.
Меню сайта
|
Как изучали историю Куликовской битвыКак изучали историю Куликовской битвыЗнаменитая Куликовская битва 8 сентября 1380 г. была первой крупной победой над татаро-монгольскими захватчиками, около 150 лет державшими в зависимости Русскую землю. И хотя московские князья еще почти 100 лет после этой битвы платили дань Золотой Орде, ее власть над Русью слабела с каждым годом. Славой покрыли себя русские люди, разгромившие бесчисленные полчища татарского хана Мамая. В память о великой битве народ прозвал московского князя Дмитрия Ивановича, первым поднявшего меч против Золотой Орды и возглавившего общенародную борьбу, Донским, а серпуховского князя Владимира — Храбрым. Композиторы, писатели и поэты создали прекрасные произведения, прославляющие великую победу русского народа. Но как узнали о событии, происшедшем почти 600 лет назад? Кто сохранил для нас подробное описание великой битвы, поразившей воображение современников? Основной источник сведений о древних временах — летописи. В XVIII в. русские историки занялись изучением летописей. Эти книги в прочных, обтянутых кожей переплетах из дубовых досок были написаны гусиным пером на плотной бумаге, пожелтевшей от времени. В ряде летописей, написанных древним русским письмом — уставом, историки Щербатов, Стриттер и Карамзин впервые разобрали летописную повесть о Куликовской битве. В повести рассказывалось, как нечестивый хан Мамай при поддержке изменников — рязанского князя Олега и литовского князя Ягайло — готовился к битве с русским войском, как московский князь собрал громадное войско и вышел навстречу врагу. «От начала миру не бывала такова сила русских князей... было всей силы и всех ратей с полтораста тысяч». В этой повести победа русских войск изображалась как результат «божьей помощи», как «чудо». Сухой и краткий летописный рассказ более чем полвека был почти единственным источником сведений о Куликовской битве. В XIX в. многие любители старины стали усердно собирать рукописные книги. Одному из них попался сборник древнерусских повестей, среди которых нашли историческую повесть о Куликовской битве, так называемую «Задонщину»,— замечательный памятник древнерусской литературы. Ученые установили, что «Задонщина» была написана в конце XIVв., вскоре после битвы, старцем Софонием, рязанцем по происхождению. Вот как описывается битва в одном из вариантов повести: Щепляются щиты богатырские от острых копиев, Ломаются рогатины булатные о злаченые доспехи, Льется кровь богатырская по седельцам кованым, Сверкают сабли булатные около голов богатырских, Катятся шеломы злаченые добрым коням под копыта, Валятся головы многих богатырей С добрых коней на сырую землю. Автор «Задонщины» был хорошо знаком с гениальным произведением древнерусской литературы — «Словом о полку Игореве», многое заимствовал из него, творчески переработав. Читая в «Задонщине» описание сбора русских войск на битву: «Кони ржут на Москве, звенит слава по всей земле русской. Бубны бьют на Коломне, а трубы трубят в Серпухове, чудно стоят стязи (стяги) у Дону Великого» — или полные грозного пророчества слова: «Быти стуку и грому великому межи Доном и Днепром, пасти трупу человеческому на поле Куликове, пролитися крови на речке Непрядве», — мы невольно вспоминаем памятные строки «Слова о полку Игореве»1. Из «Задонщины» ученые почерпнули новые сведения о Куликовской битве. Позже были найдены еще пять экземпляров (списков) повести, но только три сохранились полностью. Внимательно изучая рукописные сборники, ученые обнаружили, что наряду с «Задонщиной» существует еще так называемое «Сказание о Мамаевом побоище». Более ста раз переписывали русские книжники от руки эту повесть и нередко вносили в нее новые факты, заимствованные из других источников, а также новые песенные вставки. В отличие от «Задонщины» в «Сказании» гораздо полнее и подробнее рассказывается о настроениях и чувствах русских воинов в день битвы и о том, как был организован засадный полк, решивший исход битвы. Из «Сказания» мы узнали имена простых людей — героев Куликовской битвы: Юрки Сапожника, Васюка Сухоборца, Сеньки Быкова и др. К концу XIX в. накопилось уже много фактов по истории Куликовской битвы. К письменным источникам прибавились материалы археологии. На месте сражения произвели раскопки и нашли тяжелые кривые сабли, копья, топоры, тугие дальнобойные луки татарских воинов и "мечи, секиры, рогатины, топоры русских. Были привлечены и более поздние источники. Так, ученые разыскали объемистые летописи с красочными рисунками-миниатюрами, например «Царственный летописец» — большой летописный свод, составленный при Иване IV. Сражение было в нем не только описано, но и изображено русскими художниками-миниатюристами того времени. Историки узнали, как были одеты и вооружены русские воины. На помощь историкам пришли также художники-реставраторы. Очищая от пыли и копоти иконы XVII в., они обнаружили на некоторых из них, помимо изображений святых, картины битвы на Куликовом поле. Исследователи народного быта установили, что с XVIII в. Мамаево побоище изображалось и на распространявшихся в народе так называемых лубочных картинках. Но мало разыскать источники, надо еще и уметь их правильно прочитать. Страницы дошедших до нас рукописных сборников и летописей пожелтели, обветшали, чернила выцвели. Изменились с тех пор и правописание, и почерк, и весь русский язык. Здесь на помощь историкам пришла палеография — наука о чтении старых рукописей. Но вот прочтены и летописи и сказания. Теперь перед историком встает новый сложный вопрос: что из прочитанного истина и что домысел, «баснословие»? Тщательное сличение одних списков с другими, привлечение дополнительных источников помогли установить, каким фактам, цифрам, данным можно верить, а каким нельзя и почему. Одно поколение ученых за другим трудилось над изучением истории Куликовской битвы: работу Карамзина, Соловьева, Шахматова продолжают советские историки и литературоведы. 1 «Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле...», «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону Великого!» |
ПОИСК
Block title
|