.
Меню сайта
|
Ифе, Ойо, БенинИфе, Ойо, БенинИфе В юго-западной части Нигерии есть город Ифе. Когда-то он был столицей средневекового царства, созданного предками народа йоруба. Археологи обнаружили в Ифе остатки древних крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Во многих музеях мира хранятся замечательные ифские скульптуры — головы людей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали предков и считались священными. Жители Ифе думали, что с помощью этих изображений они могут сообщать о своих желаниях в загробный мир. Ифе населяли земледельцы и ремесленники — ткачи, кузнецы, литейщики, гончары, резчики по дереву и слоновой кости. Во главе города-государства стоял царь. Исследования Ифе только начались. Сейчас преждевременно делать выводы о том, каким было это государство, когда оно возникло, какова его история. Судя по археологическим находкам, расцвет Ифе относится к XIV в. Оно оказало большое влияние на два других государства — Ойо и Бенин, которые возвысились в XV в. Ойо Могущественное государство Ойо населял народ йоруба, правил им алафин (на языке йоруба «хозяин дворца»). Почитали его наравне с богом, так же как в Аксуме и других африканских государствах: простые люди не могли его видеть и слышать. Но власть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановников из семи человек — ойо меси. Если алафин принимал неугодные им решения, ойо меси, сговорившись, посылали ему яйцо попугая или пустой калебас — сосуд, выдолбленный из тыквы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих сановников. У царя был огромный двор: сотни слуг, дворцовые музыканты, рабы, стражники и палачи. Алафин жил в роскоши и довольстве. Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на полях правителя своей округи, бесплатно строили и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки. Через территорию государства проходили важные торговые пути. Они соединяли побережье Гвинейского залива с внутренними областями Западной Африки. По этим путям большие караваны рабов-носильщиков вели из Западного Судана лошадей, несли соль, медь и другие товары, которых не было в Ойо. А на север отправлялись орехи-кола, слоновая кость, ткани. Деньгами служили связки раковин каури, которые иноземные купцы привозили с Мальдивских островов Индийского океана. Города Ойо были самыми большими в Тропической Африке. Они насчитывали по нескольку десятков тысяч жителей. Люди жили в одноэтажных глиняных домах, крытых соломой. С раннего утра мужчины, вооружившись мотыгами и топориками для расчистки зарослей, трудились на своих полях, расположенных за городскими стенами. Женщины занимались домашним хозяйством, мелкой торговлей. В городах жило много ремесленников. Их изделия, особенно ткани, высоко ценились в других странах. Каждый пятый день на центральной площади города перед дворцом правителя устраивался большой базар. На него стекались тысячи людей. За порядком на рынке следили царские слуги. Большим влиянием в Ойо пользовались жрецы. Они насаждали культ бога Шанго: его считали предком алафина. Так жрецы укрепляли царскую власть. В свою очередь царь поддерживал жрецов. В XVIII в. влияние Ойо распространилось до реки Нигер на севере и востоке и до границ современной Ганы на западе. Каждые три года алафин отправлял войско на завоевание новых территорий и усмирение непокорных. Его армия — тысячи всадников, вооруженных луками и копьями, — наводила ужас на соседей. Покоренные народы платили Ойо дань. Сбором дани занимались специальные чиновники. Царь и знать Ойо принимали живейшее участие в работорговле. Они продавали европейцам тысячи пленников, захваченных на войне. Взамен они получали медную проволоку для изготовления украшений, спиртные напитки, старые ружья и всякие безделушки. Год от года европейцы требовали все больше и больше рабов. Тогда правители Ойо стали торговать не только военнопленными, но и своими подданными. Богатые люди нанимали банды, которые подстерегали путников на дорогах, похищали людей из их жилищ и продавали работорговцам. Жизнь народа стала ужасной. В покоренных землях участились восстания. Особенно тяжелая обстановка сложилась в стране во второй половине XVIII в. Этим воспользовалось племя эгба для того, чтобы вернуть себе свободу. Из среды крестьян эгба выдвинулся талантливый руководитель Лишаби, Под его руководством создавались тайные организации. В них крестьяне тайком изучали военное дело и копили оружие — луки, стрелы, копья, дубинки. Когда все было готово, по сигналу Лишаби во всех городах эгба начались восстания. Чиновники алафина были убиты. Алафин послал против восставших большое войско, но победить их не смог. Эгба вернули себе независимость. Вслед за ними стали подниматься на борьбу и другие племена. Бенин К востоку от Ойо находилось другое сильное государство — Бенин. Его населял народ бини, родственный йоруба. По своей культуре, обычаям, истории Бенин очень близок Ойо. В XVII в., по рассказу голландского путешественника Даппера, столица Бенина была не меньше крупнейших голландских городов. Башни великолепного царского дворца были украшены бронзовыми скульптурами птиц и змей. Стены дворца были покрыты бронзовыми досками, на которых местные мастера изобразили различные события из истории Бенина: войны с соседями, европейских работорговцев, развлечения царей и т. д. Торговые суда Бенина вмещали по 100 человек. Царь Бенина обладал сильной властью. Без его разрешения ни один европейский купец не мог вести торговлю с бенинцами. Он же назначал цены на иноземные товары и на пленников, которых продавал европейцам в рабство. Так же как и в Ойо, работорговля и войны для захвата пленников подтачивали силы Бенина. В 1897 г. Бенин был уничтожен англичанами. Они подвергли его жестокой бомбардировке со своих кораблей, царский дворец разграбили и сожгли, а предметы искусства увезли в Европу. Колонизаторы захватили и разрушили большинство африканских государств. Они стремились уничтожить самую память о них. Теперь, когда страны Африки становятся независимыми, полнее и глубже изучается их история. Пока известно еще немного из прошлого Черной Африки. Но каждый год ученые открывают новые памятники старины, древние рукописи, документы, рассказывающие о самобытных африканских цивилизациях. |
ПОИСК
Block title
|