чаяния и надежды на лучшее будущее, требовали предоставления всем жителям Англии равных политических прав, в том числе и права выбирать в верховный орган страны — парламент. Они называли себя «уравнителями». - Я полагаю,— говорил один из «уравнителей»,— что даже самый бедный человек в Англии вовсе не обязан подчиняться власти парламента, если он не имеет права участвовать в выборах. - Ни один человек, рожденный в Англии, не может и не должен быть лишен права избирать тех лиц, которые издают законы,— заявил другой. - Всякое правительство должно существовать по воле народа,— поддержал их третий. Требования «уравнителей» вызывали резкие возражения офицеров, которые не хотели, чтобы бедняки пользовались такими же политическими правами, как помещики и буржуазия. Один из них говорил: - Издавать законы могут только владеющие землей и люди, посвятившие себя промышленной и торговой деятельности. Иначе мы, несомненно, дойдем до полного упразднения собственности... так как можно издать закон, устанавливающий равенство в имуществе. - Слуги не должны пользоваться правом голоса,— заявил Кромвель. — В этой стране,— поддержал Кромвеля другой оратор,— из пяти человек четыре не обладают собственностью... Если слуги и господа будут в одинаковой мере избирателями, то люди, лишенные собственности, изберут в парламент подобных себе. Солдатские представители встретили с негодованием слова Кромвеля и его единомышленников. - Много тысяч солдат пожертвовало своей жизнью, чтобы получить для народа права. Однако теперь оказывается, что человек, у которого нет собственности, по-прежнему не будет иметь никаких прав. Мы обмануты! Страх за свою собственность — вот что тревожило Кромвеля и других офицеров. Этот страх имущих перед неимущими побудил Кромвеля и его сторонников выступить против интересов народа, с помощью которого они только что добились победы над общим врагом. — Вы добиваетесь демократии,— кричал Кромвель,— но это вера всех дурных и бедных людей. Яснее не скажешь: для буржуазного деятеля Кромвеля бедняк, лишенный собственности,— это «дурной человек», и к власти его допускать нельзя. Кромвелю удалось добиться своего: «уравнители» уступили. Они ведь также не хотели отмены частной собственности, а добивались только равных для всех политических прав, всеобщего избирательного права. В конце концов они согласились, чтобы на слуг и наемных рабочих избирательное право не распространялось, но чтобы им пользовались зажиточные крестьяне и ремесленники, а не только буржуа и помещики; однако буржуазия и «новое дворянство» не хотели осуществить и эти требования. Агитация «уравнителей» в армии продолжалась. Вскоре два полка вышли из повиновения и прогнали своих офицеров. Солдаты отказывались разойтись, пока не будут приняты их требования. Прибывший в армию Кромвель, объезжая мятежные полки, увидел на шляпах и мундирах многих солдат плакаты и листки с надписью: «Да здравствует свобода и права солдат!» Кромвелю удалось уговорить солдат одного из полков, но другие не расходились. Тогда он выхватил шпагу из ножен и решительно врезался в ряды непокорных. Он срывал с груди солдат листки с лозунгами. Полк заколебался. Пользуясь этим, Кромвель приказал арестовать зачинщиков. Тут же перед строем состоялся военный суд. Трех вожаков приговорили к смертной казни. Кромвель велел осужденным тянуть жребий, чтобы одного из них немедленно казнили для устрашения остальных солдат. Жребий пал на солдата Ричарда Арнольда. Его расстреляли. Сопротивление было сломлено... Наиболее революционно настроенных солдат и офицеров изгнали из армии. Многие из них были взяты под стражу. Вождь «уравнителей» Джон Лильберн, который уже сидел в тюрьме при Карле I, вновь находился в заключении. Горькой правдой звучали его слова о том, что на народ Англии, сбросивший в гражданской войне оковы феодализма и самодержавия, наложены новые цепи. Англия стала республикой, но народу под властью буржуазии и помещиков по-прежнему жилось тяжело. Весной 1649 г. жители сельского района близ Лондона были удивлены появлением у подножия холма св. Георгия людей, которые приступили к обработке пустоши. То были два или три десятка бедняков, живших в соседнем поселке. Они приглашали всех желающих присоединиться к ним, заявляя, что число их будет все увеличиваться и вскоре составит несколько тысяч человек. Когда их спрашивали, кто разрешил им обрабатывать пустошь, эти люди отвечали, что все земли —божье владение, а поэтому принадлежат всему народу. Они называли себя «копателями». По словам их руководителя Джерарда Уинстенли, не должно быть частной собственности на землю. Любой человек имеет право возделывать землю — источник жизненных благ, одинаково необходимых всем. В отличие от «уравнителей», требовавших предоставления всем жителям Англии одинаковых политических прав, но стоявших за сохранение частной собственности, при которой богатые могут эксплуатировать бедных, Уинстенли называл себя и своих единомышленников «истинными уравнителями». Сторонники Уинстенли хотели не только уравнять людей в правах, но и уничтожить имущественное неравенство. Однако Уинстенли не призывал народ к восстанию. «Копатели,— говорил он,— не покушаются на чье-либо имущество и не собираются отбирать земли у тех, кто ими владеет. Они желают лишь, чтобы люди поняли справедливость их учения и отказались от своей собственности в пользу народа. Тогда на земле, принадлежащей всем, люди будут вместе работать и вместе есть хлеб». «Мы победим любовью»,— заявляли «копатели». Они не понимали, что богатые собственники ни за что не согласятся добровольно отдать свои земли народу. Местные дворяне и зажиточные крестьяне, напуганные проповедью «копателей» и, главное, тем, что те хотели претворить в жизнь свои идеи, поспешили донести на них правительству республики. Немедленно был отдан приказ войскам разогнать это «незаконное сборище мятежных людей», так как они якобы могут «нарушить мир и спокойствие республики». «Копатели» не оказали сопротивления и мирно разошлись по домам. На другой день их руководители были вызваны к командующему парламентской армией Ферфаксу. Генерал ожидал увидеть испуганных, дрожащих перед ним бедняков. Каково же было его изумление, когда явившиеся к нему двое бедно одетых людей пожелали разговаривать с ним, как равные с равным! Ферфакс растерялся. Присутствовавший при встрече офицер напомнил пришедшим, что они забыли снять шляпы перед генералом. Но они с достоинством отказались это сделать, заявив: «Генерал — такое же божье создание, как и мы». «Копатели» надеялись, что правительство республики не будет им мешать возделывать пустующие земли и проповедовать свое учение. Но правительство Кромвеля прислушивалось не к голосу обездоленных и неимущих людей, от имени которых говорили «копатели», а к требованию дворян, буржуазии, богатых крестьян, желавших оградить свою собственность от всяких посягательств. Деятельность «копателей» была признана опасной и запрещена. Помещики и зажиточные крестьяне нападали на них, уничтожали их посевы, разрушали дома. Некоторые «копатели» были арестованы. Но все же им удалось продержаться на холме св. Георгия в течение двух лет. Такие же колонии «копателей» возникали и в других местностях Англии. В конце концов земельные собственники при поддержке Кромвеля разогнали «копателей» — единственно подлинных сторонников бедноты в Англии того времени, выразивших ее надежды на лучшее будущее, без частной собственности и угнетения. * * * Английская революция XVII в. была революцией буржуазной. Буржуазия и «новое дворянство», возглавившие революцию, казнили короля, нанесли тяжелый удар по феодальным порядкам, но они же подавили и движение народных масс, которые в ходе революции начинали понимать, что переход власти в руки буржуазии не принесет им подлинного освобождения от эксплуатации и угнетения. Победившей буржуазии была нужна крепкая власть, чтобы держать в повиновении народные массы. Такую власть создал Кромвель и другие буржуазные революционеры. Кромвель стал единолично управлять Англией. Он круто расправлялся с врагами буржуазии, с большой энергией вел завоевательные войны для обогащения купцов и «новых дворян». В 1658 г. Кромвель умер. Опасаясь новых народных движений, буржуазия и помещики пошли на соглашение со сторонниками королевской власти. В 1660 г. в Лондон вернулся и был коронован Карл II Стюарт, сын казненного короля. Но грозные годы революции прошли недаром. Королям в Англии не удалось восстановить свою неограниченную власть и феодальные порядки. Когда Карл II попытался было идти против интересов буржуазии, парламент легко сверг его и пригласил в 1688 г. на английский престол более послушного воле буржуазии короля — Вильгельма Оранского, который до этого был правителем Голландии. Король Англии не мог самовластно править страной, он полностью зависел от буржуазного парламента. |
ПОИСК
Block title
|