. О чем рассказывает "Русская правда"
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

О чем рассказывает "Русская правда"

О чем рассказывает "Русская правда"

В древней Руси слово «правда», кроме при­вычного для нас значения, имело еще одно: закон, устав. Поэтому сборник своих древней­ших законов русские люди называли «Русской правдой». За сухими и краткими законами всегда скрывается многообразная жизнь. И в «Русской правде» мы прочтем при желании красочный и интересный рассказ о жизни Руси XI-XII вв.

Более двухсот лет изучают ученые этот сборник законов. В древних рукописях найдено более ста списков, или экземпляров, «Русской правды». Все они написаны от ру­ки, так как печатание на Руси началось толь­ко в XVI в.. Самый древний из найденных списков сделан в Новгороде в 1280 г. Список этот помещен в большой, тяжелой рукописи, которую не всякий из вас мог бы поднять. Вся рукопись написана на пергаменте, т. е. на листах обработанной те­лячьей кожи. Долгие века она хранилась в Новгороде как драгоценность. И для нас она— сокровище замечательной русской культуры. Большинство других, более поздних рукописей «Русской правды» написано уже не на перга­менте, а на бумаге.

По содержанию «Русскую правду» делят на краткую и пространную. Краткая «Русская правда» возникла раньше пространной: в нее вошли законы, установленные еще в XI в. при Ярославе Мудром и его сыновьях. Простран­ная «Русская правда» появилась позже на осно­ве краткой, но с дополнением законов XII в. Посмотрим, о чем же в ней говорится.

В то далекое время на громадном простран­стве Руси тянулись необозримые леса, переме­жавшиеся полянами и болотами. Кое-где встре­чались деревеньки из нескольких избушек.

Городов было совсем мало. Город того вре­мени не похож на современный. Дома строили почти целиком из дерева, каменные были ред­костью. Иногда из камня воздвигали церкви и крепостные стены.

Из «Русской правды» мы узнаем о хозяйстве древнерусского крестьянина. К деревням при­мыкали пашни, которые обрабатывали при по­мощи несложных орудий — сохи и бороны. Собранный хлеб молотили на гумне и хранили в ямах. Сеяли главным образом рожь, овес и просо. Большое значение в хозяйстве имел скот, и «Русская правда» устанавливала высокие штрафы за кражу коровы, свиньи, овцы, барана и самые большие — за кражу лошади.

К обработанным полям примыкали обшир­ные девственные леса и луга. За охоту в княже­ском или боярском лесу наказывали строго, в особенности если провинился крестьянин. «Рус­ская правда» устанавливала высокие штрафы за похищение из чужого перевеса лебедя, жу­равля, утки. А перевесом называлась пове­шенная в лесной чаще большая сеть, куда по­падали птицы и мелкие звери. Особенно высо­кий штраф брали за кражу из перевеса ястреба или сокола, так как их приучали к охоте на птиц, а соколиной охотой обычно развлекались князья и бояре.

Большой штраф взимался за кражу бобра, на которого охотились обычно зимой, а также за разорение чужих «бортей» — ульев с дикими пчелами в дупле дерева. Леса с такими деревья­ми назывались «бортными». Пчел обычно мо­рили дымом, ломали дупло и вынимали соты. Пчелиный мед и воск ценились дорого. Мед заменял сахар, из него приготовляли и хмель­ной напиток, которым бояре и князья, да и простые люди, услаждались во время пиров. Из воска делали свечи, но дорогая восковая свеча была принадлежностью богатого жилища. Зажиточные люди употребляли сальные свечи, сильно чадившие и оставлявшие много копоти. В деревнях жгли лучину.

«Русская правда» дает нам возможность понять отношения между феодалами — князьями и боярами — и народом. Князья и бояре господствовали над остальным населе­нием — крестьянами и горожанами-ремеслен­никами. В каждом княжестве (как тогда гово­рили, «земле») княжил свой род. Князья вели между собой нескончаемые войны, а в мирное время забавлялись охотой; они же творили суд и расправу. Князей окружали приближенные люди: конюхи, повара, ремесленники, дядь­ка — воспитатель княжеских сыновей (как его тогда называли, кормилец) — лицо важное и почетное, хотя он иногда и был княжеским рабом.

При князе были и воины-дружинники. Со­хранился рассказ, как дружинники киев­ского князя не захотели есть деревянными лож­ками, а потребовали от князя серебряных. Князь подумал и велел сделать серебряные ложки, сказав: «С серебром и золотом я не най­ду для себя дружины, а с дружиной найду серебро и золото». Из дружинников выдвига­лись княжеские тиуны — управляющие важ­ными отраслями хозяйства князя и его селами.

Особенно высоким считалось звание «конюшего тиуна», ведавшего княжескими конями, потому что князья и дружинники сражались на конях и на конях ездили в далекие путешествия. Из княжеских дружинников главным образом и вышли бояре на Руси.

Главным достоянием феодала была земля, на которой работали земледельцы — смерды. Ко времени, о котором рассказывает «Русская правда», князья и бояре захватили земли сво­бодных ранее смердов.

«Русская правда» ярко рисует бедственное положение смерда, сидевшего на чужой земле. Князь пользовался трудом смерда при его жизни и имел право на его имущество после смерти. «Русская правда» устанавливала: если смерд умрет, не оставив сыновей-наследников, то его имущество достанется князю; если же осталась незамужняя дочь, то для нее выде­ляется только часть наследства. А следующая за этой статья «Русской правды», как бы подчеркивая, что в таком униженном положении находятся только смерды, гласила, что после смерти боярина или дружинника его имуще­ство переходит к сыновьям или дочерям, но не к князю.

Подробно рисует «Русская правда» поло­жение другого зависимого человека — за'купа. У закупа нет своего хозяйства. Он возделывает господскую землю при помощи господских же земледельческих орудий — плуга и бороны. Если закуп сломает эти орудия, то он обязан за них уплатить господину; если закуп не загонит скотину во двор, не затворит ворота или если скотина погибнет в поле во время работы, то вина также лежит на нем. Если закуп убежит от господина, то по возвращении его хозяину он становится полным рабом.

«Русская правда», впрочем, делает оговор­ку, что закупа нельзя порабощать, если он к князю или судьям бежит, «обиды деля своего господина» (т. е. жаловаться на господина).

Но кто докажет, да и как доказать, что закуп имел право бежать от господина? Ведь та же «Русская правда» говорит, что господин прав, если «бьет закупа про дело». Там же есть ого­ворка, что господин должен заплатить закупу, если он побил его в пьяном виде «без вины». Но кто докажет вину господина!

Всего труднее жилось «холопам» — рабам. Их в древней Руси было меньше, чем смердов. Холопами становились прежде всего дети холо­пов. Иногда свободные люди были вынуждены продавать себя в холопство. Холопом стано­вился и тот, кто брал на себя заведование кня­жеским или боярским хозяйством, делался тиуном или ключником, не договорившись, что он остается свободным. Холоп был полной соб­ственностью господина, и «Русская правда» грозит строгими наказаниями тем, кто поможет бежать холопу, укажет ему путь при побеге.

«Русская правда» в первую очередь охраня­ла княжеские интересы. Князь мог отдать иму­щество неугодного ему человека на «поток и разграбление». В его казну шли штрафы с насе­ления, взимавшиеся по суду. За убийство кня­жеского тиуна «Русская правда» устанавливает штраф в 80 гривен, а за убийство смерда или холопа, работавшего в княжеском хозяйстве,— только 5 гривен.

Из «Русской правды» мы узнаём и о торго­вых порядках древней Руси. Купцы были в большом почете, в особенности «гости», торго­вавшие с чужими странами. «Русская правда» устанавливала порядок разрешения различных споров. Например, если человек, взявший у купца на хранение товар, отказывался это признать, он должен был принести клятву. Клятва называлась «ротой». «Рота» произноси­лась в церкви, перед крестом, но она часто оказывалась лживой.

В случае разорения купца имущество его продавалось. И если он задолжал князю, тогда первым получал деньги князь. Затем получали свои деньги «гости» — русские и чужеземные, если купец был должен и им. В случае же сти­хийного бедствия, если товар утонул, сгорел во время пожара или его отняли во время вой­ны, купец получал отсрочку для платежа, по­тому что «пагуба» признавалась происшедшей не по его вине. Но если купец «в безумии сво­ем», как говорилось в «Русской правде», пропьет чужой товар или проспорит его, по­бившись с кем-нибудь «об заклад», то за это его продавали в рабство.

«Русская правда», как всякий сборник зако­нов, особое внимание обращает на уголовные дела (убийства и кражи). Само название «уго­ловщина» осталось от времен «Русской прав­ды», которая убийцу называет головником, а убитого — головой.

При различного рода тяжбах и обвинениях часто применялся так называемый «божий суд». А этот суд был и жестоким и несправедливым. Обвиняемого заставляли брать в руки раска­ленное железо, а потом по характеру ожогов судили, нужно его оправдать или обвинить.

Большое значение имели показания послу­хов — свидетелей. «По языку», т. е. по словес­ным показаниям, отыскивали воров, стараясь найти «конечного татя» (вора).

«Русская правда» говорит и о многом дру­гом: как делить наследство, как отыскивать воров по их следам, сколько надо платить про­центов («резов») за взятые в долг деньги и т. д. Как видите, «Русская правда» рисует яркую картину древнерусского феодального общест­ва, такого сложного и мало понятного для со­временного человека.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ