. Как изучали историю Куликовской битвы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Как изучали историю Куликовской битвы

Как изучали историю Куликовской битвы

Знаменитая Куликовская битва 8 сентября 1380 г. была первой крупной победой над та­таро-монгольскими захватчиками, около 150 лет державшими в зависимости Русскую землю. И хотя московские князья еще почти 100 лет после этой битвы платили дань Золотой Орде, ее власть над Русью слабела с каждым годом. Славой покрыли себя русские люди, разгро­мившие бесчисленные полчища татарского хана Мамая. В память о великой битве народ про­звал московского князя Дмитрия Ивановича, первым поднявшего меч против Золотой Орды и возглавившего общенародную борьбу, Дон­ским, а серпуховского князя Владимира — Храбрым. Композиторы, писатели и поэты соз­дали прекрасные произведения, прославляющие великую победу русского народа.

Но как узнали о событии, происшедшем почти 600 лет назад? Кто сохранил для нас подробное описание великой битвы, поразив­шей воображение современников? Основной источник сведений о древних временах — ле­тописи.

В XVIII в. русские историки занялись изу­чением летописей. Эти книги в прочных, обтя­нутых кожей переплетах из дубовых досок были написаны гусиным пером на плотной бу­маге, пожелтевшей от времени. В ряде летопи­сей, написанных древним русским письмом — уставом, историки Щербатов, Стриттер и Ка­рамзин впервые разобрали летописную повесть о Куликовской битве.

В повести рассказывалось, как нечестивый хан Мамай при поддержке изменников — рязан­ского князя Олега и литовского князя Ягайло — готовился к битве с русским войском, как мо­сковский князь собрал громадное войско и вы­шел навстречу врагу. «От начала миру не бы­вала такова сила русских князей... было всей силы и всех ратей с полтораста тысяч». В этой повести победа русских войск изображалась как результат «божьей помощи», как «чудо». Сухой и краткий летописный рассказ более чем полвека был почти единственным источни­ком сведений о Куликовской битве.

В XIX в. многие любители старины стали усердно собирать рукописные книги. Одному из них попался сборник древнерусских пове­стей, среди которых нашли историческую по­весть о Куликовской битве, так называемую «Задонщину»,— замечательный памятник древ­нерусской литературы. Ученые установили, что «Задонщина» была написана в конце XIVв., вскоре после битвы, старцем Софонием, рязанцем по происхождению. Вот как описывается битва в одном из вариантов повести:

Щепляются щиты богатырские от острых копиев,

Ломаются рогатины булатные о злаченые доспехи,

Льется кровь богатырская по седельцам кованым,

Сверкают сабли булатные около голов богатырских,

Катятся шеломы злаченые добрым коням под копыта,

Валятся головы многих богатырей

С добрых коней на сырую землю.

Автор «Задонщины» был хорошо знаком с гениальным произведением древнерусской ли­тературы — «Словом о полку Игореве», многое заимствовал из него, творчески переработав. Читая в «Задонщине» описание сбора русских войск на битву: «Кони ржут на Москве, звенит слава по всей земле русской. Бубны бьют на Коломне, а трубы трубят в Серпухове, чудно стоят стязи (стяги) у Дону Великого» — или полные грозного пророчества слова: «Быти стуку и грому великому межи Доном и Днепром, пасти трупу человеческому на поле Куликове, пролитися крови на речке Непрядве», — мы не­вольно вспоминаем памятные строки «Слова о полку Игореве»1.

Из «Задонщины» ученые почерпнули новые сведения о Куликовской битве. Позже были найдены еще пять экземпляров (списков) пове­сти, но только три сохранились полностью.

Внимательно изучая рукописные сборники, ученые обнаружили, что наряду с «Задонщиной» существует еще так называемое «Сказание о Мамаевом побоище». Более ста раз перепи­сывали русские книжники от руки эту повесть и нередко вносили в нее новые факты, заимство­ванные из других источников, а также новые песенные вставки.

В отличие от «Задонщины» в «Сказании» гораздо полнее и подробнее рассказывается о настроениях и чувствах русских воинов в день битвы и о том, как был организован засадный полк, решивший исход битвы. Из «Сказания» мы узнали имена простых людей — героев Ку­ликовской битвы: Юрки Сапожника, Васюка Сухоборца, Сеньки Быкова и др.

К концу XIX в. накопилось уже много фактов по истории Куликовской битвы. К пись­менным источникам прибавились материалы археологии. На месте сражения произвели рас­копки и нашли тяжелые кривые сабли, копья, топоры, тугие дальнобойные луки татарских воинов и "мечи, секиры, рогатины, топоры рус­ских.

Были привлечены и более поздние источни­ки. Так, ученые разыскали объемистые летопи­си с красочными рисунками-миниатюрами, например «Царственный летописец» — большой летописный свод, составленный при Иване IV. Сражение было в нем не только описано, но и изображено русскими художниками-миниатю­ристами того времени. Историки узнали, как были одеты и вооружены русские воины.

На помощь историкам пришли также худож­ники-реставраторы. Очищая от пыли и копоти иконы XVII в., они обнаружили на некоторых из них, помимо изображений святых, картины битвы на Куликовом поле. Исследователи на­родного быта установили, что с XVIII в. Мамае­во побоище изображалось и на распространяв­шихся в народе так называемых лубочных кар­тинках.

Но мало разыскать источники, надо еще и уметь их правильно прочитать. Страницы до­шедших до нас рукописных сборников и лето­писей пожелтели, обветшали, чернила выцвели. Изменились с тех пор и правописание, и почерк, и весь русский язык. Здесь на помощь историкам пришла палеография — наука о чтении старых рукописей.

Но вот прочтены и летописи и сказания. Теперь перед историком встает новый сложный вопрос: что из прочитанного истина и что до­мысел, «баснословие»? Тщательное сличение одних списков с другими, привлечение дополнительных источников помогли установить, ка­ким фактам, цифрам, данным можно верить, а каким нельзя и почему. Одно поколение уче­ных за другим трудилось над изучением исто­рии Куликовской битвы: работу Карамзина, Соловьева, Шахматова продолжают советские историки и литературоведы.

1 «Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле...», «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону Великого!»

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ