. Из истории средневекового Самарканда
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Из истории средневекового Самарканда

Из истории средневекового Самарканда

Самарканд — один из древнейших городов Советского Союза. Впервые о нем упоминалось в исторической литературе 2300 лет назад. Уже тогда в этом городе, называвшемся Мараканда, было много жителей, город окружала длинная внешняя стена. Немало бурных собы­тий пережило население города за минувшие века. В IV в. до н. э. в Самарканде побывали всадники Александра Македонского, в VIII в. город перенес нашествие арабов. Спустя 500 лет дикие орды Чингис-хана полностью разрушили Самарканд.

Во второй половине XIV — начале XV в. Самарканд стал столицей могущественной феодальной державы Тимура. Это самый блестя­щий период в истории средневекового города.

В 1370 г. Тимур стал полновластным эми­ром (правителем) в областях, расположенных по рекам Зеравшану и Кашка-Дарье. Вскоре он присоединил к своим владениям земли между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей, Фергану и Шаш (долина реки Чирчика). Одно из культурней­ших государств Средней Азии — Хорезм —также прочно вошло в состав государства Тимуpa. Тимур совершал походы в Золотую Орду, Иран, Малую Азию и Индию. Так образовалась могущественная империя, владения которой в начале XV в. простирались от Армении на за­паде до Индии на востоке, от Кавказа и Араль­ского моря на севере до Персидского залива на юге.

Все походы Тимур предпринимал с опреде­ленной политической целью — создать боль­шое государство в интересах феодалов, которые несли военную службу в его войске и получа­ли за это земельные пожалования.

Господство Тимура создавалось и поддержи­валось крайне жестокими средствами. Походы Тимура сопровождались не только ограбле­нием и разорением покоренных территорий, но и массовыми зверствами, повергавшими народы в страх и ужас. По выражению А. М. Горь­кого, «железная стопа его давила города и государства, как нога слона — муравейник».

Из покоренных стран в Самарканд вывози­ли не только различные материальные ценности, но и пленных ремесленников, художников, архитекторов, писателей и ученых, которые должны были придать блеск столице грозного завоевателя. Испанский посол Клавихо, посе­тивший Самарканд в 1404 г., отметил в своем дневнике: «Столько всякого народу со всех земель собрал он (Тимур.— Ред.) в этот город, как мужчин, так и женщин, что всего, говорят, было больше 150 000 человек».

Тимур хорошо понимал, как велика роль торговли в развитии города, росте его богат­ства. Он разгромил Золотую Орду и добился того, что главный караванный торговый путь в Восточную Европу, проходивший ранее через территорию Золотой Орды, переместился на юг и проходил теперь через Самарканд. Клавихо писал, что «в городе Самарканде продается каждый год много разных товаров, которые привозятся туда из Китая, из Индии, из Тата­рии, из разных других мест и из самого Самар­кандского царства, которое очень богато».

Из сохранившейся дипломатической пере­писки Тимура с королями Франции и Англии видно, что он стремился установить торговлю и с Западной Европой.

Город быстро рос и как ремесленный центр: сюда насильственно были переселены ремеслен­ники из всех завоеванных стран. Особенно сла­вился Самарканд гончарным, стекольным, металлообрабатывающим, ткацким, кожевенным и оружейным ремеслами.

Некоторые из мастерских были очень боль­шими. По словам Клавихо, в мастерских при дворе Тимура работало около 1000 пленных мастеров, которые делали латы, шлемы, луки и стрелы. Ремесленники, объединенные в цехи, жили в особых кварталах соответственно роду своих занятий.

Тяжелой была жизнь трудового народа в государстве Тимура. Пленные ремесленники были полурабами. На местах царил полный произвол феодалов. Крестьяне, находившиеся в зависимости от феодалов, платили им оброк натурой и деньгами. Однако мы не знаем, были ли они прикреплены к земле.

В правление Тимура в Самарканде строи­тельство достигло необычайного размаха. Были выпрямлены и расширены улицы и благо­устроены базары. При Тимуре и его ближайших преемниках в городе построили много новых зданий. Историк, современник Тимура, гово­рит, что «прежде все здания Самарканда были из глины и дерева, в дни этой державы построи­ли много зданий из жженого кирпича». Наряду с обычными городскими строениями воздвига­лись монументальные дворцы, мечети и мав­золеи (надгробные сооружения) с великолепной внешней отделкой.

Уже в первые годы правления Тимура по его повелению были восстановлены пришедшие в упадок древние городские стены, а в западной части города сооружена обширная крепость с дворцом Кок-сарай. В окрестностях города разбили великолепные сады. Стены загородных дворцов Тимура, из которых ни один не со­хранился, были украшены изображениями его сыновей и внуков, его эмиров и воинов, сценами из военных походов. В отсутствие Тимура сады слу­жили местом прогулок для жителей столицы.

Город бурно рос, и его население насчиты­вало не менее 200 тыс. человек. Тимур всяче­ски стремился подчеркнуть первенство Самар­канда среди других городов Востока.

Чтобы наглядно показать его величие, он построил вокруг Самарканда селения, которым дал названия самых больших из известных ему городов: Султания, Шираз, Багдад, Димишк (Дамаск) и Миср (Каир).

С именем Тимура и его потомков связана одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры. Почти все постройки этого вре­мени, дошедшие до нас, отличаются громадны­ми размерами и чрезвычайной роскошью от­делки. Они были созданы руками тысяч без­вестных тружеников, народных умельцев, ис­кусных мастеров.

После победоносного похода на Индию, в 1399 г., по приказу Тимура началось строительство величественной соборной мечети, за­конченной в 1404 г. Впоследствии она получи­ла название мечети Биби-ханым (так, по пре­данию, звали главную жену Тимура). Это была самая большая мечеть в Средней Азии. Гигант­ское сооружение, украшенное разноцветными плитками, состояло из многих построек, соеди­ненных между собой крытой галереей с камен­ной колоннадой. Огромное здание мечети силь­но разрушено временем и землетрясениями. Его величественные развалины и теперь про­изводят на зрителя неизгладимое впечатление.

При Тимуре был построен мавзолей для его внука и наследника Мухаммед-Султана, умер­шего в 1403 г. во время похода в Малой Азии. Этот мавзолей, известный в литературе под названием «Гур-и эмир», постепенно превра­тился в фамильную усыпальницу тимуридов. Здесь в начале 1405 г. был погребен и сам Ти­мур, а позднее похоронены два его сына и внук Улугбек. Все эти могилы были вскрыты и исследованы учеными в 1941 г.

На окраине Самарканда сохранилась груп­па мавзолеев, известных под общим именем «Шах-и Зинда». Большинство из них относится ко времени Тимура.

Разнообразие технических приемов и ор­намента в керамических облицовках этих мав­золеев говорит о неисчерпаемой фантазии и ма­стерстве народных умельцев. По тонкости, изя­ществу и разнообразию форм ни один архитек­турный памятник Самарканда не может срав­ниться с мавзолеями Шах-и Зинда.

После смерти Тимура власть в стране через некоторое время перешла к его младшему сыну Шахруху, который перенес столицу в город Герат, а области между Сыр-Дарьей и Аму-Дарьей с Самаркандом передал своему старше­му сыну Улугбеку (подлинное его имя Мухам­мед Тарагай). Сорокалетнее правление Улугбека (1409—1449) — эпоха наивысшего расцве­та феодальной культуры Самарканда. При Улугбеке город продолжал благоустраиваться. Росло ремесленное производство, развивалась торговля, особенно внутренняя.

Тимуриды поддерживали торговые связи преимущественно с восточными странами.

Улугбек привлекал в Самарканд ученых и сам был выдающимся астрономом. При нем в Самарканде была построена грандиозная об­серватория, долгое время не имевшая равных себе в мире (см. т. 2 ДЭ, ст. «Астрономия в древ­ности и в средние века»).

На своеобразном форуме Самарканда — пло­щади Регистан, где при Тимуре был центральный базар, Улугбек построил в начале XV в. большое двухэтажное медресе (учебное заведе­ние), и сейчас украшающее площадь. По пре­данию, в медресе преподавал сам Улугбек. На площади были сооружены и другие здания. Самаркандский Регистан — один из самых вы­дающихся образцов градостроительного искус­ства на всем феодальном Востоке.

В городе была создана большая библиотека. Улугбек и окружавшая его знать тратили огромные средства на развлечения. Слава самаркандских музыкантов, певцов и танцов­щиц распространилась настолько широко, что их приглашали к себе вельможи и богатые люди из разных мест страны.

Реакционное мусульманское духовенство враждебно относилось к научной и просвети­тельной деятельности Улугбека, к светской культуре, развивавшейся в Самарканде. В 1449 г. оно организовало убийство правителя. В этом заговоре участвовал и сын Улугбека.

После смерти Улугбека в Самарканде на­долго установилась власть реакционного духовенства. В медресе перестали преподавать светские науки. Навсегда опустела заброшен­ная обсерватория. В городе почти прекратилась научная деятельность. Самарканд постепенно потерял значение центра передовой культуры.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ