. Учение Кельвина-религия поднимающейся буржуазии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Учение Кельвина-религия поднимающейся буржуазии

Учение Кельвина-религия поднимающейся буржуазии

Гораздо больший успех выпал на долю другого реформатора — Жана Кальвина. По­кинув Францию, где протестанты жестоко пре­следовались, Жан Кальвин обосновался в бога­том швейцарском городе Женеве, ставшей цент­ром кальвинистской реформации. Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних людей предназначил «к спасению», т. е. к райскому блаженству, а других к «по­гибели» — мукам ада. Он разъяснял: если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскроются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о не­милости божьей, ведущей неудачника к поги­бели в аду.

Таким образом, выходило, что человек до­стигает богатства не посредством эксплуатации других людей, не с помощью обмана, насилия и плутней, а в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жа­ловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом.

Подобное учение подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными.

От каждого человека Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определя­лась заветом: «молись и работай!» Последова­тели Кальвина отказывали себе в отдыхе и раз­влечениях. Кальвинистов зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище «пуритан» (по-латыни «пурус» — чистый) — ревнителей чистой жизни.

Строжайшая, доходящая до скаредности бережливость позволяла им выгадывать каждый грош, чтобы, накапливая деньги, снова и снова пускать их в оборот ради новой прибыли, вла­девшей всеми помыслами пуританина.

Женева времен Кальвина жила размерен­ной жизнью. С девяти часов вечера во всех окнах гас свет, и позднее этого часа никто не смел появляться на опустевших улицах. Если при обыске в доме обнаруживали кусок кружев, шелковую ленту или книжку стихов, виновных ждало наказание. Музыка и смех не нарушали мрачной тишины города, угрюмый облик кото­рого подчеркивали темные одноцветные одежды жителей.

Жестокая кара и даже смерть постигали тех, кто дерзал оспаривать учение Кальвина в по­корной ему Женеве. Жан Кальвин ясно понял и отразил в своем учении стремления и интересы богачей XVI в.: купцов, банкиров, организа­торов мануфактур, которые сколачивали свои состояния, используя все средства наживы, раз­рушая цехи и гильдии, разоряя тысячи мелких ремесленников и торговцев.

Кальвин выдвигал и политические идеи. Он учил, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, и разъ­яснял, что бог может вразумить народных пред­ставителей обойтись без монарха и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Не удивительно, что участники ранних буржуаз­ных революций в XVI столетии в Нидерлан­дах, а в XVII столетии в Англии (см. стр. 287) выступали под знаменем кальви­низма, учения, которое оправдывало борьбу молодой буржуазии против феодального абсо­лютизма.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ