.
Меню сайта
|
Кальвин и СерветКальвин и СерветЖертвой Кальвина стал выдающийся испанский ученый-гуманист и врач Мигель Сервет. Он родился во Франции, в Наварре, в 1509 или 1511 г. Он много путешествовал по Европе, изучал богословие, математику, географию, право и медицину. В 1536 г., поселившись в Париже, Сервет читал лекции по географии, математике и астрономии, с увлечением занимался медициной, особенно исследованиями в области анатомии и физиологии человека. Изучая обращение крови между сердцем и легкими (так называемый «малый круг кровообращения»), он впервые дал правильное представление о путях движения крови. Из-за враждебного отношения медицинского факультета Сорбонны Сервет покинул Париж и в 1541 г. поселился во Вьенне. Он успешно занимался здесь врачебной практикой и одновременно писал трактат «Восстановление христианства», направленный и против католицизма, и против протестантизма. Сервет порицал в своей книге жестокость католической инквизиции, а также деспотизм и ограниченность протестантов. Вместе с тем Сервет отрицал и божественность Христа, его он считал просто проповедником и основателем новой религии. Напечатав книгу без указания своего имени, Сервет разослал ее в разные места, в том числе и Кальвину. Тот был взбешен, увидев в книге Сервета «дерзкую сатанинскую ересь» вольнодумца, а узнав об авторстве Сервета, пообещал: «Если этот человек когда-либо появится в Женеве, он отсюда живым не уйдет». Секретарь Кальвина отправил донос властям города Вьенна с указанием имени автора «возмутительной книги». Сервета арестовали и посадили в тюрьму. Вскоре ему удалось бежать. После трех месяцев странствий Сервет решил посетить Женеву. Он явился в главную церковь города, переодевшись в купеческое платье. Его привело сюда желание услышать живую речь своего прославленного противника. Лишь на мгновение Кальвин прервал проповедь, почувствовав на себе пристальный взгляд незнакомца. Когда же молитвенное собрание кончилось, церковь была окружена городской стражей. Подозрительного иностранца задержали. Сервета бросили в темницу. Сам Кальвин допрашивал его. Он сделал все, чтобы добиться смертного приговора своему противнику. 27 октября 1553 г. Сервета заживо сожгли на костре вместе с его книгой. Но до последней минуты он остался верен своим убеждениям. Пытаясь оправдать изуверскую расправу над Серветом, Кальвин опубликовал трактат и обосновал в нем право церкви истреблять вероотступников. Расправу над гуманистом Серветом с одобрением встретили протестантская и католическая церкви. Правда, спустя столетие кальвинистская церковь признала «ошибку» Кальвина. В 1903 г. в знак запоздалого «раскаяния» в Женеве был воздвигнут памятник Сервету. |
ПОИСК
Block title
|