. Инквизиция
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Инквизиция

Инквизиция

Рабовладельцы, феодалы, а позднее капита­листы всегда стремились укрепить свою власть, завладев умами людей с помощью религии. Особенно воинствующей была католическая церковь, господствовавшая в средние века. Она старалась истребить всякое научное зна­ние, преследовала любое проявление свободной мысли и всюду насаждала слепую веру, невеже­ство, суеверие.

Церковь всеми средствами поддерживала и укрепляла существующий феодальный строй. Сами церковники во главе с римским папой были крупными феодалами. Монастыри и церк­ви владели огромными землями и множеством крестьян, которые подвергались жестокой экс­плуатации.

Жители городов и деревень платили духовен­ству бесконечные поборы. Все яснее видел на­род ложь «святых отцов», которые говорили «о равенстве» людей перед богом, о «милосер­дии господнем», а на деле стремились только к мирским благам. В народе росло недоволь­ство господствующей, официальной церковью. Все недовольные пытались по-своему выразить протест. Они отвергали господствующую цер­ковь, ее обряды и создавали свои религиозные учения. Эти учения церковники называли ересями, а сторонников их — еретиками.

Еретиками стали также называть всех, кто восставал против феодального строя. Среди них были купцы и предприниматели, ремесленники и крестьяне.

Почти в каждой стране появились еретиче­ские секты — группы людей, несогласных с господствующей церковью. Во французском го­роде Лионе, например, зародилось движение, которое позднее быстро распространилось по всей Франции, Швейцарии и другим странам Европы и получило название секты вальденсов (по имени купца Петра Вальда, раздавше­го все свое имущество и проповедовавшего жизнь бедную и простую), их называли также «лионскими бедняками». Очень быстро число «лионских бедняков» значительно возросло и влияние их усилилось.

У вальденсов не было единой, строгой орга­низации; в каждой из многочисленных общин были свои порядки, свои толкования религии. Одни общины с католической церковью пол­ностью не порывали. Другие считали, что мо­литва, произнесенная в комнате или даже в ко­нюшне, равносильна молитве в церкви и по­тому она не нужна.

Многие общины вальденсов сходились во взглядах с другой еретической сектой, члены которой назывались катарами (от греческого слова «катар» — чистый). Катары считали себя «чистыми перед богом». По их мнению, все зем­ное, в том числе и католическая церковь,— порождение дьявола. Поэтому они резко высту­пали против церкви, ее обрядов, веры в свя­тых. Катары осуждали десятину и другие пла­тежи в пользу церкви и отказывались их вно­сить. Особенно многочисленна была секта ката­ров на юге Франции, где их называли альбигой­цами (от города Альби).

Церковь жестоко преследовала еретиков. В 1209—1229 гг. она организовала настоящие крестовые походы против альбигойцев. «Право­верным» католикам, принявшим участие в по­ходах, было обещано такое же отпущение гре­хов, как и крестоносцам, шедшим в Палестину на освобождение «гроба господня» (см. стр. 147). А главное, им были обещаны все земли ерети­ков, которые они завоюют, и давалась отсрочка по уплате долгов. Надежда на земные блага сильно подогревала религиозное рвение побор­ников церкви.

При взятии городов, где жили еретики, не щадили никого, от грудного младенца до дрях­лого старика. Однажды папского легата (пред­ставителя) спросили, следует ли щадить като­ликов. Легат ответил: «Убивайте всех, бог на том свете отберет своих». И все жители были вырезаны, город был полностью разграблен и сожжен.

Несмотря на жестокие преследования и из­биения еретиков, ереси распространялись так быстро, что папы организовали в XIII в. спе­циальное судилище. Оно должно было карать не только за явные еретические выступления, но и за нежелательные церкви мысли и настрое­ния, за помощь и покровительство еретикам, даже за общение и знакомство с ними, вести розыск подозреваемых в ереси, чтобы преду­преждать распространение неугодных церкви идей.

Так была создана страшная «святая инкви­зиция» (от латинского слова «инквизицио» — расследование, розыск), превратившая в кро­вавые застенки целые страны Европы. Инкви­зиторы зверски пытали и уничтожали передовых ученых, мыслителей и просто честных людей, все преступление которых заключалось в том, что у них были собственные мнения и верования.

Каждый человек, что-либо слышавший о еретиках, должен был доносить на них. Инкви­зиция сплела сложную сеть шпионажа. Для поощрения доносчикам отдавали часть имуще­ства осужденного. Судила инквизиция тайно и совершенно произвольно.

Инквизиция подчинялась римскому папе— главе католической церкви. Личность инквизи­торов считалась неприкосновенной. Все местные светские власти должны были повиноваться их приказам, касавшимся розыска еретиков.

Руководить инквизицией поручили монахам-доминиканцам, искушенным проповедни­кам, которые должны были следить за «чистотой веры» и преследовать еретиков, «выгрызать» ересь. Недаром доминиканцев называли «псами господними». Основателя этого ордена — испанца Доминика Гусмана так и изображали рядом с собакой, державшей в пасти горящий факел.

Как же действовала инквизиция? По пер­вому подозрению или доносу обвиняемых не­медленно арестовывали. Затем их подвергали допросу и мучительной пытке.

Признавших под пыткой свою вину инквизи­торы приговаривали к различным наказаниям — от покаяния, телесных наказаний до пожизнен­ного заключения. Нераскаявшихся, «закоре­нелых» еретиков инквизиция отлучала от церк­ви и передавала в руки светской власти для совершения казни. При этом церковники ли­цемерно заявляли, что сами они никого не уби­вают и вообще против пролития крови. Поэтому осужденных на смерть чаще всего сжигали на кострах живыми, иногда «милостиво» душили до сожжения и только изредка приговаривали к повешению.

Приговоры сопровождались конфискацией имущества в пользу инквизиции, некоторая доля его передавалась светской власти.

На протяжении XIII в. зверства инквизиции не раз вызывали народные волнения во Франции, Италии и других странах. Но властям всякий раз удавалось их подавить. Особенно свиреп­ствовала инквизиция в Испании.

Королева и король Испании, Изабелла Ка­стильская и Фердинанд Арагонский, желая укре­пить свою власть, решили учредить в стране «святую инквизицию». С такой просьбой они обратились к папе Сиксту IV. Папы уже давно мечтали увеличить свои доходы за счет богатых мавров (мусульман, потомков арабов-завоева­телей, оставшихся в Испании) и маранов (евреев, принявших христианство). Но испанская коро­левская чета поставила условие, чтобы назначе­ние инквизиторов зависело от светской власти, а конфискованное у осужденных еретиков иму­щество переходило в государственную казну. Таким образом, всю выгоду от введения инкви­зиции в Испании получала королевская власть, а сама испанская инквизиция, по словам Мар­кса, сделалась «страшным орудием испанского абсолютизма» (неограниченной монархии).

Сожалея об упущенных доходах, папа после долгих переговоров все же согласился на тре­бование испанских монархов. В 1480 г. в Испа­нии была учреждена инквизиция.

Первые аутодафе1 над богатыми маранами доказали истинные цели инквизиции. Сжигали не столько закоренелых еретиков, сколько просто богатых людей, имущество которых привлекало алчные взоры инквизиторов. Инкви­зиторам важно было устрашить народ и запо­лучить имущество осужденных.

Год за годом, век за веком в Испании на кострах инквизиции сжигали все больше и боль­ше жертв.

Огромные доходы, которые получала испан­ская инквизиция, не давали покоя папе. Пы­таясь добиться своей доли богатств, папа в пы­лу спора раскрыл истинные цели инквизиторов. «Они руководствуются в своих действиях по от­ношению к обвиняемым не религиозным усер­дием, а жадностью к деньгам: очень много вер­ных христиан ,.. без всяких законных доказа­тельств бросают в тюрьмы, подвергают пыткам и объявляют еретиками», — писал он в одном послании.

Доходов от имущества осужденных хватало и провинциальным трибуналам, и верховному трибуналу (супреме), возглавляемому генераль­ным инквизитором (такая должность была уч­реждена только в Испании, в других же стра­нах верховным судьей считался сам папа). Первым генеральным инквизитором был Торквемада, который загубил тысячи ни в чем не повинных людей. Многолетняя деятельность инквизиторов ослабила и разорила страну. Некоторые районы Испании обезлюдели, пре­вратились почти в пустыни. Так случилось, например, с Гранадой после выселения мавров и морисков — крещеных мавров.

В XVI в. высшим органом инквизиции в Европе стал верховный инквизиционный три­бунал в Риме. Этот трибунал послал на костер в 1600 г. Джордано Бруно и заставил Галилея под угрозой смерти отречься от утверждения, что Земля вращается (см. т. 2. ДЭ, ст. «От Ко­перника до Ньютона»).

Но не только с помощью костров пыталась церковь укрепить свое могущество. Издавна ее страшило просвещение. С XVI в. папская канцелярия стала издавать специальные ин­дексы (списки, указатели) запрещенных книг, в которых перечислялись все произведения, «вредные» для верующих католиков.

В 1540 г. римский папа утвердил орден иезу­итов— воинствующую организа­цию для уничтожения еретиков.

Постепенно под напором революционного движения народных масс во всех странах Евро­пы инквизиция была уничтожена, даже в са­мых реакционных государствах, а в XIX в. она была официально отменена и в папском государстве.

Но папы сохранили инквизицию под назва­нием «конгрегации (собрания.— Ред.) священ­ной канцелярии». Эта католическая организа­ция теперь не может жечь людей, но продол­жает преследовать всякое проявление свобод­ной мысли и ведает составлением «списков за­прещенных книг». В эти списки попадают книги всех прогрессивных писателей мира. Католиче­ским священникам предписано строго следить за верующими, чтобы они не читали крамоль­ных трудов. Католическая церковь еще пытает­ся бороться за власть над людьми, но все пере­довое человечество уже давно и бесповоротно заклеймило позором мракобесов в сутанах и в светской одежде.

1 Аутодафе (акт веры) — публичное исполнение приговора инквизиции, в частности сожжение еретиков или книг и других еретических предметов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ