. РЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. Лютер и Мюнцер
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

РЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. Лютер и Мюнцер

РЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. Лютер и Мюнцер

XVI век был временем бурных перемен в жизни европейских народов. Великие геогра­фические открытия раздвинули границы мира, известного европейцам. Из ограбленных коло­низаторами земель Нового Света корабли до­ставляли золото, серебро и другие сокровища. Рынки наводнялись множеством товаров, мест­ных и заморских. Все шире становилась про­пасть, отделявшая обнищавшую массу трудо­вого люда от богатевших промышленников, купцов, колонизаторов, работорговцев.

Неукротимая жажда обогащения охватила и католическую церковь. Служители церкви учили презирать житейские блага, пропове­довали добровольную нищету. В то же вре­мя епископы и управители монастырей (аб­баты) владели поместьями и за счет своих кре­постных вели праздную, разгульную жизнь.

Знатные церковники щеголяли в шелковых, усыпанных драгоценностями одеяниях, развле­кались пирами и охотой, помыкали множеством слуг. От епископов не хотели отставать и свя­щенники, они вымогали у верующих деньги и подношения за крещение ребенка, за свадьбы, за похороны, в дни праздников. Кроме этого, крестьян заставляли отдавать десятую долю урожая в пользу церкви.

Купцы и дворяне покупали для своих сыновей доходные должности священников. Обладатель такой должности для выполнения докучных церковных обязанностей нанимал бедного священника, а сам проводил время в праздности и веселье.

В резиденции папы — Риме открыто торго­вали должностями епископов. Церковь не сход­ной цене продавала грабителям, убийцам и мошенникам индульгенции — особые грамоты, скрепленные папской печатью. Всякому уп­латившему несколько дукатов индульгенция прощала совершенные преступления и обеща­ла доступ в рай. Заручившись заранее ин­дульгенцией, преступник получал прощение и тех грехов, которые он лишь намеревал­ся совершить.

Торговля индульгенциями оказалась по­следним толчком, вызвавшим взрыв всенарод­ного негодования против католической церкви. Реформация церкви (преобразование) началась в Германии.

Лютер и Мюнцер

Немецкие князья и дворяне давно уже с за­вистью взирали на обширные земли и доходы епископов и монастырей. Дворянский поэт Ульрих фон Гуттен призывал к «веселой и лег­кой войне» против попов и монахов.

Богатые горожане не желали, чтобы попы и монахи под разными предлогами вымогали у них деньги.

Они подсчитывали убытки от частых ка­толических праздников, во время которых приходилось запирать двери лавок и мастер­ских, и прикидывали, во что обходятся им цер­ковные поборы.

Дворяне, богатые мастера и купцы взамен существующей, слишком дорогой католической церкви хотели иметь новую, более дешевую и удобную.

В течение столетий церковная проповедь внушала забитым и неграмотным труженикам страх перед всемогуществом бога и призывала безропотно повиноваться своим господам и го­сударям.

Но наперекор церкви неуклонно росло число смелых людей, которые отбрасывали навязан­ное церковью смирение и упорно добивались счастья на земле. Этих смельчаков называли еретиками. Их преследовали, подвергали пыт­кам, сжигали на кострах.

Еретики говорили о божьей правде, о боже­ственной справедливости, но в эти слова вкла­дывали вековую мечту о настоящем равенстве, о таком обществе, в котором не будет ни угне­тателей, ни угнетенных, ни богачей, ни бед­няков.

Библию  считали священной книгой. Читая Библию, крестьяне, ремеслен­ники убеждались, что в ней нет упоминаний о папе, епископах, феодалах-помещиках, нет ни слова о барщине, оброках и церковных побо­рах. Им было невдомек, что это объясняется тем, что Библия возникла за много столетий до европейского феодализма. Они простодушно умозаключали, что сам господь-бог против не­навистных им феодальных порядков. Они ожи­дали, что крушение католической церкви будет и падением крепостничества, бесправия, ни­щеты и торжеством долгожданной «божьей правды».

Подобные надежды не имели ничего общего с планами князей и дворян, с расчетами зажи­точных горожан на дешевую церковь. Это озна­чало, что всенародная борьба против католиче­ской церкви должна была неизбежно смениться столкновением двух течений: умеренной рефор­мации и реформации народной.

Реформация началась в 1517 г. выступле­нием профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций, он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов (положений), в которых выразил свое осуждение. Выступление Лютера оказа­лось искрой, воспламенившей всю Германию.

Католическая церковь учила, что «спасение» (прощение грехов и доступ в рай) достигается «делами» — соблюдением обрядов, молитвами и подношениями церкви. Получалось, что фео­дал, разоривший целую деревню и замучивший крестьян, мог горстью монет и молитвой купить себе «небесное спасение», а тысячам бедняков приходилось отдавать последние гроши, поку­пая это «спасение». Провозгласив, что «небесное спасение» достигается не делами, а только верой, Лютер тем самым освобождал верую­щих от затрат на покупку «спасения», открывал путь к дешевой церкви.

Через год после первого выступления Лютер писал папе, что он уже не может отказаться от высказанных мыслей, так как они слишком запали в сердца многих людей. Миновал еще год, и Лютер, окруженный взволнованными последователями, швырнул в пламя костра пап­скую буллу (послание), призывавшую его в Рим. В 1521 г. Лютер по императорскому приказу предстал перед Вормским сеймом (собранием не­мецких князей и представителей городов). На­помнив, что как папа, так и соборы не раз оши­бались, Лютер заявил, что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвину­тых положений: «На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне бог!»

В каждом городке, в каждой деревне кипели страсти, велись нескончаемые споры о будущей церкви и будущих порядках. Католическая церковь была осуждена немецким народом, католические епископы и попы были изгнаны из многих мест Германии. Власть папы боль­ше не признавалась. Князья получили земли, отнятые у церкви вместе с крепостными, го­родские богачи избавились от церковных по­боров. Те и другие были довольны рефор­мацией. Новую, более дешевую церковь, при­шедшую на смену католической, стали назы­вать лютеранской.

Но могла ли такая реформация удовлетворить обездоленный люд в городе и деревне? Угне­тенные жаждали коренного улучшения жизни. Между тем, несмотря на реформацию, сохранялся прежний гнет князей и дворян, крепостное пра­во оставалось таким же жестоким.

Уже с конца XV в. Германия была охва­чена крестьянскими восстаниями. В 1493 г. в Эльзасе возникла тайная организация кре­стьян «Союз башмака». В 1513 г., когда все было подготовлено для восстания, властям удалось разгромить «Союз башмака». Но уже в 1513—1514 гг. он возродился под именем «Со­юза бедного Конрада».

Еще в самом начале реформации в Германии происходили массовые выступления бедноты в деревне и городе. В стране появились тайно отпечатанные, дышавшие гневом «летучие лист­ки», наспех составленные воззвания без подписи.

Народное возмущение вылилось в большую крестьянскую войну, которая с начала 1525 г. охватила большую часть Германии.

В марте 1525 г. в городе Меммингене собра­лись представители крестьянских отрядов. Они приняли программу требований — «12 статей». Это была умеренная программа. Она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья. Кре­стьяне добивались не свержения власти, а лишь ограничения произвола, в суде и органах управления. Авторы «12 статей» хотели, чтобы в каждой крестьянской общине был выборный священник и отдаваемая церкви десятина (де­сятая часть урожая) расходовалась на общест­венные нужды и на жалованье священнику.

Крестьяне направили свою программу на отзыв Лютеру, наивно рассчитывая на его под­держку. Но Лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит «священному писанию», так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов. Когда же крестьяне взя­лись за оружие, Лютер объявил, что восставший человек подобен бешеной собаке, и призвал к беспощадной расправе с ними.

Самым смелым и дальновидным защитником угнетенных и руководителем восставшего кре­стьянства стал Томас Мюнцер (1493 —1525). «Если,— заявлял он,— единомышленники Лю­тера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало браться за дело».

Мюнцер призывал превратить реформацию в народную революцию. В то время не сущест­вовало никакой революционной теории, и Мюн­цер находил в старых религиозных книгах слова и строки, которые в его устах звучали революционным призывом к действию. Считая осуществление полного равенства людей делом «божьей справедливости», он называл безбож­никами князей и господ, отнимавших у кресть­ян плоды их труда, лишавших их права охоты, возможности ловить рыбу в реках и пасти скот на лугах. Призывая к решительной борьбе с этими безбожниками, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли.

Мюнцер стремился объединить под знаменем народной реформации крестьянскую бедноту, ткачей, рудокопов, подмастерьев.

В своем «Письме-тезисах» он требовал уни­чтожения всех замков и монастырей, поголовного вступления всех работоспособных в «Хри­стианский союз и братство», члены которого, участвуя в совместном труде, получали бы равное вознаграждение. Хищников и тунеяд­цев, которые воспротивились бы вступлению в трудовое объединение, Мюнцер предлагал поставить вне закона.

Несмотря на общий численный перевес восставших, они оказывались в меньшинстве на полях сражений. Каждый отряд хотел вести войну только вблизи своего селения, и поэтому разрозненных, плохо вооруженных и необу­ченных крестьян-пехотинцев легко сокрушала дворянская конница. Большой вред движению наносила доверчивость восставших, их готов­ность идти на мирные переговоры с князьями и дворянами, вероломно нарушавшими все обещания и соглашения.

Захваченный в плен, Мюнцер не склонил головы перед врагами и мужественно претерпел жестокие пытки. Он и его соратники заплатили жизнью за стремление покончить с крепостни­чеством, за попытку установить справедливый общественный строй. В тех областях герман­ского юга, где с особой силой бушевала кресть­янская война, феодалы вернулись к католициз­му, в котором видели надежный оплот против народных движений.

В большей части Германии восторжество­вала умеренная реформация. Она обеспечила богатым горожанам дешевую церковь, обога­тила князей за счет церковного имущества и подчинила князьям священников новой, люте­ранской церкви. Отныне они состояли на служ­бе у князей и заставляли верующих молиться о здоровье и долголетии князя — покровителя местной церкви. Победа умеренной реформации еще более усилила княжескую власть, увеличи­ла раздробленность Германии и способствовала сохранению крепостничества.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ