.
Меню сайта
|
ИнквизицияИнквизицияРабовладельцы, феодалы, а позднее капиталисты всегда стремились укрепить свою власть, завладев умами людей с помощью религии. Особенно воинствующей была католическая церковь, господствовавшая в средние века. Она старалась истребить всякое научное знание, преследовала любое проявление свободной мысли и всюду насаждала слепую веру, невежество, суеверие. Церковь всеми средствами поддерживала и укрепляла существующий феодальный строй. Сами церковники во главе с римским папой были крупными феодалами. Монастыри и церкви владели огромными землями и множеством крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Жители городов и деревень платили духовенству бесконечные поборы. Все яснее видел народ ложь «святых отцов», которые говорили «о равенстве» людей перед богом, о «милосердии господнем», а на деле стремились только к мирским благам. В народе росло недовольство господствующей, официальной церковью. Все недовольные пытались по-своему выразить протест. Они отвергали господствующую церковь, ее обряды и создавали свои религиозные учения. Эти учения церковники называли ересями, а сторонников их — еретиками. Еретиками стали также называть всех, кто восставал против феодального строя. Среди них были купцы и предприниматели, ремесленники и крестьяне. Почти в каждой стране появились еретические секты — группы людей, несогласных с господствующей церковью. Во французском городе Лионе, например, зародилось движение, которое позднее быстро распространилось по всей Франции, Швейцарии и другим странам Европы и получило название секты вальденсов (по имени купца Петра Вальда, раздавшего все свое имущество и проповедовавшего жизнь бедную и простую), их называли также «лионскими бедняками». Очень быстро число «лионских бедняков» значительно возросло и влияние их усилилось. У вальденсов не было единой, строгой организации; в каждой из многочисленных общин были свои порядки, свои толкования религии. Одни общины с католической церковью полностью не порывали. Другие считали, что молитва, произнесенная в комнате или даже в конюшне, равносильна молитве в церкви и потому она не нужна. Многие общины вальденсов сходились во взглядах с другой еретической сектой, члены которой назывались катарами (от греческого слова «катар» — чистый). Катары считали себя «чистыми перед богом». По их мнению, все земное, в том числе и католическая церковь,— порождение дьявола. Поэтому они резко выступали против церкви, ее обрядов, веры в святых. Катары осуждали десятину и другие платежи в пользу церкви и отказывались их вносить. Особенно многочисленна была секта катаров на юге Франции, где их называли альбигойцами (от города Альби). Церковь жестоко преследовала еретиков. В 1209—1229 гг. она организовала настоящие крестовые походы против альбигойцев. «Правоверным» католикам, принявшим участие в походах, было обещано такое же отпущение грехов, как и крестоносцам, шедшим в Палестину на освобождение «гроба господня» (см. стр. 147). А главное, им были обещаны все земли еретиков, которые они завоюют, и давалась отсрочка по уплате долгов. Надежда на земные блага сильно подогревала религиозное рвение поборников церкви. При взятии городов, где жили еретики, не щадили никого, от грудного младенца до дряхлого старика. Однажды папского легата (представителя) спросили, следует ли щадить католиков. Легат ответил: «Убивайте всех, бог на том свете отберет своих». И все жители были вырезаны, город был полностью разграблен и сожжен. Несмотря на жестокие преследования и избиения еретиков, ереси распространялись так быстро, что папы организовали в XIII в. специальное судилище. Оно должно было карать не только за явные еретические выступления, но и за нежелательные церкви мысли и настроения, за помощь и покровительство еретикам, даже за общение и знакомство с ними, вести розыск подозреваемых в ереси, чтобы предупреждать распространение неугодных церкви идей. Так была создана страшная «святая инквизиция» (от латинского слова «инквизицио» — расследование, розыск), превратившая в кровавые застенки целые страны Европы. Инквизиторы зверски пытали и уничтожали передовых ученых, мыслителей и просто честных людей, все преступление которых заключалось в том, что у них были собственные мнения и верования. Каждый человек, что-либо слышавший о еретиках, должен был доносить на них. Инквизиция сплела сложную сеть шпионажа. Для поощрения доносчикам отдавали часть имущества осужденного. Судила инквизиция тайно и совершенно произвольно. Инквизиция подчинялась римскому папе— главе католической церкви. Личность инквизиторов считалась неприкосновенной. Все местные светские власти должны были повиноваться их приказам, касавшимся розыска еретиков. Руководить инквизицией поручили монахам-доминиканцам, искушенным проповедникам, которые должны были следить за «чистотой веры» и преследовать еретиков, «выгрызать» ересь. Недаром доминиканцев называли «псами господними». Основателя этого ордена — испанца Доминика Гусмана так и изображали рядом с собакой, державшей в пасти горящий факел. Как же действовала инквизиция? По первому подозрению или доносу обвиняемых немедленно арестовывали. Затем их подвергали допросу и мучительной пытке. Признавших под пыткой свою вину инквизиторы приговаривали к различным наказаниям — от покаяния, телесных наказаний до пожизненного заключения. Нераскаявшихся, «закоренелых» еретиков инквизиция отлучала от церкви и передавала в руки светской власти для совершения казни. При этом церковники лицемерно заявляли, что сами они никого не убивают и вообще против пролития крови. Поэтому осужденных на смерть чаще всего сжигали на кострах живыми, иногда «милостиво» душили до сожжения и только изредка приговаривали к повешению. Приговоры сопровождались конфискацией имущества в пользу инквизиции, некоторая доля его передавалась светской власти. На протяжении XIII в. зверства инквизиции не раз вызывали народные волнения во Франции, Италии и других странах. Но властям всякий раз удавалось их подавить. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Королева и король Испании, Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, желая укрепить свою власть, решили учредить в стране «святую инквизицию». С такой просьбой они обратились к папе Сиксту IV. Папы уже давно мечтали увеличить свои доходы за счет богатых мавров (мусульман, потомков арабов-завоевателей, оставшихся в Испании) и маранов (евреев, принявших христианство). Но испанская королевская чета поставила условие, чтобы назначение инквизиторов зависело от светской власти, а конфискованное у осужденных еретиков имущество переходило в государственную казну. Таким образом, всю выгоду от введения инквизиции в Испании получала королевская власть, а сама испанская инквизиция, по словам Маркса, сделалась «страшным орудием испанского абсолютизма» (неограниченной монархии). Сожалея об упущенных доходах, папа после долгих переговоров все же согласился на требование испанских монархов. В 1480 г. в Испании была учреждена инквизиция. Первые аутодафе1 над богатыми маранами доказали истинные цели инквизиции. Сжигали не столько закоренелых еретиков, сколько просто богатых людей, имущество которых привлекало алчные взоры инквизиторов. Инквизиторам важно было устрашить народ и заполучить имущество осужденных. Год за годом, век за веком в Испании на кострах инквизиции сжигали все больше и больше жертв. Огромные доходы, которые получала испанская инквизиция, не давали покоя папе. Пытаясь добиться своей доли богатств, папа в пылу спора раскрыл истинные цели инквизиторов. «Они руководствуются в своих действиях по отношению к обвиняемым не религиозным усердием, а жадностью к деньгам: очень много верных христиан ,.. без всяких законных доказательств бросают в тюрьмы, подвергают пыткам и объявляют еретиками», — писал он в одном послании. Доходов от имущества осужденных хватало и провинциальным трибуналам, и верховному трибуналу (супреме), возглавляемому генеральным инквизитором (такая должность была учреждена только в Испании, в других же странах верховным судьей считался сам папа). Первым генеральным инквизитором был Торквемада, который загубил тысячи ни в чем не повинных людей. Многолетняя деятельность инквизиторов ослабила и разорила страну. Некоторые районы Испании обезлюдели, превратились почти в пустыни. Так случилось, например, с Гранадой после выселения мавров и морисков — крещеных мавров. В XVI в. высшим органом инквизиции в Европе стал верховный инквизиционный трибунал в Риме. Этот трибунал послал на костер в 1600 г. Джордано Бруно и заставил Галилея под угрозой смерти отречься от утверждения, что Земля вращается (см. т. 2. ДЭ, ст. «От Коперника до Ньютона»). Но не только с помощью костров пыталась церковь укрепить свое могущество. Издавна ее страшило просвещение. С XVI в. папская канцелярия стала издавать специальные индексы (списки, указатели) запрещенных книг, в которых перечислялись все произведения, «вредные» для верующих католиков. В 1540 г. римский папа утвердил орден иезуитов— воинствующую организацию для уничтожения еретиков. Постепенно под напором революционного движения народных масс во всех странах Европы инквизиция была уничтожена, даже в самых реакционных государствах, а в XIX в. она была официально отменена и в папском государстве. Но папы сохранили инквизицию под названием «конгрегации (собрания.— Ред.) священной канцелярии». Эта католическая организация теперь не может жечь людей, но продолжает преследовать всякое проявление свободной мысли и ведает составлением «списков запрещенных книг». В эти списки попадают книги всех прогрессивных писателей мира. Католическим священникам предписано строго следить за верующими, чтобы они не читали крамольных трудов. Католическая церковь еще пытается бороться за власть над людьми, но все передовое человечество уже давно и бесповоротно заклеймило позором мракобесов в сутанах и в светской одежде. 1 Аутодафе (акт веры) — публичное исполнение приговора инквизиции, в частности сожжение еретиков или книг и других еретических предметов. |
ПОИСК
Block title
|