. Древние государства Америки и Испанские завоеватели
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Древние государства Америки и Испанские завоеватели

Древние государства Америки и Испанские завоеватели

В конце XV в. испанские конкистадоры1 ринулись завоевывать страны Нового Света. Они встретились с индейскими племенами и народностями, у большинства которых еще сохранился первобытнообщинный строй.

Некоторые народы, как ацтеки Централь­ной Мексики, индейцы майя, инки в Перу, переходили в это время от первобытнообщин­ного к рабовладельческому строю. Эти народы создали развитую земледельческую культуру и на ее основе высокую цивилизацию.

По преданию, ацтеки некогда жили на западе Мексики, на острове Астлан. Отсюда название народа — «люди из Астлана», или ацтеки. В XII в. ацтеки пришли в долину Ме­хико. В 1325 г., как рассказывают ацтекские хро­ники, ацтеки основали на болотистом островке в западной части озера Тескоко поселение Теночтитлан — «город Теноча».

Основой ацтекского общества был род, со­стоявший из нескольких семей, имевших одного общего предка. Всей жизнью рода руководил старейшина. Двенадцать родов составляли пле­мя. Каждый род решал свои дела независимо от других, но вопросы, касавшиеся племени в целом, решались племенным советом, состо­явшим из старейшин родов. Племенной совет избирал двух вождей. Один был военачальни­ком, другой ведал внутренними делами пле­мени и религиозными обрядами. Оба вождя были ответственны перед племенным советом, который мог в любое время сменить их.

Постепенно ацтекское общество изменялось. Ацтеки покорили народы, жившие в долине и далеко за ее пределами. Побежденные наро­ды платили дань натурой — маисом, рыбой, золотыми украшениями. Захваченные земли распределялись между лучшими воинами, а покоренных людей обращали в рабство.

Значительную часть военнопленных отда­вали в жертву кровавому богу войны Уицилопочтли. На открытой площадке на вершине храма жрецы в черных одеждах клали плен­ных одного за другим на большой выпуклый камень. Главный жрец острым каменным ножом вспарывал жертве грудь, вынимал сердце и торжественно бросал к ногам богато разукра­шенного идола в жертвенный огонь.

Пленных, отличившихся способностями или искусных в ремесле, превращали в домашних ра­бов, использовали на работах, проводимых ро­довыми общинами. Ацтеки порабощали и со­племенников — должников и бедняков.

Так образовалась многочисленная прослой­ка богатых и знатных, жаждущих новых завое­ваний для еще большего обогащения. Власть военного вождя необычайно усилилась и стала передаваться по наследству. Второй вождь племени превратился в верховного жреца и руководителя религиозных обрядов.

Основу хозяйства ацтеков составляло зем­леделие. Главным орудием труда была деревянная палка, слегка расширенная книзу и заостренная с одного конца. Большое значение имело искусственное орошение. Ацтеки создавали плавучие огороды — «чинампа». Они представляли собой плоты из деревянных реек и переплетенного тростника, на которые накла­дывалась земля, смешанная с озерным илом. Несколько таких связанных плотов прикреп­ляли к сваям, забитым в дно озера. Ацтеки разводили помидоры (по-ацтекски — «томатль»), бобы, тыквы, кабачки, сладкий картофель и цветы. Основной сельскохозяйственной культурой была кукуруза (маис), которую, как и карто­фель, «томатль», «чоколатль» (шоколад) и та­бак, испанцы впоследствии завезли в Европу. Ацтеки занимались также охотой, рыболовст­вом, разводили гусей, уток и индюков, но еще не знали домашнего скота.

Ацтекские купцы торговали различными товарами. Здесь были медь, каучук, глиняная посуда, ткани со сложными и красочными узо­рами, плащи и головные уборы из птичьих перьев.

Остатки величественных храмов, скульп­туры и другие произведения древнемексиканской культуры показывают, какого совершен­ства и мастерства достигли ацтеки в обработке камня, золота и серебра.

Ацтеки пользовались рисуночным письмом — «пиктограммой»,— с помощью которого они вели свой календарь, отмечали размеры взи­маемой дани, религиозные и памятные даты, составляли исторические хроники.

Ацтеки поклонялись многочисленным богам, из которых они особенно почитали богов, связанных с земледелием. Покровителем ацтеков считался бог войны и охоты Уицилопочтли, которому был посвящен главный храм в сто­лице — городе Теночтитлане.

В августе 1519 г. испанский конкистадор Эрнан Кортес с отрядом в 400 человек начал поход на Мексику. Индейцы, вооруженные луками и деревянными пиками, пытались ос­тановить продвижение завоевателей в глубь страны.

Испанцы обладали огнестрельным оружием, стальными латами, лошадьми, которых индей­цы принимали за сверхъестественные существа. И все же Кортесу пришлось потратить почти два года, чтобы завоевать Теночтитлан.

Ряд обстоятельств благоприятствовал ис­панцам. Племена и народы, покоренные ацте­ками, питали глубокую ненависть к своим притеснителям. Испанцы легко развязали брато­убийственную войну среди индейцев, а затем покорили разобщенные индейские племена.

Завоевать Мексику испанцам помогла рас­пространенная среди ацтеков легенда о боге Кецалькоатле. Этот бог был якобы изгнан из Мексики. Отправляясь за океан, он обещал вернуться, чтобы водворить справедливость и порядок. Кецалькоатля изображали белоко­жим, с длинной бородой. Правитель и верхов­ный жрец ацтеков — могущественный Монтесума и его приближенные приняли испанцев за бледнолицых посланцев бога Кецалькоатля, поэтому борьба против испанцев казалась им бессмысленной. Это помогло испанцам захватить в плен Монтесуму и заставить его выполнять их распоряжения. Затем испанские завоеватели начали грабить и разрушать города и се­ления ацтеков.

Только после гибели Монтесумы его преем­никам — Куитлауаку, а затем гордому и сво­бодолюбивому Куаутемоку — удалось поднять и организовать народ на борьбу с испанскими захватчиками. Куаутемок стал национальным героем мексиканцев.

Ныне на месте Теночтитлана вырос город Ме­хико — столица Мексиканской республики. На одной из площадей в центре города установлен величественный памятник Куаутемоку с над­писью: «Памяти Куаутемока и тех воинов, ко­торые героически боролись за свободу своей страны».

Другим народом, достигшим ко времени прихода испанцев высокой культуры, были индейцы майя. Они занимали полуостров Юкатан. Здесь существовали города-государст­ва Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль и др. Госу­дарство майя было рабовладельческим, хотя в общинах и сохранились пережитки родового строя. Знатные воины владели значительным количеством рабов из военнопленных, а также из соплеменников, задолжавших или прови­нившихся в чем-либо. Обработку земли, охоту и рыбную ловлю общинники вели сообща. Часть продуктов выделялась в пользу знати, осталь­ное распределялось между членами общины.

Жители селений были обязаны обрабаты­вать поля знати, строить дома, храмы и дороги, платить дань, делать подношения жрецам и со­держать отряд во время походов.

Майя, как и ацтеки, выращивали кукурузу, томаты, фасоль, сладкий картофель, какао, табак. Домашнего скота майя также не знали. Они разводили индюков и собак.

Майя поклонялись многим богам, из кото­рых важнейшими считались боги земледелия.

В государстве майя больших успехов достиг­ли математика и астрономия. Ученые создали замечательный по своей точности солнечный календарь. Они умели предсказывать наступ­ление солнечных затмений, знали периоды об­ращения Луны и других планет. В городах майя воздвигали каменные столбы — стелы, на которых иероглифами записывали важней­шие даты и события жизни государства. Смысл ряда иероглифов дошел до нас еще по документам XVI в., но их нужно было расшифро­вать, т. е. перейти от толкования смысла к точ­ному чтению. Над решением этой задачи тру­дились многие ученые. В 1951 г. советскому ученому Ю. В. Кнорозову удалось положить начало чтению иероглифических текстов майя, передающих их звуковую речь. Ученые про­должают изучать словарь и грамматику языка майя. В 1960 г. в Новосибирском отделении АН СССР был предпринят опыт дешифровки письменности майя с помощью электронно-вы­числительной машины.

Выразительные изображения людей и жи­вотных на стенах храмов и дворцов Централь­ной Америки говорят о высоком художествен­ном вкусе и техническом мастерстве резчиков по камню. Майя, как и ацтеки, не знали метал­лических орудий. Их резчики мастерски рабо­тали каменными — нефритовыми резцами. Не менее искусно были изготовлены ткани, изде­лия из дерева и керамика с художественной росписью.

Первые попытки испанских завоевателей высадиться на полуостров Юкатан были без­успешными. Они встретили ожесточенное со­противление индейцев и были вынуждены от­ступить, несмотря на огонь своей корабельной артиллерии. Только после завоевания Мексики конкистадору Франсиско де Монтехо при по­мощи обмана и насилия удалось установить испанское господство на Юкатане.

Однако свободолюбивые индейцы майя не покорились и восставали против испанских за­воевателей. Последнее независимое поселение майя — Тайясаль — было захвачено испанцами только в 1697 г.

Почти одновременно с завоеванием Цент­ральной Америки отряды испанских захватчи­ков во главе с Франсиско Писарро вторглись в пределы владений инков. Государство инков простиралось от южной части современ­ного Эквадора до северной части Чили, вклю­чая территории Перу и Боливии.

К середине XIV в. инки, покорив все окру­жающие племена, обеспечили себе господст­вующее положение. По праву наследства они занимали высшие военные и административные должности. Правитель страны — верховный Инка почитался как воплощение бога солнца на земле. После смерти инкских правителей их тела бальзамировали, одевали в роскошные одежды и оставляли в храме на золотом троне. Во время торжественных религиозных и граж­данских церемоний жрецы приносили трон с восседавшей на нем мумией последнего пра­вителя, которая своим присутствием освяща­ла торжество. Приписывая мумиям правите­лей сверхъестественную силу, жрецы брали ее также в военные походы и выносили на поле боя.

Инки сильно отличались от подчиненных им племен внешним видом: особой стрижкой волос, нарядной одеждой и богатыми украше­ниями.

Жили инки за счет эксплуатации рабов, рядовых общинников и ремесленников.

Возделываемая земля делилась на три ча­сти: «поля Солнца», урожай с которых шел на содержание храмов и жрецов, «поля Инки», урожай с которых поступал в казну (в государ­ственные амбары), и «поля общины», обраба­тывавшиеся в последнюю очередь. Общинники платили подати и, кроме того, отбывали госу­дарственные повинности: поддерживали слож­ную ирригационную систему, строили дороги, мосты, крепости и храмы.

Больших успехов инки достигли в горном деле и обработке металлов. Они добывали медь, олово, серебро. Широко применяли бронзу. Из золота и серебра ювелиры изготовляли тон­чайшей работы украшения, изысканную утварь для храмов и дворцов. Архитектурные сооруже­ния инков отличались грандиозностью и ху­дожественной отделкой. Высокого мастерства достигли инки в изготовлении изделий из ке­рамики. Особенно искусно они делали сосуды в виде человеческих фигур и голов, в виде разных животных и плодов.

Несмотря на горный рельеф страны, город Куско, столица инков, был связан с самыми отдаленными районами дорогами, туннелями и мостами. Связь между различными центрами страны поддерживалась при помощи гонцов, для чего на дорогах были расположены свое­образные почтовые станции с дежурными гон­цами. Замечательных успехов инки достигли в астрономии и медицине. Различные сообще­ния, исторические факты и сведения о сборах податей передавались при помощи сложного узелкового письма — квипу, которому юноши-инки обучались в особых школах.

Развитие культуры и общественного строя Инкского государства было прервано в XVI в.

В 1532 г. отряды под предводительством Франсиско Писарро обманом и хитростью захватили в плен верховного Инку Атагуальпу, парализовав этим сопротивление индейских войск. Вскоре Атагуальпа понял, что испанцы заинтересованы не в том, чтобы обратить его в «истинную веру христову», как они говорили, а в захвате сокровищ. Тогда верховный Инка предложил Писарро богатый выкуп за свое освобождение—наполнить золотыми изделиями комнату шириной 4 м, длиной 6 м и высотой 21/3 м, в которой он был заключен, а соседнюю, несколько меньшую — серебря­ными. Во все концы государства были разо­сланы гонцы. Золото и серебро потекло рекой в жадные руки испанцев. Однако, овладев эти­ми богатствами, испанцы в 1533 г. вероломно казнили Атагуальпу, захватили и разграбили столицу, а затем и всю страну. Так было раз­рушено государство инков и уничтожена его высокая культура.

В 1535 г. родственник Атагуальпы Манко возглавил восстание против захватчиков и укрепился в горном районе Вилькапампа. Ин­дейские воины к этому времени научились вла­деть оружием своих поработителей и искусству верховой езды.

После гибели Манко борьбу возглавили его сыновья. Только в 1572 г. испанцам удалось подавить освободительную борьбу индейцев и казнить их вождя — Инку Тупак-Амару.

Упорное и длительное сопротивление ока­зали испанским захватчикам индейцы Чили, в особенности арауканы, занимавшие терри­торию южнее реки Мауле. Этот мужественный и свободолюбивый народ, находившийся еще на стадии родового строя, сумел объединить все свои силы для борьбы с беспощадными завоевателями. Первая попытка испанцев за­крепиться в Чили в 1535 г. окончилась поражением. В январе 1540 г. для завоевания непо­корных индейских племен была отправлена экспедиция Педро де Вальдивия. Ему удалось дойти до реки Мауле, где он встретил ожесто­ченное сопротивление индейцев. Только через несколько лет упорной борьбы отряды Вальдивии смогли перейти реку Мауле и оттеснить араукан в глубь страны. Объединенные силы индейцев возглавил умный вождь, отважный и талантливый военачальник Лаутаро. Лаутаро, а затем его преемник Кауполикан нанесли испанцам поражение, но сами погибли в борьбе.

Конкистадор Вальдивия, прославившийся своей жестокостью, был захвачен арауканами в плен и казнен. Четкая военная организация и сплоченность позволили арауканам долгие годы успешно отражать наступления испанцев.

В 1612 г. испанцы, видя свое бессилие, были вынуждены прекратить борьбу и начать мир­ные переговоры с непокоренным племенем.

Однако алчность испанских конкистадоров не была удовлетворена. Огнем и мечом они продолжали покорять и грабить новые терри­тории. В поисках сокровищ испанцы вскры­вали гробницы, разоряли святилища, отнимали украшения у индейских жрецов и вождей.

Завоевание Америки сопровождалось неслы­ханными жестокостями.

Современник конкисты — монах-доминиканец Лас Касас, лично наблюдавший жестоко­сти конкистадоров, писал: «Когда испанцы вступали в индейские поселения, жертвами их ярости становились старики, дети и женщи­ны... Они загоняли индейцев, как стадо баранов, в огороженное пространство и соревновались друг с другом в том, кто ловче разрубит индей­ца пополам с одного удара...»

В ряде районов были поголовно истреблены многие индейские племена. Обширные террито­рии обезлюдели, как после чумы. Так, напри­мер, индейское население островов Пуэрто-Рико и Ямайка в 1509 г., когда там только по­явились испанцы, насчитывало 600 тыс. чело­век, а к 1542 г. их осталось не более 400 чело­век. Из многих сотен тысяч индейцев, населяв­ших остров Гаити, уцелело лишь около 200 че­ловек. Оставшихся в живых индейцев испанские конкистадоры превращали в рабов и насильст­венно обращали в католическую веру.

Завоевание испанскими конкистадорами стран Нового Света — это кровавая история ограбления, истребления и порабощения наро­дов Мексики, Центральной и Южной Америки, история гибели древнейших культур Америки и начала колониализма.

1 Конкистадор — от испанского слова «конкиста»— завоевание.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ