. Крестьянские восстания в средневековой Европе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Крестьянские восстания в средневековой Европе

Крестьянские восстания в средневековой Европе

Закрепощение повсюду вызывало упорное сопротивление крестьян. Они хотели сохранить свои вольные обычаи тех времен, когда были свободными общинниками и наследственно вла­дели землей. Став крепостными, крестьяне на­чали бороться за уменьшение повинностей или за установление их размера на многие годы, чтобы как-то ограничить произвол сеньора.

Острая классовая борьба между феодалами и крепостными шла в течение всего средневе­ковья.

Подневольные крестьяне старались помень­ше тратить сил на барщине. Поэтому феодалы заставляли крепостных работать под надзором приказчиков, которые не только понукали, но порой и подгоняли работающих хлыстами.

Крепостные крестьяне нередко бежали от своих господ к другим феодалам, надеясь, что там жить будет легче. Наконец, когда притесне­ния становились невыносимыми и терпение кре­стьян истощалось, они восставали против своих эксплуататоров: жгли замки и усадьбы, убива­ли сеньоров.

Но все восстания обычно кончались пораже­нием крестьян. У бедняка крестьянина не было средств, чтобы хорошо вооружиться. Рано или поздно феодалы объединялись со своими вас­салами и собирали рать для расправы с непо­корными.

В иных условиях боролись с феодалами го­рожане. Горожане были богаче крестьян, они могли лучше вооружиться и представляли собой уже грозную силу. Кроме того, организованные в цехи и гильдии, они действовали дружнее и сплоченнее. Благодаря этому горожане рань­ше стали освобождаться от крепостной зависи­мости: нередко города за крупный выкуп, дан­ный сеньору, получали различные права, в том числе самоуправление. Бывали и такие случаи, когда тот или другой город становился полно­стью независимым (коммуной).

«Воздух города,— говорили тогда,— делает человека свободным». Как правило, сбежавший крепостной, если он прожил в городе больше года, становился свободным.

«Воздух города» не только делал крестьян свободными горожанами. Он оказывал большое влияние и на положение крепостных в деревне. Развившиеся города все больше нуждались в съестных припасах и сельскохозяйственном сы­рье. Сеньоры хотели бы продавать необходимые горожанам сельскохозяйственные продукты, чтобы получать больше доходов, но для этого им нужно было перестроить свое хозяйство: производить не только зерно, но и овощи, птицу, мясо и т. д. и доставлять все это на городские рынки. Но барское хозяйство, осно­ванное на подневольном труде, было слишком косным, чтобы справиться с этой задачей.

Крестьяне оказались более приспособлен­ными к торговле с городом, чем господа: многие разводили овец, птицу, возделывали огороды. Имея телегу и рабочий скот, крестьянин мог перевозить свои продукты в город, а главное, он это делал для себя, а не для ненавистного сеньора. Так развитие обмена между дерев­ней и городом приводило к тому, что кресть­янин старался работать больше и лучше в сво­ем хозяйстве, производительность его труда повышалась.

Сеньоры немедленно воспользовались новы­ми обстоятельствами. Сделали они это очень хитро. Господа стали переводить все крестьян­ские повинности в денежную форму, т. е. вме­сто барщины или натурального оброка стали требовать с крестьян деньги.

Эта замена натуральных повинностей день­гами называется коммутацией.

Коммутация стала распространяться во всех странах Западной Европы, где росли го­рода и увеличивалась численность городского населения. Она была особенно выгодна зажи­точным крестьянам. Они имели много лишних продуктов, которые сбывали на рынке близле­жащего города. Заплатить сеньору деньгами за все повинности им было нетрудно.

Тяжелее приходилось беднякам, которые с трудом получали со своих маленьких наделов лишь самое необходимое для пропитания. На рынок им почти нечего было вывозить. Но и для них коммутация была небесполезна, по­тому что, уплатив с трудом деньги феодалу, крестьяне становились менее зависимыми, чем раньше, от вмешательств сеньора в их дела.

Важные последствия коммутация имела для хозяйства самого сеньора. Вместо продуктов он теперь получал звонкую монету. На деньги можно было купить все, что угодно, их можно было копить в любом количестве, не то что продукты. И сеньоры перестали сами занимать­ся хозяйством. Свою землю они сдавали в наем (аренду) крестьянам за деньги.

Феодалу, который не вел своего хозяйства, не нужна была и крестьянская барщина, а следовательно, ненужным стало ему и прикреп­ление крестьян к его земле. Теперь феодалу стало безразлично, живет ли крестьянин на своем участке, или уходит куда-либо на заработки, ему важно было лишь вовремя и полностью получить денежный оброк. Поэтому сеньоры стали освобождать крестьян от некоторых по­винностей, которые те должны были выпол­нять как лично зависимые люди. Например, лично зависимый крестьянин (серв) не имел права передавать свой участок по наследству. Он обязан был платить сеньору большую сум­му за то, чтобы получить право передать свой надел сыну.

Выкупив себя на свободу, крестьяне полу­чали право наследовать землю, но по-прежнему платили сеньору за пользование землей.

Так, в Англии с XI в., во Франции с XII в. началось освобождение крестьян от личной зависимости. Само собой разумеется, что осво­бождение крестьян не было бесплатным. Сеньо­ры старались получить с них за освобождение как можно больше денег. Конечно, далеко не все крестьяне были в состоянии уплатить тре­буемую сумму. В связи с этим сеньоры стали предлагать крестьянам освобождение на таких условиях: крестьянин получал свободу за небольшой единовременный выкуп или даже бесплатно, но за пользование землей он должен был платить вдвое или втрое больше прежнего. Такая сделка оказалась настолько выгодной для сеньоров, что они стали «освобождать» своих крестьян целыми деревнями.

Часто сумма выкупа была так велика, что крестьяне не имели возможности ее внести и отказывались освобождаться. Их принуждали к этому силой. Внеся выкуп сеньору, крестьянин становился свободным и мог вести самостоятельно свое хозяйство, но в то же время ему приходилось теперь платить за землю гораздо больше, чем раньше. Мало этого. Сеньоры стали захватывать общинные угодья: леса, пастбища, реки, озера, объявляя их своей собственностью. Теперь кре­стьянин — захотел ли ловить рыбу в реке или озере, строил ли он себе дом, или хотел запасти дров на зиму — за все должен был платить.

И крестьяне стали протестовать против новых тягот. Таким образом, крестьянские дви­жения и восстания XIV в. были вызваны ухуд­шением хозяйственного положения крестьян в связи с развитием городов и товарно-денежных отношений.

Вполне понятно, что в тех странах, в кото­рых раньше развились города, раньше начался и быстрее шел процесс коммутации, освобож­дения крестьян от личной крепостной зависимости, раньше вспыхнули и большие крестьянские восстания.

В начале XIV в. в Италии произошло первое крупное крестьянское восстание. Оно охватило северо-запад Италии, область города Верчелли. Восстание проходило под лозунгом уничтоже­ния всех сеньоров, как духовных, так и свет­ских. Вождем восставших был Дольчино, сын священника, человек грамотный и хорошо знав­ший «священное писание». Основываясь на нем, Дольчино доказывал, что скоро придет такое время, когда все господа будут истреблены, и тогда наступит царство справедливости. До нас дошло мало сведений о его учении и дея­тельности, но есть основания предполагать, что Дольчино хотел захватить предальпийскую долину реки Сезии и разделить землю между крестьянами.

Феодалы, возглавляемые герцогом Савойским, епископом Верчелльским и властями этого города, ополчились на восставших кресть­ян и оттеснили их в горы, где повстанцы в течение двух лет выдерживали осаду войск, собранных феодалами. Лишенные продоволь­ствия, крестьяне вынуждены были в конце концов вступить в открытый бой и были разбиты в кровопролитном сражении. В 1307 г. Доль­чино и другие вожди этого движения были схвачены и после зверских пыток преданы му­чительной казни.

Лучше известны два восстания более позд­него времени: французская Жакерия (1358) и восстание Уота Тайлера в Англии (1381). Оба восстания произошли во время Столетней войны между Англией и Францией. К общим причи­нам недовольства крестьян, о которых мы гово­рили выше, присоединились еще разорение страны, непомерная тяжесть налогов, денежные поборы на выкупы феодалов, попавших в плен. Война и разорение повлекли за собой голодов­ки и эпидемии. В 1348—1349 гг. по Западной Европе прошла чума («черная смерть»). В неко­торых странах она унесла до половины населе­ния.

В 1356 г. в битве при Пуатье французские рыцари были разбиты наголову англичанами, в плен попал и французский король Иоанн. Для продолжения войны и выкупа ко­роля из плена население обложили новыми налогами. В конце концов города не выдержа­ли и восстали.

Началось восстание в Париже — столице Франции. За городами последовали деревни. Движение крестьян охватило шестую часть страны. Центром восстания стала область Бовези, к северу от Парижа. Восстание это получило название Жакерия1. Повстанцев возглавил бывший солдат Гильом Каль. Вос­ставшие говорили, что всех феодалов, особенно духовных, надо истребить. Крестьяне нападали на замки сеньоров, жгли постройки, угоняли скот, уничтожали документы, в которых были записаны их повинности.

Гильом Каль понимал, что крестьян труд­но сплотить в единую армию, поэтому он решил соединить действия крестьян с восстав­шими городами. Но горожане не оказали в нужную минуту поддержки крестьянам. Кре­стьянские армии были разбиты объединенными войсками феодалов. Жакерия началась в конце мая 1358 г., а уже 10 июня крестьянская рать была разбита.

Не более успешным оказалось и восстание английских крестьян под предводительством кровельщика Уота Тайлера. Во второй поло­вине XIV в. в связи с затяжной войной с Фран­цией правительство Англии ввело новые налоги, в том числе и поголовный налог, который к тому же взи­мался с большими злоупотреб­лениями. Этот налог и был по­следней каплей, переполнившей чашу терпения трудового насе­ления. Восстание началось сра­зу в нескольких местах. Две большие крестьянские рати — одна из Эссекса, другая из Кен­та — двинулись к Лондону. Го­родская беднота открыла вос­ставшим ворота города. Кресть­яне окружили замок Тоуэр, где в это время находился король Ричард II. Они предъявили ряд требований: освобождение всех оставшихся еще крепост­ными крестьян, перевод всех по­винностей на деньги, установле­ние небольшой платы за зем­лю, амнистия (освобождение от наказания) всем, принимавшим участие в вос­стании, и др.

Король обещал рассмотреть эти требования, и значительная часть крестьян, особенно за­житочных, поверив королю, разошлась по до­мам. Но бедняки остались в Лондоне. Они до­бились нового свидания с королем, требовали земли и отмены законов, устанавливавших низкую заработную плату. После эпидемии чумы в 1348 г. число рабочих рук в Англии сократилось и оплата труда несколько повыси­лась. В интересах сеньоров закон повелевал платить за труд деньгами или натурой в преж­нем размере. Во время свидания с королем вождь восставших Уот Тайлер получил завере­ния, что требования крестьян будут выполне­ны. Уот Тайлер собрался уже уходить, как мэр Лондона внезапно нанес ему смертельный удар. Ошеломленные преступлением, крестья­не не успели прийти в себя, как были окружены королевскими рыцарями. Началась зверская расправа. Вскоре вооруженные отряды феода­лов, собравшиеся по зову короля, потопили в крови крестьянские восстания по всей Англии.

В 1524—1525 гг. в Германии разразилась грандиозная крестьянская война, но и она в кон­це концов была жестоко подавлена.

«Все крупные крестьянские восстания сред­невековья,— говорили Маркс и Энгельс,— ис­ходили из деревни, но и они, ввиду раздроблен­ности и связанной с ней крайней отсталости крестьян, оставались совершенно безрезуль­татными».

Только под руководством рабочего класса крестьянские восстания могут привести к успе­ху.

Именно так и произошло впервые в мире в 1917 г. во время Великой Октябрьской социа­листической революции в России: земля поме­щиков перешла в руки тех, кто на ней трудил­ся, т. е. крестьян.

1Название «Жакерия» возникло от презритель­ной клички Жак — простак, которую феодалы дали крестьянам.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ