. Киевская Русь и Византия
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Киевская Русь и Византия

Киевская Русь и Византия

Более тысячи лет назад, в середине X в., византийский император Константин VII Баг­рянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей», которая должна была преподать наследнику престола основы политической мудрости византийцев. Книга эта сохранилась, и мы узнаём из нее об отношениях между Византийской империей того времени и соседними народами.

В X в. Византия была могущественным го­сударством. Под властью императора находи­лись Малая Азия, южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря, некото­рые земли Южной Италии, а также Херсонес и окрестные области в Крыму. Крымские вла­дения византийцев подвергались нападениям кочевников-печенегов. В своем сочинении Кон­стантин Багрянородный советует сыну доби­ваться, чтобы русские враждовали с печенега­ми и тем самым отвлекали этих кочевников от нападений на византийские земли.

Впервые византийцы познакомились с Русью еще в начале IX в., когда русские кораб­ли-однодеревки (лодки, сделанные из цельного дерева) появились у северных берегов Малой Азии. В 860 г. русские даже держали некото­рое время в осаде столицу империи Константи­нополь. Во времена Константина Багрянородного русские купцы совершали регулярные пла­вания в византийскую столицу.

В июне однодеревки выходили из Киева и спускались по Днепру. У днепровских по­рогов купцам приходилось разгружать лодки и перетаскивать товары по берегу; в это время воины следили, не приближаются ли кочевники-печенеги. Наконец, русские добира­лись до острова св. Георгия в устье Днепра и здесь под гигантским дубом приносили жерт­ву своим языческим богам. Затем они выходили из устья Днепра в открытое море и, плывя вдоль болгарских берегов, достигали Констан­тинополя.

Константинополь был большим городом с населением свыше 100 тыс. человек, недаром его называли «царицей городов» (по-гречески «город» женского рода).

Стены его омывались водами Мраморного моря и залива Золотой Рог — прекрасной есте­ственной гавани, вход в которую в случае опас­ности преграждали железной цепью. Главная улица, украшенная статуями, крытыми гале­реями, колоннами, вела к площади, где нахо­дился храм св. Софии, Большой дворец и иппод­ром. На площадях и улицах Константинополя можно было видеть вельмож, одетых в роскош­ные шелковые и льняные ткани, арабских куп­цов в черных плащах и красных сандалиях, послов из далеких стран.

Но Константинополь был не только городом дворцов и храмов, ювелиров и торговцев шел­ком, городом, о роскоши которого ходили ле­генды. Это был также город невиданной нище­ты, со множеством маленьких улочек и пере­улков, где в жалких лачугах ютилась беднота и мастерские кожевников распространяли удушливый запах. В городе не хватало воды. Нередко не хватало и хлеба, и купцы взвин­чивали цены. Это вызывало волнения голодной городской бедноты. Зимой, когда дул холодный северный ветер, бедняки мерзли в убогих жи­лищах, а у многих не было и такого крова — они ночевали на улицах.

В 907 г. русский флот под предводительст­вом князя Олега появился под стенами Кон­стантинополя. Византийский император был вынужден заключить договор, выгодный для Руси. Греческий текст этого договора не сохра­нился, но мы знаем его русский перевод из «Повести временных лет». Рус­ские купцы получали право торговать в Кон­стантинополе, не уплачивая пошлин. В визан­тийской столице купцов снабжали хлебом, мя­сом, рыбой, овощами и разрешали мыться в банях. Отправляясь в обратный путь, они полу­чали провизию, паруса, якоря, веревки. Ви­зантийцы опасались воинственных северных гостей. По договору, русским разрешалось проходить в город из предместья, где они оста­навливались, без оружия и небольшими груп­пами, по 50 человек.

В 968 г. войско русского князя Святослава перешло Дунай и вступило на территорию Болгарии. Казалось уже, что пределы Русского государства будут расширены до границ Ви­зантийской империи. Лишь после упорной борьбы тяжеловооруженной коннице византий­цев удалось одержать верх над сильно поредев­шим отрядом русских. Печенеги, подкуплен­ные греческими дипломатами, неожиданно на­пали на Святослава у днепровских порогов, когда он возвращался в Киев, и князь пал в битве. Но уже сын Святослава, Владимир, взял в 989 г. Херсонес — основной оплот Ви­зантийской империи в Крыму.

Торговые связи, дипломатические миссии и династические браки (князь Владимир Свя­тославич был женат на византийской царевне Анне, матерью Владимира Мономаха была гре­ческая царевна Мария) постепенно знакомили и сближали византийцев и русских.

Из Византии на Русь проникло христиан­ство. Христианская религия, гос­подствовавшая тогда в Европе, укрепляла власть феодалов. Поэтому христианство было воспринято в первую очередь князем и его окружением. Первая церковь была построена в Киеве, по-видимому, еще в IX в. Современ­ница Константина Багрянородного — русская княгиня Ольга приняла христианство. А ее внук Владимир Святославич в 988—989 гг. приступил к крещению Руси. В Киеве были снесены идолы Перуна и других языческих богов и вместо них воздвигнуты христианские храмы.

Новая религия вводилась насильственным путем. Одна летопись рассказывает, что, когда некие Добрыня и Путята пришли крестить новгородцев, те под руководством жреца Бого­мила оказали сопротивление, и новая вера была водворена после злой сечи; и потом люди говорили, что Путята крестил огнем, а Добрыня — мечом.

Со временем христианство было введено по всей Руси и христианское духовенство стало сильнейшей опорой господствующего класса.

После крещения Руси экономические и культурные связи между Византией и Русью еще более окрепли. Из Византии в Киев и Тмутаракань (Таманский полуостров) грече­ские купцы привозили вина, пряности, шелко­вые ткани. Отсюда на юг увозили меха, рыбу, икру. Русские купцы по-прежнему ездили в Константинополь, где у них был теперь свой квартал. Из Византии на Русь приезжали свя­щенники и строители, ювелиры и художники, но и многие русские отправлялись в Византию. На Афоне — гористом и лесистом греческом полуострове — был в то время построен рус­ский монастырь. Русские ремесленники труди­лись в византийских городах; изделия «русской резьбы» из моржовой кости приводили в восхи­щение греков; образованные византийцы XII в, гордились тем, что могут сказать хотя бы не­сколько слов по-русски.

Постоянное общение с византийцами обога­щало русскую культуру. Из греческого языка были заимствованы некоторые слова (например, «тетрадь», «лампа»), русским людям давали гре­ческие имена (Андрей, Александр, Георгий, Софья и др.). На Русь проникали греческие книги, многие из которых переводились на рус­ский язык. Были среди них сочинения о «со­творении мира», о библейских героях, о рим­ских полководцах, «жития», в которых описы­вались вымышленные чудеса и подвиги «свя­тых мужей». Были и произведения иного, не­духовного содержания, например рассказ о смелом воине Дигенисе Акрите, названном в русском пересказе Девгением: о его победах над разбойниками, о сопротивлении самому императору и сватовстве к прекрасной девуш­ке — дочери богатого правителя.

Из «Повести временных лет» мы узнаем, что князь Владимир после принятия христиан­ства устроил школы для обучения грамоте — чтению и письму.

К середине XI в. на Руси наряду с пере­водными книгами появляются и оригинальные сочинения, в том числе первые русские лето­писи. В то время в Западной Европе исто­рические хроники, церковные и другие книги писали на непонятном народу латинском язы­ке. На Руси же книги сразу стали писать на живом, разговорном языке. Это было большим достижением самобытной русской культуры. Наряду с летописями в XII в. было создано одно из величайших произведений русской и мировой литературы — «Слово о полку Игореве».

Византийское влияние сказалось и на рус­ской архитектуре и живописи. Но и здесь рус­ские не были лишь учениками греков, они вносили в свои произведения много подлинно русского, оригинального. Об этом свидетель­ствует Софийский собор в Киеве, построенный в XI в. при Ярославе Мудром.

В этом великолепном сооружении визан­тийские приемы зодчества были творчески пе­реработаны русскими мастерами на основе мест­ных традиций: множество куполов собора — явление чисто русское, воспринятое от древне­русского деревянного зодчества.

Итак, экономическое и политическое обще­ние с Византией обогащало русскую куль­туру, но во многих областях она шла своим путем, не зависевшим от византийских влияний.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ