.
Меню сайта
|
Учение Кельвина-религия поднимающейся буржуазииУчение Кельвина-религия поднимающейся буржуазииГораздо больший успех выпал на долю другого реформатора — Жана Кальвина. Покинув Францию, где протестанты жестоко преследовались, Жан Кальвин обосновался в богатом швейцарском городе Женеве, ставшей центром кальвинистской реформации. Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних людей предназначил «к спасению», т. е. к райскому блаженству, а других к «погибели» — мукам ада. Он разъяснял: если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскроются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду. Таким образом, выходило, что человек достигает богатства не посредством эксплуатации других людей, не с помощью обмана, насилия и плутней, а в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом. Подобное учение подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными. От каждого человека Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом: «молись и работай!» Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях. Кальвинистов зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище «пуритан» (по-латыни «пурус» — чистый) — ревнителей чистой жизни. Строжайшая, доходящая до скаредности бережливость позволяла им выгадывать каждый грош, чтобы, накапливая деньги, снова и снова пускать их в оборот ради новой прибыли, владевшей всеми помыслами пуританина. Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С девяти часов вечера во всех окнах гас свет, и позднее этого часа никто не смел появляться на опустевших улицах. Если при обыске в доме обнаруживали кусок кружев, шелковую ленту или книжку стихов, виновных ждало наказание. Музыка и смех не нарушали мрачной тишины города, угрюмый облик которого подчеркивали темные одноцветные одежды жителей. Жестокая кара и даже смерть постигали тех, кто дерзал оспаривать учение Кальвина в покорной ему Женеве. Жан Кальвин ясно понял и отразил в своем учении стремления и интересы богачей XVI в.: купцов, банкиров, организаторов мануфактур, которые сколачивали свои состояния, используя все средства наживы, разрушая цехи и гильдии, разоряя тысячи мелких ремесленников и торговцев. Кальвин выдвигал и политические идеи. Он учил, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, и разъяснял, что бог может вразумить народных представителей обойтись без монарха и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Не удивительно, что участники ранних буржуазных революций в XVI столетии в Нидерландах, а в XVII столетии в Англии (см. стр. 287) выступали под знаменем кальвинизма, учения, которое оправдывало борьбу молодой буржуазии против феодального абсолютизма. |
ПОИСК
Block title
|