. Люди и идеи возрождения
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Люди и идеи возрождения

Люди и идеи возрождения

В XIV—XV вв. в культурной жизни Запад­ной Европы, и прежде всего в Италии, произо­шли большие перемены. Появились ученые, которые обратились в первую очередь к иссле­дованию природы. Их работы положили начало современной науке. В предшествующие века наука почти не развивалась. Религия и цер­ковь мешали развитию человеческой мысли и культуры, искусство служило главным обра­зом нуждам церкви. Самыми красивыми и ве­личественными зданиями были в то время церк­ви и соборы. Живописцы и скульпторы изобра­жали Христа, святых, ангелов, чертей, т. е. то, что никто и никогда не видел и не мог уви­деть. Иконописцы черпали сюжеты обычно из библейских легенд. Святых изображали худы­ми и изможденными с целью внушить народу мысль, что святость связана с отказом от зем­ных благ.

В средние века христианская церковь стоя­ла на страже прав и привилегий феодалов. В Западной Европе это была католическая цер­ковь, возглавляемая папой римским. Самой главной наукой в средние века считалось богословие, т. е. учение о боге и о том, почему он создал мир таким, каков он есть.

Почему же в XIV—XV вв. прежние взгляды на жизнь и прежние представления о мире перестали удовлетворять людей?

В это время на смену господствующему классу феодалов приходит новый класс — бур­жуазия. Она была чрезвычайно предприимчи­ва, заинтересована в изучении природы вещей и развитии техники. Каждый хозяин мануфак­туры (см. стр. 196) старался произвести това­ров побольше и возможно дешевле, чтобы увеличить свои доходы и одолеть своих кон­курентов. Для этого нужно было знать свойст­ва сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки. По сравнению с фео­далами буржуазия была более прогрессивным классом. Новые, капиталистические формы хозяйства и новый общественный класс рож­дали новые мысли и идеи.

Люди, развивавшие новые идеи, называли себя гуманистами, т. е. мыслителями, которые в центре своего внимания ставили человека (от латинских слов «гомо» — человек, «гуманус» — человеческий).

Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрица­тельно, понимая ее реакционную роль в обще­ственной и культурной жизни.

Гуманисты стали вождями того общего куль­турного движения, которое называется эпохой Возрождения или Ренессансом.

Свое название эта эпоха получила потому, что гуманистическая наука и искусство во многом были как бы непосредственным продол­жением, возрождением науки и искусства, литературы и философии древних греков и римлян.

Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т. е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они, как противники феодализма, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и за­слугами перед обществом. Художники Возрож­дения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица, его ин­дивидуальные особенности. Талантливые архи­текторы стали строить преимущественно свет­ские здания, дворцы для богатых и знатных людей.

Замечательные скульпторы и художники создавали статуи и картины, которые прав­диво изображали людей и природу. Измени­лась даже церковная архитектура: церкви на­чали строить, как светские здания — красивые, светлые, просторные.

Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и ха­рактеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного чело­века, который не совершал бы далеких путеше­ствий, не говорил бы на четырех или пяти язы­ках, не блистал бы в нескольких областях творчества... Только теперь, собственно, была от­крыта земля и положены основы для поздней­шей мировой торговли и для перехода ремесел в мануфактуру, явившуюся, в свою очередь, исходным пунктом современной крупной про­мышленности. Духовная деятельность церкви была сломлена».

Гуманистическое просвещение и искусство Возрождения стали распространяться повсюду. Не было такой страны в Европе, которая не выдвинула бы представителей культуры Воз­рождения. Это — великие итальянские поэты Данте и Петрарка, прозаик Боккаччо, француз­ский литератор Франсуа Рабле, испанец Ми­гель Сервантес, английский драматург Вильям Шекспир, испанский драматург Лопе де Вега, немецкие мыслители и литераторы Эразм Рот­тердамский, Ульрих фон Гуттен и др.

Великий художник Возрождения Джотто положил начало реалистическому искусству. Величайшие мастера этой эпохи — итальянцы Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Тициан, немцы Дюрер, Гольбейн Младший и др.— создали замечатель­ные произведения искусства.

Огромный вклад в науку сделали Галилео Галилей и Николай Коперник, который дока­зал, что центр планетной системы Солнце, а не Земля (см. т. 2 ДЭ, ст. «От Коперника до Нью­тона»). Подробная характеристика литературы и искусства эпохи Возрождения дана в томах 11 и 12 ДЭ.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ