. Ян Гус и Ян Жижка
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ян Гус и Ян Жижка

Ян Гус и Ян Жижка

Шестого июля в городах и селах Чехосло­вакии торжественно зажигаются костры в па­мять о Яне Гусе, который жил и боролся за народное дело много веков назад.

Ян Гус родился в небольшой деревне на юге Чехии в 1371 г. С детства он был знаком с горь­кой народной долей. Помещики, духовенство и король жестоко угнетали крестьян и ремеслен­ников. Из года в год росло количество пода­тей, все изнурительнее становилась работа на барщине. Войны и стихийные бедствия окон­чательно разорили трудовой люд. Доведенные до отчаяния, крестьяне и городская беднота все чаще восставали против гнета феодалов.

Юношей Ян переселился в Прагу, чтобы получить высшее образование в Пражском университете. В древней столице Чехии было неспокойно. Беднота выступала против город­ских богачей — купцов, ростовщиков и вер­хушки духовенства, которые зачастую были из немцев. Этих чужеземцев привела в Чехию жажда наживы. Они нещадно эксплуатировали чехов. Поэтому борьба народных масс против угнетателей сливалась с национальной борьбой против немецких угнетателей.

Руководство университетом, где учился Ян Гус, тоже принадлежало чужеземцам. В стенах университета происходили непрерывные столк­новения между чешскими и немецкими студен­тами и профессорами. В этих столкновениях проявлялась борьба чешского народа за свою национальную культуру.

Вскоре после окончания университета Гус получил звание магистра (так назывались тогда профессора) и стал читать лекции в универси­тете. Здесь он начал активную борьбу с засилием чужеземцев в Чехии. Гус и его сторон­ники добились, чтобы руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.

Университет в то время был полностью под­чинен церкви. Церковь владела еще большим количеством земель, чем князья и дворяне.

Главе чешской церкви, архиепископу Праж­скому, принадлежало 900 сел и городов, кото­рые приносили ему огромные доходы.

Ян Гус все настойчивее стал выступать и против католической церкви, ненавистной народу. «Даже последний грошик, который прячет бедная старуха,— писал он, — и тот умеет вытянуть недостойный поп, если не за исповедь, то за обедню, если не за обедню, то за священные реликвии, если не за релик­вии, то за отпущение грехов, если не за отпу­щение, то за молитвы, а если не за молитвы, то за погребение. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора!»

Гус разоблачал всяческие мошенничества служителей церкви. С гневом осуждал он и продажу индульгенций — папских грамот об отпущении грехов и преступлений (см. стр. 174). Гус не просто критиковал духовенство — он боролся за преобразование всей католиче­ской церкви. Он не только разоблачал жад­ность и паразитизм попов, но и требовал нака­зания их и призывал народ отобрать у церкви все захваченные ею земли.

Церковники отлучили Гуса от церкви. Под заунывный колокольный звон провозглаша­лось страшное проклятие. Отлученный как бы изгонялся из общества, никто не должен был давать ему ни пищи, ни одежды. Но Ян Гус снова и снова выступал против церкви и власти папы. Больше того, Гус советовал крестьянам не выполнять приказов своих господ-феодалов. Он говорил о том, что короли, князья, попы, епископы и монахи «пасут свое брюхо в ро­скоши», высасывая кровь и пот из народа. Гус призывал крестьян к борьбе за лучшую жизнь. Для того времени это были очень смелые рево­люционные требования, хотя Гус и не думал об окончательном уничтожении всего феодаль­ного строя.

В Чехии у Гуса было очень много друзей — его поддерживали крестьяне и ремесленники. Многие рыцари, желавшие поживиться за счет огромных богатств церквей и монасты­рей, тоже были его сторонниками. Росло чис­ло последователей Гуса. Среди них выделялся Иероним Пражский — обличитель католической церкви и феодалов. Церковники и феодалы подго­товили кровавую расправу с «еретиком» и защит­ником народа. Они вызвали Гуса на церковный собор (собрание) в швейцарском городе Кон­станце. Гус хорошо понимал, какая опасность ему угрожала, и все же решил отправиться в стан врагов. Он хотел выступить в защиту своего учения перед всем миром.

Вероломный и подлый император дал ему охранную грамоту, но сам же потребовал унич­тожения Гуса. Гус был брошен в сырое, темное, смрадное подземелье. Через восемь месяцев его, почти слепого, кашляющего кровью до­ставили на заседание собора. Вместо хотя бы подобия суда Гус увидел сборище выхолен­ных тунеядцев, улюлюкающих, свистящих и вопиящих: «Смерть еретику!» Ему не дали говорить.

Но воля борца не была сломлена. Он реши­тельно отказался отречься от своих взгля­дов. 6 июля 1415 г. Ян Гус мужественно взо­шел на костер. А еще через год 30 мая 1416 г. был заживо сожжен там же и Иероним Праж­ский.

Велика заслуга Яна Гуса, выступившего в мрачную и жестокую пору средневековья против всемогущих тогда католической церкви и папст­ва. Жизнь Гуса— яркий пример любви к родине и угнетенному народу. Люди запомнили его за­мечательные слова, ставшие призывом к борьбе: «Ищи правду, слушай правду, учись правде, лю­би правду, говори правду, держись правды, за­щищай правду до конца!»

* * *

Дело, за которое боролся Гус, не погибло вместе с ним. Напрасно надеялись церковные и другие феодалы запугать народ. Тучи народ­ного гнева сгущались. Мученическая смерть Гуса звала к отмщению.

По городам и деревням ходили проповед­ники и призывали к оружию, к борьбе против угнетателей. Среди народных проповедников особенно выделялись Ян Чапек, Мартинек Гуска и Вацлав Коранда.

В 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание, которое очень быстро охватило всю страну. На борьбу против ненавистного католического духовенства, против немецких ж своих феода­лов поднялся весь чешский народ. На помощь восставшим стекались бедняки из разных стран. Все восставшие называли себя гуситами, в па­мять о Яне Гусе. Среди гуситов были горожане, крестьяне и дворяне. Надежды и стремления у них были разные. Это привело к тому, что гуситы раскололись на два лагеря, начавшие враждовать между собой.

Чешские дворяне и богатые горожане стре­мились лишь завладеть землями и властью, отнятыми у церкви и у немецких феодалов. Крестьяне и ремесленники мечтали о новой, справедливой жизни без гнета феодалов. Эта часть гуситов стала называться таборитами (от города Табор).

Одним из вождей таборитов стал опытный воин Ян Жижка, с юных лет связавший свою судьбу с судьбой народа. Жижка прошел су­ровую боевую школу, в одном из сражений он потерял глаз; отсюда и его прозвище — Жижка, что значит одноглазый.

Папа римский и короли призывали феодалов всей Европы к крестовому походу против мя­тежников. Церковь благословляла всех, кто хотел участвовать в борьбе против чешского народа. В апреле 1420 г. крестоносцы вступили на территорию Чехии. Но тщетно рассчитывали головорезы и бандиты, шедшие под церковными знаменами, на быстрый успех и богатую добычу. Хорошо вооруженная рыцарская конница в тя­желых доспехах стала терпеть одно поражение за другим от пеших крестьян и ремесленников, у которых были только копья, пики, палицы, луки, цепы и косы. И это не было чудом. В то время как наемники феодального войска сра­жались за жалованье и легкую добычу, народ­ное войско отличалось высоким сознанием своего долга, железной дисциплиной, героизмом. Ведь оно отстаивало свободу своей родной земли.

Огромную роль играл полководческий та­лант народных руководителей — Яна Жижки и Микулаша из Гуси. Жижка применил новую тактику, позволявшую полностью использо­вать подвижность его войск. При столкновении с врагами в открытом поле, где перевес сил был на стороне рыцарей, Жижка окружал свои отряды обозом. Крепкие телеги, связанные железными цепями, образовывали настоящую крепость. Под защитой этой крепости табориты с малыми потерями наносили врагам сокруши­тельные удары. Жижка впервые стал широко применять артиллерию. Пушки устанавливались на возах. Это новшество в военном искусстве то­го времени позволяло наносить тяжелый урон врагу.

В июле, 1420 г., когда крестоносцы осадили Прагу, защитники столицы во главе с Жижкой не только отбили атаки численно превосходив­ших войск врага, но и наголову разбили их. Крестоносцы позорно бежали.

В 1421 г. во время осады одного замка Жиж­ка был ранен стрелой и совсем ослеп. Но напрасно ликовали враги. Жижка по-прежнему руководил борьбой. Рассказывали, что он обычно ехал на коне впереди своего отряда. Его ближайшие помощники, когда это требо­валось, описывали ему окружающую местность и расположение войск. Слепой полководец всегда принимал безошибочные решения, уме­ло использовал все благоприятные условия, и победа постоянно сопутствовала ему.

В конце 1421 — начале 1422 г. армия Жижки разгромила участников второго крестового по­хода. А третий крестовый поход в Чехию закончился тем, что крестоносцы, напуганные одним именем Жижки и звуком приближаю­щихся обозных телег, бежали.

В самый разгар гуситских войн во время одного из походов Ян Жижка заболел и 11 ок­тября 1424 г. умер. Его преемники, среди кото­рых особенно прославился Прокоп Большой, продолжали успешную борьбу с немецкими крестоносцами. Полным провалом и позорным бегством «христова воинства» закончились еще два крестовых похода — в 1427 и 1431 гг.

В войсках восставшего народа плечом к пле­чу с чехами и словаками сражались поляки, русские, украинцы, литовцы, немцы. Чешские войска не только громили полчища захватчи­ков на своей земле, но и глубоко проникали во владения врагов — немецких и австрийских феодалов.

Слава о подвигах таборитов гремела по всей Европе, наводя страх на угнетателей и вдохновляя на борьбу простых тружеников.

Но успехи чешских войск испугали чешских феодалов и богатых горожан. Они выступили против таборитов и нанесли им поражение в битве при Липанах 30 мая 1434 г.

Славная борьба чешского народа против чужеземцев и своих феодалов — одно из выда­ющихся событий средневековой истории.

Героическая жизнь Гуса, Жижки и других героев чешского народа стала источником слав­ных революционных традиций.

Трудящиеся социалистической Чехослова­кии бережно хранят воспоминания о славных народных героях. Герб Чехословацкой Социа­листической Республики имеет вид гуситского щита. Улицы и площади многих городов и сел республики носят имена Гуса и Жижки. Много памятников воздвигнуто в их честь. Но самый лучший и самый прочный памятник — благодарность и любовь народа.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ