. Утопия Томаса Мора
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Утопия Томаса Мора

Утопия Томаса Мора

Свыше четырехсот лет назад, в 1516 г., в Англии появилась книга под названием «Золо­тая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». В ней рассказывалось об удивительном острове у берегов Нового Света (так называли в то время Америку), о его пре­красных городах и цветущих полях, а глав­ное, о невиданных законах и порядках. Там нет ни богатых, ни бедных, все жители острова равны, все они трудятся и продукты тру­да распределяют между собой справедливо и разумно.

В той стране есть в изобилии все, что необходимо для жизни. Золото и драгоцен­ности, потерявшие свою силу, стали игрушками для детей. Ничто не нарушает мирную и счаст­ливую жизнь островитян.

Но этого острова не было ни на одной гео­графической карте, и само название его — «Уто­пия» по-гречески означает «место, которого нет». Его придумал английский мыслитель-гу­манист  Томас Мор. В своей кни­ге он пытался ответить на вопрос, как избавить трудовой народ от неисчислимых бедствий и страданий.

В XV—XVI вв. Англия стала на путь капи­талистического развития. Быстро росла промышленность, особенно ее старая отрасль — производство шерстяных тканей. Появились первые капиталистические предприятия — ма­нуфактуры, где трудились наемные рабочие. Мануфактуры давали более дешевую продукцию, чем ремесленное производство. Не выдерживая конкуренции с мануфактурами, ремесленники разорялись и вынуждены были наниматься на мануфактуры или пополняли толпы нищих.

Развитие шерстяных мануфактур принесло бедствия не одним ремесленникам. Спрос и, следовательно, цены на шерсть выросли. Анг­лийским лордам — владельцам земли — было выгоднее разводить в своих владениях овец, чем отдавать участки земли в аренду крестья­нам. Лорды стали сгонять с насиженных мест крестьян-арендаторов и обращать эти земли в пастбища для овец. По дорогам Англии бро­дили тысячи бездомных людей, не имевших никаких средств к существованию. В страхе перед этими обездоленными людьми английское правительство издавало «кровавые» законы, преследующие бродяг и нищих.

Передовые люди того времени близко к серд­цу принимали страдания простого народа. Они мечтали о лучшем будущем и пытались нари­совать его в своем воображении. Таких люден в то время было немного. К ним принадле­жал и Мор.

Томас Мор родился в 1478 г. в семье судьи высшего королевского суда. Еще в школе он обнаружил замечательные способности, необык­новенную усидчивость и любовь к труду. По­ступив для продолжения образования в Окс­фордский университет, Мор вошел здесь в кружок гуманистов и вскоре возглавил его.  Он увлекался сочинениями древнегреческого философа Платона 1 (IV в. до н. э.) и трудами современников-гуманистов. Интересовался Мор и естественными науками.

Отец Томаса хотел, чтобы сын стал юристом, и не поощрял его занятий другими науками. Он лишил сына всякой помощи. Нужда пре­следовала Мора. Жил он впроголодь, и часто ему не на что было купить обувь. В конце кон­цов отец заставил сына покинуть университет и поступить в школу права.

Окончив школу, Мор стал юристом. Отзыв­чивый и бескорыстный, он никому не отказы­вал в помощи и всегда защищал обездоленных. Это принесло ему большую популярность в народе и славу прекрасного адвоката.

Молодого адвоката избрали в парламент. Вскоре он выступил в парламенте против предо­ставления королю Генриху VII крупных денеж­ных сумм, что должно было бы увеличить на­логи и без того тяжелые для трудящихся. Король отомстил ему. Он бросил в тюрьму ни в чем не повинного отца Мора, наложив на него большой штраф. Сам Мор, как член пар­ламента, пользовался неприкосновенностью. После этого Мор отошел от политической дея­тельности. Он постепенно начинает осознавать несправедливость существующего обществен­ного строя. «Всюду скрежет ненависти, всюду бормотание злобы и зависти, всюду люди слу­жат своему чреву...» — пишет Мор в одном из писем. В нем растет ненависть к тирании.

Много времени и внимания уделял Мор вос­питанию своих детей. Он стремился дать им широкое образование и в то же время воспиты­вал в них скромность, любовь и уважение к людям. Мор был сторонником обучения дево­чек наравне с мальчиками (ведь в то время в школах учились только мальчики). Его дочери славились своей образованностью на всю Анг­лию. Только после смерти Генриха VII Мор возвратился к общественной деятельности. Во время одной из деловых поездок во Фландрию Мор начал писать книгу, принесшую ему бес­смертную славу. Она известна под сокращенным названием «Утопия».

В первой части книги Мор сурово критикует современные ему английские порядки. Яркими красками рисует он разорение крестьянства в результате превращения лордами пахотных земель в пастбища для овец.

Множество людей «сгоняется с земли и вы­нуждено переселяться с насиженных мест». «Они продают за бесценок все свое имущество... а когда... в своих странствиях быстро потра­тят это, то что им остается другое, как не воро­вать и попадать на виселицу по заслугам или скитаться и нищенствовать». Праздная жизнь английских феодалов и хищников-буржуа вы­зывает у Мора ненависть. Гневно бичует он английское государство с его бесчеловечными законами против трудящихся.

Эксплуататорскому обществу, в основе кото­рого лежит частная собственность, Мор проти­вопоставляет коммунистический строй Утопии. В Утопии все принадлежит всем. Все блага распределяются по принципу: каждый работает, сколько он может, и получает столько, сколько ему надо. Питание только общественное: в пре­красных дворцах подается в определенное время вкусная и обильная пища. Все взрослые утопийцы трудятся. От физического труда освобож­даются только ученые и крупные государствен­ные деятели. Грязную и неприятную работу в Утопии выполняют рабы, а в рабов обращают тех, кто совершил тяжелые и позорные пре­ступления.

Рабочий день утопийцев равен шести часам. В свободное время большинство из них занима­ется науками, некоторые — ремеслом. Перед сном они проводят час в развлечениях, играх, беседах, занятиях музыкой.

Из числа наиболее уважаемых граждан утопийцы выбирают должностных лиц для управления производством и распределения продуктов труда.

Сообща утопийцы решают вопросы войны и мира. Они с уважением относятся к другим народам и не затевают захватнических войн. Войну они считают занятием «поистине звер­ским» и признают ее лишь для защиты своей территории, освобождения какого-либо народа от тирании, оказания помощи друзьям.

Томас Мор первый нарисовал прообраз будущего коммунистического общества. Однако путей к нему он не показал, да и не мог сделать этого в феодальной Англии.

Ошибочно представлял себе Мор то, как будет осуществлен основной принцип комму­низма — распределение по потребности: он по­лагал, что ремесленное производство может дать необходимое для осуществления этого принципа изобилие. Позже Маркс и Энгельс доказали, что только в условиях развитой техники и машинного производства возможна такая производительность труда, которая при­несет полное изобилие. А это, в свою очередь, даст возможность осуществить основной прин­цип коммунистического общества: от каждого по способности — каждому по потребности. Ком­мунизм Мора нереален. Поэтому «утопиями» стали называть теории, рисующие коммунисти­ческое общество, но не намечающие правиль­ных путей для его достижения.

Жизнь этого замечательного человека окон­чилась трагично. Будучи лордом-канцлером Англии, т. е. первым лицом после короля, он продолжал защищать в парламенте интересы народа и осмелился выступать против самого короля. В дальнейшем Мор столкнулся с коро­лем и по религиозным вопросам: он был против­ником реформации, проведенной Генрихом VIII в интересах английского дворянства. Король приказал заключить непокор­ного лорда-канцлера в тюрьму Тауэр, где тот провел больше года. Мора приговорили к смертной казни. Он мужественно встретил смерть. Перед казнью Мор простился с семьей, сам завязал себе глаза платком и, обратившись к палачу, сказал: «Шея у меня коротка, целься хорошо, чтобы не осрамиться». Томас Мор был казнен 7 июля 1535 г.

Книга его пережила столетия, и для нас, строящих первое в истории человечества ком­мунистическое общество, особенно дорого имя средневекового гуманиста Томаса Мора. Ведь он первый поставил вопрос о переходе к ком­мунизму и выдвинул его основной принцип: от каждого по способностям — каждому по потребностям. Этот принцип позже вошел в тео­рию научного коммунизма Карла Маркса.

1 В сочинении Платона «Республика» описывается общественный строй без частной собственности, хотя это была республика рабовладельцев.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ