.
Меню сайта
|
Имена и фамилии в древней РусиИмена и фамилии в древней РусиМешок, Чулок, Блин, Щавель. Лет 300 — 400 назад такие имена не вызывали ни у кого удивления. Среди дворян, которые упоминаются в официальных документах XVI в., можно найти и Блина, и Оладью, и Чулка, и Чебота, и Гвоздя, и Овцу, и даже Вострую Саблю, двух братьев Козла и Капусту... Все эти имена перечислены наряду с Иванами, Петрами, Василиями, Тихонами и другими именами, которые пришли на Русь вместе с христианством. Есть и такие менее понятные сейчас имена, как Нечай, Истома, Дружина, Ждан, Беляй, Третьяк, Первуха и т. д. Они были приняты на Руси до христианства. Церковники изгоняли старые имена из обихода: по их канонам новорожденных можно было называть только именами святых, а славянских святых первое время почти не было, и новые имена были греческого, еврейского, латинского происхождения. Новые имена были непонятны для народа, и в течение нескольких веков детей в церкви крестили одним именем, а дома называли другим. Позже, когда христианские имена стали привычными, обрусели, многие старались, чтобы на всякий случай, кроме христианского, было второе, мирское имя. Ведь наши суеверные предки боялись «сглаза» . Чтобы его избежать, скрывали данное в церкви подлинное, «прямое» имя. Поэтому-то многие люди были известны не под христианскими, а под старыми, славянскими именами. Например, известный опричник Малюта Скуратов по крещению был Григорием Лукьяновичем Вельским: его отца звали Лукьян-Скурат (отсюда Скуратов). Самые знатные люди, князья и бояре, носили обычно христианские имена. Это объясняется тем, что от не вошедших в святцы (христианский календарь с перечислением святых по месяцам и дням года) славянских имен нельзя было образовать отчества с окончанием «вич» , а оно считалось наиболее почетным. Были Ивановичи и Петровичи, были Блиновы и Беляевы дети, но не было Блиновичей и Беляевичей. Поэтому, например, дочь Малюты Скуратова, выйдя замуж за Бориса Годунова и став царицей, называлась Марией Григорьевной, а не Марией Малютовной. Вы заметили, что сын Скурата носил фамилию Скуратов. Дело в том, что тогда фамилии еще не стали постоянными. В фамилию часто превращали имя или прозвище отца или деда. Например, родоначальником бояр Романовых был Федор Кошка. Его потомки назывались Кошкиными. Но сын Юрия Захарьевича Кошки был Роман Юрьевич Захарьин, его сын — Никита Романович Юрьев, а сын Никиты — Федор Никитич Романов. Многие знатные князья и бояре обязательно давали своим детям и христианское и мирское имя: христианское давало отчество, а мирское прибавлялось к фамилии потомков. И дело здесь не в прихоти. Круг княжеских и боярских родов, которые занимали высшие должности в государстве, был очень узок, а сами роды быстро разрастались. И как было не спутать двух князей с одинаковыми фамилиями, именами и отчествами? И вот одного из князей Ростовских называли Приимок, его дети становятся князьями Приимковыми-Ростовскими. Позднее от одного из них, которого назвали Гвоздем, идут Гвоздевы-Приимковы-Ростовские. А сколько было Плещеевых: Басмановы, Колодкины, Охотины, Павлиновы, Очины! Таких примеров можно привести еще много. Все эти сведения по истории Древнерусских имен и фамилий нужно знать и учитывать историку, чтобы не впасть в ошибку. Ведь надо догадаться, что Иван Михайлов и Иван Михайлович Висковатый — одно лицо, что два Алексея Даниловича — Плещеев и Басманов — тоже один человек. Наука ономастика, изучающая собственные имена, помогает историку в его работе. |
ПОИСК
Block title
|