. В древнем Киеве
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В древнем Киеве

В древнем Киеве

В середине XI в., во время княжения Яро­слава Мудрого, Киев — столица Древнерус­ского государства — был одним из крупнейших городов Европы.

Город рос быстро. Еще при отце Ярослава князе Владимире маленькая крепость на холме над Днепром превратилась в большое укреп­ленное поселение с кварталами ремесленников, домами знати, торговой площадью и храмами. Городу постоянно угрожали печенеги, коче­вавшие со своими стадами на расстоянии одно­го дня конного пути от Киева. Поэтому го­род защищали валы, рвы, стены, башни. Но со временем дома горожан уже не могли помещаться в старых стенах и строились «вне града».

Вот что рассказывает русский летописец о древнем Киеве: «В лето 65451 заложил Яро­слав большой город, у которого Золотые во­рота; заложил и церковь св. Софии, митропо­лию2, а после этого церковь на Золотых воро­тах... Ярослав собрал многих книгописцев, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются уче­нием...» По выражению другого писателя-со­временника, Ярослав «Киев величием, как вен­цом, окружил».

Киев XI в. был хорошо известен далеко за пределами древней Руси. С соседними и даль­ними заморскими странами он поддерживал торговые и культурные связи, заключал поли­тические союзы, часто сопровождавшиеся в то время браками между членами семей киевских князей и европейских монархов. Князь Яро­слав был женат на дочери шведского короля, одна его сестра была замужем за польским князем, другая — за чешским. Сыновья Яро­слава также были женаты на польской, гер­манской, византийской княжнах и царевнах, а дочери были замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии. Европейские историки того времени писали о Киеве как о крупнейшем го­роде Европы, соперничавшем с Константино­полем.

Подъезжая к Киеву, путешественник видел на высоком обрывистом берегу Днепра перво­классную крепость, защищенную высокими ва­лами. Эти валы были замечательными для того времени сооружениями. Прежде чем насыпать вал, строители складывали по линии будущих укреплений высокую бревенчатую стену в виде дубовых срубов, а затем засыпали ее землей снаружи и внутри, чтобы защитить от огня.

Наверху, на 12-метровой высоте, вновь ста­вили бревенчатую стену. В город можно было войти только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые. Главные из них Золо­тые. На этих воротах построили церковь, которая служила и хорошим наблюдательным пунктом. От Золотых ворот в наше время оста­лись лишь развалины двух каменных стен.

Нити государственного управления древней Руси сходились во дворе киевского князя. Высокий двухэтажный дворец его на каменном фундаменте находился в самой укрепленной части столицы, за рвом и стенами внутреннего города. И в старом и в новом городе высились просторные палаты бояр.

На первых русских монетах, чеканенных в Киеве, можно прочитать надпись: «Володимер на столе, а се его сребро», т. е. «Владимир на престоле, а это его монета». Столом в древней Руси называлось место, где восседал князь во время торжественных совещаний и приемов; отсюда названия «стольный город», «столица».

Большинство населения составляли ремес­ленники. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и кожаную обувь, украшения, стеклянные кубки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейни­ков, гончаров, резчиков по кости, ткачей, са­пожников, художников, ювелиров, книжных писцов. Киевские ремесленники были искусны­ми мастерами.

В отличие от княжеских и боярских хором дома ремесленников были построены прямо на земле и даже углублены в землю. Чтобы войти в дом со двора, нужно было спуститься на несколько ступенек. Деревянные стены домов обмазывали глиной, может быть, белили. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской.

Орудия труда были для ремесленника самой большой ценностью. В случае опасности он стремился сохранить их прежде всего. Когда в XIII в. татарские войска ворвались в Киев, мастер Максим унес с собой в последнее укрепление — каменную церковь — свои литейные формы.

Ученые нашли их там при раскопках и прочитали сделанную на камне надпись: «Макосимов». Так нам стало известно имя этого древнерусского мастера.

Ремесленники жили и на Подоле, в нижней части Киева, у Днепра, вне укреплений. Здесь были кварталы гончаров, кожевников и дру­гих ремесленников, а также пристань, рынки и церкви.

В центре нового большого города князь Ярослав заложил в 1037 г. Софийский собор (он сохранился до нашего времени). Это огром­ное, светлое, устремленное вверх тринадцатью куполами здание определяло вид города.

Софийский собор вместе с дворцом митропо­лита и другими постройками был обнесен креп­кой каменной стеной. Это было местопребыва­ние главы русской церкви — киевского митро­полита. Наряду с княжеским дворцом Софий­ский собор был крупнейшей киевской библио­текой, там хранились написанные на перга­менте русские и греческие книги. При соборе во время княжения Ярослава была создана и русская летопись.

Стены центральной части храма покрывали огромные, красочные, сверкающие золотом и в то же время строгие изображения святых. На задней стене храма, рядом со святыми, были помещены изображения князя Ярослава и его семьи. А еще выше, на специально построенной площадке (хорах) во время богослужения мож­но было видеть и самого князя с придворной знатью. «Князя бойся всею силою своей,— слышался голос проповедника,— научишься тогда и бога бояться, потому что пренебрежение властями — это пренебрежение и самим богом».

И убранство собора, и слова священника внушали простым людям мысль, что князь — наместник бога на земле, а бесправное поло­жение народа освящено церковью и незыб­лемо.

Но народ не хотел мириться со своей долей. Внутри хорошо укрепленного города не ути­хала классовая борьба, и достаточно было искры, чтобы вспыхнуло восстание.

Вот что рассказывает «Повесть временных лет» о восстании 1068 г.

Во второй половине XI в. Киеву и всей Южной Руси стал угрожать новый враг — кочевники-половцы. В сражении с ними в 1068 г. русские войска, возглавляемые князьями — сыновьями Ярослава, потерпели пора­жение. Дорога на Русь была открыта.

Вернувшись с поля битвы в Киев, «люди киевские» собрались на Торговой площади Подола и «створили вече», т. е. собрались на совет, чтобы решить, как действовать дальше. Было решено защищать город и выйти на новое сражение с половцами. Посланные с веча к князю сказали ему: «Смотри, князь, половцы уже разошлись по Русской земле. Дай нам оружие и коней, мы еще пойдем в бой с ними!» Но князь Изяслав Ярославич отказался дать оружие горожанам. Это вызвало открытое вы­ступление киевлян против князя и бояр. Тол­па горожан с вечевой площади поднялась на гору, в укрепленный город, и разграбила двор воеводы Коснячка, — вероятно, главного винов­ника поражения. А затем горожане пошли через мост во внутренний город к княжескому дворцу, чтобы расправиться с князем. Изяслав вместе со своим братом Всеволодом бежал из Киева за границу.

Ученые, кропотливо изучая многие письмен­ные памятники, дополнили этот рассказ лето­писи другими сведениями. Восстание киевских ремесленников, оказывается, сопровождалось выступлением холопов и пригородных кресть­ян; епископ Стефан был убит своими холопами, а на пригородный Печерский монастырь было совершено нападение с целью захватить мона­стырские богатства, спрятанные в церкви.

Светские и церковные феодалы были напу­ганы событиями 1068 г. Князьям нескольких русских княжеств вместе с их боярами при­шлось специально собраться, чтобы выработать устав, в котором устанавливались особенно большие штрафы за убийство княжеских чи­новников и повреждение княжеского имущества.

Позднее эти постановления были включены в кодекс законов Древнерусского государства — краткую «Русскую правду».

XI и первая половина XII века — период наи­большего расцвета Киева как столицы всего Древнерусского государства. Но постепенно выросли и обособились другие феодальные центры: Новгород, Чернигов, Суздаль и др. Значение Киева упало, и к концу XII в. он превратился в столицу одного только Киев­ского княжества. Во время татарского нашест­вия 1240 г. было уничтожено все население го­рода, его укрепления, мастерские, большая часть каменных зданий. Киев лишился своего значения. Лишь постепенно, в течение веков, Киев вновь стал крупнейшим городом страны.

1 6545 г. соответствует 1037 г. нашего летосчис­ления.

2 Митрополия — местопребывание митрополита, главы русской церкви.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ