. Крестьяне и самураи феодальной Японии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Крестьяне и самураи феодальной Японии

Крестьяне и самураи феодальной Японии

Длинная процессия движется по дороге. Это едет сиятельный князь, владелец обшир­ных земель. Впереди шагают его дружинни­ки — самураи с княжескими знаменами, пи­ками, секирами; за ними идут воины по два-три в ряд, вооруженные двумя мечами, заткну­тыми за пояс. Посреди процессии — богато убранные крытые лакированные носилки само­го князя. Их бережно несут загорелые люди. Полуобнаженные тела лоснятся от пота, лица напряжены: за несогласованное движение, при­чиняющее неудобство пассажиру, их ждет на­казание. В хвосте процессии такие же люди несут тяжелую поклажу. Это местные крестья­не, отбывающие гужевую повинность.

Процессия проходит через небольшую де­ревеньку. Все крестьяне высыпали из домов и в полном молчании стоят у обочины дороги, почтительно склонив головы. Вдруг смятение... Резвая девочка перебежала дорогу перед про­цессией и шаловливо бросилась к матери.

- Убить ее!— раздается голос князя.— Она нарушила закон!

Ни слезы матери, ни просьбы крестьян не спасают ребенка: в феодальной Японии князь и любой самурай имели право безнаказанно убить человека, если считали, что тот совершил поступок, оскорбительный для них.

Японское феодальное государство сложи­лось в VII в. и просуществовало до середины XIX в. Веками укреплялся господствующий класс крупных феодалов и поместного служи­лого дворянства — японского рыцарства (самураев).

Феодальные князья были неограничен­ными властителями в своих княжествах. Саму­раи находились на службе у князей, некото­рые владели поместьями, но большая часть не имела земли, а получала жалованье рисом, взимаемым в виде подати с крестьян. Князья и дворяне — самураи — считались первым сословием в Японии, пользовались широкими правами и привилегиями.

Достойным занятием для самурая считалась только служба у государя или князя. Он обя­зан был в совершенстве владеть воинским ма­стерством, изучать китайскую классическую литературу. Хорошее знание китайских клас­сиков особенно строго требовалось от тех, кто стремился занять пост чиновника. Самураю запрещалось заниматься ремеслом, торговлей или каким-либо производительным трудом.

Безграничная верность князю почиталась высшим рыцарским долгом. Для выполнения этого долга самурай жертвовал своей жизнью, а если того требовали обстоятельства, то и жизнью родителей, жены, детей. Долгое время среди самураев существовал обычай: после смерти своего князя делать харакири, т. е. вспарывать себе живот коротким мечом. Это окружало самураев ореолом храбрости и вер­ноподданнической преданности; кроме того, семья самоубийцы получала всевозможные при­вилегии, а наследники — повышение по слу­жебной лестнице. В XIV—XVI вв. во время бесконечных феодальных междоусобиц слу­чались и групповые самоубийства самураев, если они видели неизбежность поражения. В середине XV11 в. был издан закон, запре­щавший групповые харакири. Единичные же самоубийства подобного рода долго не прекра­щались. Случаи харакири были и в 1945 г. в связи с капитуляцией Японии во второй миро­вой войне.

Паразитическое феодальное дворянство и князья жили в роскоши и безделье, жестоко эксплуатируя крестьян.

Японская деревня того времени обычно со­стояла из полусотни дворов. Жилище крестья­нина, крытое соломой, представляло собой небольшую комнату без потолка, с дощатым полом, застеленным циновками из рисовой соломы. Посреди пола находился очаг для приготовления пищи, вокруг которого соби­ралась вся семья. У крестьянской семьи был земельный надел и участок близ дома. Надел состоял из небольшого заливного рисового поля и пашни, где возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобы и пр. На крохотном уча­стке возле дома сажали овощи, фруктовые деревья. Обрабатывали землю вручную, лишь у немногих были рабочие волы. Несмотря на это, крестьянин ухаживал за своим участком так тщательно, что нередко поле выглядело как хорошо распланированная клумба. Лоша­дей, коров, другого домашнего скота и птицы японские крестьяне обычно не имели. Наделы были слишком малы для этого: обычно они занимали меньше гектара.

Одежда японского крестьянина состояла из домотканых узких штанов, охватывавших ноги по щиколотку, и широкой куртки с узкими рукавами, прикрывавшими тыльную сторону ладоней. На ноги надевали соломенные лапти или деревянные сандалии. Такая одежда была удобна для работы и до некоторой степени спа­сала руки и ноги от пиявок, водившихся на залитых водой рисовых полях. Широкая самодельная соломенная шляпа защищала от палящего солнца, а грубая соломенная на­кидка — от дождей.

С середины XV в. японские феодалы вели долгую междоусобную войну. Она охватила всю страну и продолжалась более столетия. Гибли старые феодальные роды, появлялись новые. Императорское правительство, находив­шееся в столице — городе Киото, потеряло вся­кую власть над страной.

Враждующие феодалы и самураи врывались во владения друг друга, вытаптывали и сжи­гали крестьянские посевы, разоряли целые деревни, обрекая их население на голод и холод.

В ответ на насилия и произвол время от времени в различных районах страны вспы­хивали крестьянские восстания. Наиболее мас­совые вооруженные выступления произошли в XV и XVI вв. Иногда крестьянам уда­валось несколько ослабить свою зависимость. Так, например, в 1485 г. в самом центре стра­ны, близ Киото, произошло мощное кресть­янское восстание. Крестьяне заявили: «В стра­не не должно быть самураев!» Изгнав войска двух феодальных князей, они создали в этом районе отдельную область с собственным само­управлением, просуществовавшим около 7 лет.

Страх перед растущим крестьянским дви­жением заставлял феодалов объединяться. Из разрозненных княжеств в конце XVI в. начало складываться централизованное феодальное го­сударство под властью одного правителя. Это объединение было подготовлено развитием эко­номических связей между отдельными района­ми страны.

Новая власть с первых же шагов попыталась еще больше закрепостить крестьян. Воена­чальник и фактический правитель страны Хидэёси, один из объединителей Японии, издал в конце XVI в. указы, лишавшие крестьян права свободно выбирать профессию, менять место жительства и иметь какое бы то ни было оружие.

В начале XVII в. крупнейший феодал Токугава Иэясу завершил объединение страны. Токугавское правительство продолжало прово­дить политику закрепощения крестьян. Деви­зом правящих классов стало: «Мужик — что кунжутное семя: чем больше жмешь, тем боль­ше выжмешь!» Закон предписывал крестьянину поменьше употреблять риса, заменяя его более дешевой пищей, хотя он целый год трудился, вы­ращивая рис. Крестьянину запрещалось строить жилище, превышающее установленный размер, разрешалось носить платье только из грубой тка­ни с простым узором неяркого цвета. Непомерные налоги оставляли крестьянину лишь скудную часть урожая, не всегда достаточную для пропита­ния семьи. Феодальные власти вмешивались в личную жизнь крестьянина, в его отношения с детьми и женой, строго ограничивали его раз­влечения.

Закон устанавливал размер подати в поло­вину урожая. Но нередко под разными пред­логами феодалы повышали ее до 70—80%. Помимо того, крестьянина обязывали нести трудовую повинность: ремонтировать жилище феодала, строить и ремонтировать дороги, ирригационные системы и т. д. При передвижении феодалов крестьяне должны были поставлять но­сильщиков. Возлагались на крестьян и дру­гие повинности, взимались денежные и нату­ральные поборы, число которых иногда до­стигало чуть не сотни. Недоимщика-крестья­нина, не сумевшего уплатить вовремя подати, и его семью, включая малолетних детей, под­вергали тяжелым пыткам, сажали в тюрьму, продавали в рабство.

В XV11 в. сопротивление крестьян гнету и произволу феодалов было временно ослаб­лено. Но уже в следующем, XVIII в. борьба крестьян возобновилась с новой силой, охва­тив всю Японию, а в середине XIX столетия, перед буржуазной революцией 1868 г., мощ­ные крестьянские восстания в сочетании с го­лодными бунтами городской бедноты расша­тали и ослабили основы феодального строя.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ