.
Меню сайта
|
Люди и идеи возрожденияЛюди и идеи возрожденияВ XIV—XV вв. в культурной жизни Западной Европы, и прежде всего в Италии, произошли большие перемены. Появились ученые, которые обратились в первую очередь к исследованию природы. Их работы положили начало современной науке. В предшествующие века наука почти не развивалась. Религия и церковь мешали развитию человеческой мысли и культуры, искусство служило главным образом нуждам церкви. Самыми красивыми и величественными зданиями были в то время церкви и соборы. Живописцы и скульпторы изображали Христа, святых, ангелов, чертей, т. е. то, что никто и никогда не видел и не мог увидеть. Иконописцы черпали сюжеты обычно из библейских легенд. Святых изображали худыми и изможденными с целью внушить народу мысль, что святость связана с отказом от земных благ. В средние века христианская церковь стояла на страже прав и привилегий феодалов. В Западной Европе это была католическая церковь, возглавляемая папой римским. Самой главной наукой в средние века считалось богословие, т. е. учение о боге и о том, почему он создал мир таким, каков он есть. Почему же в XIV—XV вв. прежние взгляды на жизнь и прежние представления о мире перестали удовлетворять людей? В это время на смену господствующему классу феодалов приходит новый класс — буржуазия. Она была чрезвычайно предприимчива, заинтересована в изучении природы вещей и развитии техники. Каждый хозяин мануфактуры (см. стр. 196) старался произвести товаров побольше и возможно дешевле, чтобы увеличить свои доходы и одолеть своих конкурентов. Для этого нужно было знать свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки. По сравнению с феодалами буржуазия была более прогрессивным классом. Новые, капиталистические формы хозяйства и новый общественный класс рождали новые мысли и идеи. Люди, развивавшие новые идеи, называли себя гуманистами, т. е. мыслителями, которые в центре своего внимания ставили человека (от латинских слов «гомо» — человек, «гуманус» — человеческий). Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни. Гуманисты стали вождями того общего культурного движения, которое называется эпохой Возрождения или Ренессансом. Свое название эта эпоха получила потому, что гуманистическая наука и искусство во многом были как бы непосредственным продолжением, возрождением науки и искусства, литературы и философии древних греков и римлян. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т. е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они, как противники феодализма, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом. Художники Возрождения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица, его индивидуальные особенности. Талантливые архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы для богатых и знатных людей. Замечательные скульпторы и художники создавали статуи и картины, которые правдиво изображали людей и природу. Изменилась даже церковная архитектура: церкви начали строить, как светские здания — красивые, светлые, просторные. Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершал бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества... Только теперь, собственно, была открыта земля и положены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесел в мануфактуру, явившуюся, в свою очередь, исходным пунктом современной крупной промышленности. Духовная деятельность церкви была сломлена». Гуманистическое просвещение и искусство Возрождения стали распространяться повсюду. Не было такой страны в Европе, которая не выдвинула бы представителей культуры Возрождения. Это — великие итальянские поэты Данте и Петрарка, прозаик Боккаччо, французский литератор Франсуа Рабле, испанец Мигель Сервантес, английский драматург Вильям Шекспир, испанский драматург Лопе де Вега, немецкие мыслители и литераторы Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и др. Великий художник Возрождения Джотто положил начало реалистическому искусству. Величайшие мастера этой эпохи — итальянцы Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Тициан, немцы Дюрер, Гольбейн Младший и др.— создали замечательные произведения искусства. Огромный вклад в науку сделали Галилео Галилей и Николай Коперник, который доказал, что центр планетной системы Солнце, а не Земля (см. т. 2 ДЭ, ст. «От Коперника до Ньютона»). Подробная характеристика литературы и искусства эпохи Возрождения дана в томах 11 и 12 ДЭ. |
ПОИСК
Block title
|