. Местнические споры
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Местнические споры

Местнические споры

В один из зимних дней 1682 г. в царских покоях растопили израз­цовую печь и туда... полетели книги в роскошных кожаных переплетах. Это были родословные книги, уста­навливавшие местнический счет. Так решили заседавшие в дворцовых по­коях бояре единогласно постановив­шие: «Да погибнет в огне богом не­навистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее мест­ничество и к тому да не вспомянится вовеки».

Местничеством в средневековой России называлась особая система служебных — военных и администра­тивных — назначений не по заслугам назначаемого, а «по породе», родо­вому происхождению и службам его предков. Существовала сложная иерархическая лестница. Высшую ступень занимали потомки великокня­жеского дома, ниже располагались потомки удельных князей и старые московские боярские фамилии, еще ниже — потомки мелких удельных князей и т. д.

Если, скажем, воеводой назначал­ся боярин, занимавший вторую сту­пень иерархической лестницы, то под его начальство могли попасть только те, предки которых стояли ниже его

предков по службе. Эта система ме­шала выдвижению способных людей. На почве местничества возникали мно­гочисленные столкновения, пререка­ния и тяжбы. Из-за местнических споров, случалось, воеводы проигры­вали сражения. Местничающийся (за­теявший спор о месте) боярин готов был отправиться в тюрьму, в ссылку, лишь бы только не поступиться своей родовой честью. Об этом пишет в сво­ем историческом романе «Князь Се­ребряный» А. К. Толстой. Один из его героев, боярин Морозов, идет на плаху, но не хочет уступить при­надлежащего ему места на царском пиру.

Иногда государственная власть, особенно при Иване Грозном, умела использовать местничество в своих целях. Натравливая местничавших бояр друг на друга, она ослабляла боярство перед лицом самодержавных устремлений царя. Во время оприч­нины не только бояре, обвиненные в измене, но и их родственники пони­жались в местническом счете, попа­дали, как они выражались, в челобит­ных, «в закоснение». Например, родственники бежавшего князя А. М. Курбского были понижены на целые двенадцать ступеней.

В споре о местах бояре не брезго­вали доносами. Так, в декабре 1575 г. во время похода в Ливонию воеводой большого полка был назначен Любан Федорович Бутурлин, а в сторожевой полк, т. е. ниже его,— Ждан Иванов сын Квашнин. Незадолго перед тем некоторые из рода Бутурлиных были казнены Иваном Грозным. Улучив момент, Ждан Квашнин бил челом царю, ссылаясь на то, что еще во времена Калиты прародитель Бу­турлиных Акинф изменил московским государям. В результате Бутурлин был обвинен.

Местничеством было очень недо­вольно поднимавшееся в XVI в. дво­рянство. Его идеолог И. С. Пересветов посвятил критике местнических обы­чаев яркие страницы.

Дворяне хотели, чтобы их отличали по военным заслугам, чтобы они могли занимать любые должности в государстве.

Местничество, безусловно, нано­сило ущерб государственным интере­сам.

Петр I называл его «зело жесто­ким и вредительным обычаем, который как закон почитали». «Братоненавистное» местничество было отменено лишь в конце XVII столетия.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ