.
Меню сайта
|
Утопия Томаса МораУтопия Томаса МораСвыше четырехсот лет назад, в 1516 г., в Англии появилась книга под названием «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». В ней рассказывалось об удивительном острове у берегов Нового Света (так называли в то время Америку), о его прекрасных городах и цветущих полях, а главное, о невиданных законах и порядках. Там нет ни богатых, ни бедных, все жители острова равны, все они трудятся и продукты труда распределяют между собой справедливо и разумно. В той стране есть в изобилии все, что необходимо для жизни. Золото и драгоценности, потерявшие свою силу, стали игрушками для детей. Ничто не нарушает мирную и счастливую жизнь островитян. Но этого острова не было ни на одной географической карте, и само название его — «Утопия» по-гречески означает «место, которого нет». Его придумал английский мыслитель-гуманист Томас Мор. В своей книге он пытался ответить на вопрос, как избавить трудовой народ от неисчислимых бедствий и страданий. В XV—XVI вв. Англия стала на путь капиталистического развития. Быстро росла промышленность, особенно ее старая отрасль — производство шерстяных тканей. Появились первые капиталистические предприятия — мануфактуры, где трудились наемные рабочие. Мануфактуры давали более дешевую продукцию, чем ремесленное производство. Не выдерживая конкуренции с мануфактурами, ремесленники разорялись и вынуждены были наниматься на мануфактуры или пополняли толпы нищих. Развитие шерстяных мануфактур принесло бедствия не одним ремесленникам. Спрос и, следовательно, цены на шерсть выросли. Английским лордам — владельцам земли — было выгоднее разводить в своих владениях овец, чем отдавать участки земли в аренду крестьянам. Лорды стали сгонять с насиженных мест крестьян-арендаторов и обращать эти земли в пастбища для овец. По дорогам Англии бродили тысячи бездомных людей, не имевших никаких средств к существованию. В страхе перед этими обездоленными людьми английское правительство издавало «кровавые» законы, преследующие бродяг и нищих. Передовые люди того времени близко к сердцу принимали страдания простого народа. Они мечтали о лучшем будущем и пытались нарисовать его в своем воображении. Таких люден в то время было немного. К ним принадлежал и Мор. Томас Мор родился в 1478 г. в семье судьи высшего королевского суда. Еще в школе он обнаружил замечательные способности, необыкновенную усидчивость и любовь к труду. Поступив для продолжения образования в Оксфордский университет, Мор вошел здесь в кружок гуманистов и вскоре возглавил его. Он увлекался сочинениями древнегреческого философа Платона 1 (IV в. до н. э.) и трудами современников-гуманистов. Интересовался Мор и естественными науками. Отец Томаса хотел, чтобы сын стал юристом, и не поощрял его занятий другими науками. Он лишил сына всякой помощи. Нужда преследовала Мора. Жил он впроголодь, и часто ему не на что было купить обувь. В конце концов отец заставил сына покинуть университет и поступить в школу права. Окончив школу, Мор стал юристом. Отзывчивый и бескорыстный, он никому не отказывал в помощи и всегда защищал обездоленных. Это принесло ему большую популярность в народе и славу прекрасного адвоката. Молодого адвоката избрали в парламент. Вскоре он выступил в парламенте против предоставления королю Генриху VII крупных денежных сумм, что должно было бы увеличить налоги и без того тяжелые для трудящихся. Король отомстил ему. Он бросил в тюрьму ни в чем не повинного отца Мора, наложив на него большой штраф. Сам Мор, как член парламента, пользовался неприкосновенностью. После этого Мор отошел от политической деятельности. Он постепенно начинает осознавать несправедливость существующего общественного строя. «Всюду скрежет ненависти, всюду бормотание злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву...» — пишет Мор в одном из писем. В нем растет ненависть к тирании. Много времени и внимания уделял Мор воспитанию своих детей. Он стремился дать им широкое образование и в то же время воспитывал в них скромность, любовь и уважение к людям. Мор был сторонником обучения девочек наравне с мальчиками (ведь в то время в школах учились только мальчики). Его дочери славились своей образованностью на всю Англию. Только после смерти Генриха VII Мор возвратился к общественной деятельности. Во время одной из деловых поездок во Фландрию Мор начал писать книгу, принесшую ему бессмертную славу. Она известна под сокращенным названием «Утопия». В первой части книги Мор сурово критикует современные ему английские порядки. Яркими красками рисует он разорение крестьянства в результате превращения лордами пахотных земель в пастбища для овец. Множество людей «сгоняется с земли и вынуждено переселяться с насиженных мест». «Они продают за бесценок все свое имущество... а когда... в своих странствиях быстро потратят это, то что им остается другое, как не воровать и попадать на виселицу по заслугам или скитаться и нищенствовать». Праздная жизнь английских феодалов и хищников-буржуа вызывает у Мора ненависть. Гневно бичует он английское государство с его бесчеловечными законами против трудящихся. Эксплуататорскому обществу, в основе которого лежит частная собственность, Мор противопоставляет коммунистический строй Утопии. В Утопии все принадлежит всем. Все блага распределяются по принципу: каждый работает, сколько он может, и получает столько, сколько ему надо. Питание только общественное: в прекрасных дворцах подается в определенное время вкусная и обильная пища. Все взрослые утопийцы трудятся. От физического труда освобождаются только ученые и крупные государственные деятели. Грязную и неприятную работу в Утопии выполняют рабы, а в рабов обращают тех, кто совершил тяжелые и позорные преступления. Рабочий день утопийцев равен шести часам. В свободное время большинство из них занимается науками, некоторые — ремеслом. Перед сном они проводят час в развлечениях, играх, беседах, занятиях музыкой. Из числа наиболее уважаемых граждан утопийцы выбирают должностных лиц для управления производством и распределения продуктов труда. Сообща утопийцы решают вопросы войны и мира. Они с уважением относятся к другим народам и не затевают захватнических войн. Войну они считают занятием «поистине зверским» и признают ее лишь для защиты своей территории, освобождения какого-либо народа от тирании, оказания помощи друзьям. Томас Мор первый нарисовал прообраз будущего коммунистического общества. Однако путей к нему он не показал, да и не мог сделать этого в феодальной Англии. Ошибочно представлял себе Мор то, как будет осуществлен основной принцип коммунизма — распределение по потребности: он полагал, что ремесленное производство может дать необходимое для осуществления этого принципа изобилие. Позже Маркс и Энгельс доказали, что только в условиях развитой техники и машинного производства возможна такая производительность труда, которая принесет полное изобилие. А это, в свою очередь, даст возможность осуществить основной принцип коммунистического общества: от каждого по способности — каждому по потребности. Коммунизм Мора нереален. Поэтому «утопиями» стали называть теории, рисующие коммунистическое общество, но не намечающие правильных путей для его достижения. Жизнь этого замечательного человека окончилась трагично. Будучи лордом-канцлером Англии, т. е. первым лицом после короля, он продолжал защищать в парламенте интересы народа и осмелился выступать против самого короля. В дальнейшем Мор столкнулся с королем и по религиозным вопросам: он был противником реформации, проведенной Генрихом VIII в интересах английского дворянства. Король приказал заключить непокорного лорда-канцлера в тюрьму Тауэр, где тот провел больше года. Мора приговорили к смертной казни. Он мужественно встретил смерть. Перед казнью Мор простился с семьей, сам завязал себе глаза платком и, обратившись к палачу, сказал: «Шея у меня коротка, целься хорошо, чтобы не осрамиться». Томас Мор был казнен 7 июля 1535 г. Книга его пережила столетия, и для нас, строящих первое в истории человечества коммунистическое общество, особенно дорого имя средневекового гуманиста Томаса Мора. Ведь он первый поставил вопрос о переходе к коммунизму и выдвинул его основной принцип: от каждого по способностям — каждому по потребностям. Этот принцип позже вошел в теорию научного коммунизма Карла Маркса. 1 В сочинении Платона «Республика» описывается общественный строй без частной собственности, хотя это была республика рабовладельцев. |
ПОИСК
Block title
|