. Имена и фамилии в древней Руси
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Имена и фамилии в древней Руси

Имена и фамилии в древней Руси

Мешок, Чулок, Блин, Щавель. Лет 300 — 400 назад такие имена не вызывали ни у кого удивления. Сре­ди дворян, которые упоминаются в официальных документах XVI в., можно найти и Блина, и Оладью, и Чулка, и Чебота, и Гвоздя, и Овцу, и даже Вострую Саблю, двух братьев Козла и Капусту... Все эти имена перечислены наряду с Иванами, Петрами, Василиями, Тихонами и другими именами, которые при­шли на Русь вместе с христианст­вом. Есть и такие менее понятные сейчас имена, как Нечай, Истома, Дружина, Ждан, Беляй, Третьяк, Первуха и т. д. Они были приняты на Руси до христианства.

Церковники изгоняли старые име­на из обихода: по их канонам новорожденных можно было называть только именами святых, а сла­вянских святых первое время поч­ти не было, и новые имена были гре­ческого, еврейского, латинского про­исхождения. Новые имена были непо­нятны для народа, и в течение нескольких веков детей в церкви кре­стили одним именем, а дома назы­вали другим.

Позже, когда христианские имена стали привычными, обрусели, мно­гие старались, чтобы на всякий случай, кроме христианского, было второе, мирское имя. Ведь наши суевер­ные предки боялись «сглаза» . Чтобы его избежать, скрывали данное в церк­ви подлинное, «прямое» имя. Поэто­му-то многие люди были известны не под христианскими, а под старыми, славянскими именами. Например, из­вестный опричник Малюта Скуратов по крещению был Григорием Лукьяновичем Вельским: его отца звали Лукьян-Скурат (отсюда Скуратов).

Самые знатные люди, князья и бояре, носили обычно христианские имена. Это объясняется тем, что от не вошедших в святцы (христианский календарь с перечислением святых по месяцам и дням года) славянских имен нельзя было образовать отчества с окончанием «вич» , а оно счита­лось наиболее почетным. Были Ива­новичи и Петровичи, были Блиновы и Беляевы дети, но не было Блиновичей и Беляевичей. Поэтому, напри­мер, дочь Малюты Скуратова, выйдя замуж за Бориса Годунова и став царицей, называлась Марией Гри­горьевной, а не Марией Малютовной.

Вы заметили, что сын Скурата носил фамилию Скуратов. Дело в том, что тогда фамилии еще не стали постоянными. В фамилию часто пре­вращали имя или прозвище отца или деда. Например, родоначальником бояр Романовых был Федор Кошка. Его потомки назывались Кошкиными. Но сын Юрия Захарьевича Кошки был Роман Юрьевич Захарьин, его сын — Никита Романович Юрьев, а сын Никиты — Федор Никитич Ро­манов.

Многие знатные князья и бояре обязательно давали своим детям и христианское и мирское имя: хри­стианское давало отчество, а мир­ское прибавлялось к фамилии по­томков. И дело здесь не в прихоти. Круг княжеских и боярских родов, которые занимали высшие должности в государстве, был очень узок, а сами роды быстро разрастались. И как было не спутать двух князей с одина­ковыми фамилиями, именами и отче­ствами? И вот одного из князей Ро­стовских называли Приимок, его дети становятся князьями Приимковыми-Ростовскими. Позднее от одного из них, которого назвали Гвоздем, идут Гвоздевы-Приимковы-Ростовские. А сколь­ко было Плещеевых: Басмановы, Колодкины, Охотины, Павлиновы, Очины! Таких примеров можно при­вести еще много.

Все эти сведения по истории Древ­нерусских имен и фамилий нужно знать и учитывать историку, чтобы не впасть в ошибку. Ведь надо дога­даться, что Иван Михайлов и Иван Михайлович Висковатый — одно лицо, что два Алексея Даниловича — Пле­щеев и Басманов — тоже один че­ловек.

Наука ономастика, изучающая собственные имена, помогает историку в его работе.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ