.
Меню сайта
|
Крестьяне и самураи феодальной ЯпонииКрестьяне и самураи феодальной ЯпонииДлинная процессия движется по дороге. Это едет сиятельный князь, владелец обширных земель. Впереди шагают его дружинники — самураи с княжескими знаменами, пиками, секирами; за ними идут воины по два-три в ряд, вооруженные двумя мечами, заткнутыми за пояс. Посреди процессии — богато убранные крытые лакированные носилки самого князя. Их бережно несут загорелые люди. Полуобнаженные тела лоснятся от пота, лица напряжены: за несогласованное движение, причиняющее неудобство пассажиру, их ждет наказание. В хвосте процессии такие же люди несут тяжелую поклажу. Это местные крестьяне, отбывающие гужевую повинность. Процессия проходит через небольшую деревеньку. Все крестьяне высыпали из домов и в полном молчании стоят у обочины дороги, почтительно склонив головы. Вдруг смятение... Резвая девочка перебежала дорогу перед процессией и шаловливо бросилась к матери. - Убить ее!— раздается голос князя.— Она нарушила закон! Ни слезы матери, ни просьбы крестьян не спасают ребенка: в феодальной Японии князь и любой самурай имели право безнаказанно убить человека, если считали, что тот совершил поступок, оскорбительный для них. Японское феодальное государство сложилось в VII в. и просуществовало до середины XIX в. Веками укреплялся господствующий класс крупных феодалов и поместного служилого дворянства — японского рыцарства (самураев). Феодальные князья были неограниченными властителями в своих княжествах. Самураи находились на службе у князей, некоторые владели поместьями, но большая часть не имела земли, а получала жалованье рисом, взимаемым в виде подати с крестьян. Князья и дворяне — самураи — считались первым сословием в Японии, пользовались широкими правами и привилегиями. Достойным занятием для самурая считалась только служба у государя или князя. Он обязан был в совершенстве владеть воинским мастерством, изучать китайскую классическую литературу. Хорошее знание китайских классиков особенно строго требовалось от тех, кто стремился занять пост чиновника. Самураю запрещалось заниматься ремеслом, торговлей или каким-либо производительным трудом. Безграничная верность князю почиталась высшим рыцарским долгом. Для выполнения этого долга самурай жертвовал своей жизнью, а если того требовали обстоятельства, то и жизнью родителей, жены, детей. Долгое время среди самураев существовал обычай: после смерти своего князя делать харакири, т. е. вспарывать себе живот коротким мечом. Это окружало самураев ореолом храбрости и верноподданнической преданности; кроме того, семья самоубийцы получала всевозможные привилегии, а наследники — повышение по служебной лестнице. В XIV—XVI вв. во время бесконечных феодальных междоусобиц случались и групповые самоубийства самураев, если они видели неизбежность поражения. В середине XV11 в. был издан закон, запрещавший групповые харакири. Единичные же самоубийства подобного рода долго не прекращались. Случаи харакири были и в 1945 г. в связи с капитуляцией Японии во второй мировой войне. Паразитическое феодальное дворянство и князья жили в роскоши и безделье, жестоко эксплуатируя крестьян. Японская деревня того времени обычно состояла из полусотни дворов. Жилище крестьянина, крытое соломой, представляло собой небольшую комнату без потолка, с дощатым полом, застеленным циновками из рисовой соломы. Посреди пола находился очаг для приготовления пищи, вокруг которого собиралась вся семья. У крестьянской семьи был земельный надел и участок близ дома. Надел состоял из небольшого заливного рисового поля и пашни, где возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобы и пр. На крохотном участке возле дома сажали овощи, фруктовые деревья. Обрабатывали землю вручную, лишь у немногих были рабочие волы. Несмотря на это, крестьянин ухаживал за своим участком так тщательно, что нередко поле выглядело как хорошо распланированная клумба. Лошадей, коров, другого домашнего скота и птицы японские крестьяне обычно не имели. Наделы были слишком малы для этого: обычно они занимали меньше гектара. Одежда японского крестьянина состояла из домотканых узких штанов, охватывавших ноги по щиколотку, и широкой куртки с узкими рукавами, прикрывавшими тыльную сторону ладоней. На ноги надевали соломенные лапти или деревянные сандалии. Такая одежда была удобна для работы и до некоторой степени спасала руки и ноги от пиявок, водившихся на залитых водой рисовых полях. Широкая самодельная соломенная шляпа защищала от палящего солнца, а грубая соломенная накидка — от дождей. С середины XV в. японские феодалы вели долгую междоусобную войну. Она охватила всю страну и продолжалась более столетия. Гибли старые феодальные роды, появлялись новые. Императорское правительство, находившееся в столице — городе Киото, потеряло всякую власть над страной. Враждующие феодалы и самураи врывались во владения друг друга, вытаптывали и сжигали крестьянские посевы, разоряли целые деревни, обрекая их население на голод и холод. В ответ на насилия и произвол время от времени в различных районах страны вспыхивали крестьянские восстания. Наиболее массовые вооруженные выступления произошли в XV и XVI вв. Иногда крестьянам удавалось несколько ослабить свою зависимость. Так, например, в 1485 г. в самом центре страны, близ Киото, произошло мощное крестьянское восстание. Крестьяне заявили: «В стране не должно быть самураев!» Изгнав войска двух феодальных князей, они создали в этом районе отдельную область с собственным самоуправлением, просуществовавшим около 7 лет. Страх перед растущим крестьянским движением заставлял феодалов объединяться. Из разрозненных княжеств в конце XVI в. начало складываться централизованное феодальное государство под властью одного правителя. Это объединение было подготовлено развитием экономических связей между отдельными районами страны. Новая власть с первых же шагов попыталась еще больше закрепостить крестьян. Военачальник и фактический правитель страны Хидэёси, один из объединителей Японии, издал в конце XVI в. указы, лишавшие крестьян права свободно выбирать профессию, менять место жительства и иметь какое бы то ни было оружие. В начале XVII в. крупнейший феодал Токугава Иэясу завершил объединение страны. Токугавское правительство продолжало проводить политику закрепощения крестьян. Девизом правящих классов стало: «Мужик — что кунжутное семя: чем больше жмешь, тем больше выжмешь!» Закон предписывал крестьянину поменьше употреблять риса, заменяя его более дешевой пищей, хотя он целый год трудился, выращивая рис. Крестьянину запрещалось строить жилище, превышающее установленный размер, разрешалось носить платье только из грубой ткани с простым узором неяркого цвета. Непомерные налоги оставляли крестьянину лишь скудную часть урожая, не всегда достаточную для пропитания семьи. Феодальные власти вмешивались в личную жизнь крестьянина, в его отношения с детьми и женой, строго ограничивали его развлечения. Закон устанавливал размер подати в половину урожая. Но нередко под разными предлогами феодалы повышали ее до 70—80%. Помимо того, крестьянина обязывали нести трудовую повинность: ремонтировать жилище феодала, строить и ремонтировать дороги, ирригационные системы и т. д. При передвижении феодалов крестьяне должны были поставлять носильщиков. Возлагались на крестьян и другие повинности, взимались денежные и натуральные поборы, число которых иногда достигало чуть не сотни. Недоимщика-крестьянина, не сумевшего уплатить вовремя подати, и его семью, включая малолетних детей, подвергали тяжелым пыткам, сажали в тюрьму, продавали в рабство. В XV11 в. сопротивление крестьян гнету и произволу феодалов было временно ослаблено. Но уже в следующем, XVIII в. борьба крестьян возобновилась с новой силой, охватив всю Японию, а в середине XIX столетия, перед буржуазной революцией 1868 г., мощные крестьянские восстания в сочетании с голодными бунтами городской бедноты расшатали и ослабили основы феодального строя. |
ПОИСК
Block title
|