. Детские крестовые походы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Детские крестовые походы

Детские крестовые походы

Летом 1212 г. по дорогам Франции и Гер­мании двигались небольшими группами и це­лыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщовых рубахах поверх коротких штанов, почти все босиком и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, черного или зеленого цвета. Это были юные крестоносцы. Над процессиями реяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других — богородицы с младенцем. Звонкими голосами крестоносцы распевали ре­лигиозные гимны, прославлявшие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Впервые в самом конце XI в. призвал Запад­ную Европу к крестовым походам римский папа Урбан II. Это произошло поздней осенью 1095 г., вскоре после того, как в городе Клермоне (во Франции) закончился собор (съезд) церковников. Папа обратился к толпам рыца­рей, крестьян, горожан, монахов, собравшихся на равнине близ города, с призывом начать свя­щенную войну против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч рыцарей и деревенских бедняков из Франции, а позже и из некоторых других стран Западной Европы.

Все они в 1096 г. отправились в Палестину воевать против турок-сельджуков, которые незадолго до этого захватили город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По пре­даниям, там якобы находился гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии (см. стр. 118). Освобождение этой свя­тыни и служило предлогом для крестовых по­ходов. Крестоносцы прикрепляли к своим одеж­дам кресты из материи в знак того, что они идут на войну с религиозной целью — изгнать иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных для христиан мест в Палестине.

В действительности цели крестоносцев были не только религиозными.

К XI в. земля в Западной Европе была по­делена между светскими и церковными феода­лами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. В результате об­разовался многочисленный слой феодалов, нe имевших земли. Они жаждали получить ее любым путем. Католическая церковь не без осно­вания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средизем­номорья, которые распространяли путешествен­ники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Этим и воспользовались римские папы, бросив клич «На Восток!». В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьесте­пенное значение: феодалы стремились к захва­там заморских земель, городов, богатств.

Первое время в крестовых походах участво­вала и крестьянская беднота, жестоко страдав­шая от притеснений феодалов, неурожаев и го­лодовок. Темные, задавленные нуждой земле­дельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бед­ствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если кре­стоносцам удастся отвоевать у мусульман «гроб господень», то всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь обе­щала крестоносцам прощение грехов, а в слу­чае гибели — верное местечко в раю.

Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков, и лишь не­многие из них добрались вместе с сильными ры­царскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г. крестоносцы захватили этот город и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все богатства достались только крупным феода­лам и рыцарству. Прибрав к рукам плодородные земли и цветущие торговые го­рода «Святой земли», как евро­пейцы называли тогда Палести­ну, «христовы воины» основали здесь свои государства. Приш­лые крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальней­шем все меньше крестьян участ­вовало в крестовых походах. В XII в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться на войну под знаком креста, чтобы удер­жать захваченные территории. Однако все эти крестовые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыца­ри в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они на­правились не против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апре­ле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Конс­тантинополь и разграбили его, показав, чего стоили все пышные фразы о спасении «гроба господня».

Через восемь лет после этого позорного собы­тия состоялись детские крестовые походы. Сред­невековые монахи-летописцы так рассказывают о них. В мае 1212 г. в аббатство святого Дио­нисия, в Париже, пришел неведомо откуда две­надцатилетний мальчик — пастух Этьен. Он объ­явил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «Святую землю». Затем этот мальчуган пошел по деревням и го­родам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи перед толпами людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко «гробу гос­подню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы — дурные люди, жадные и корыстолюбивые греш­ники. Сколько они ни воюют за Иерусалим, ни­чего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победу над невер­ными. Милость бога могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удаст­ся освободить Иерусалим из-под власти султа­на. По велению божьему Средиземное море рас­ступится перед ними, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».

«Сам Иисус приходил ко мне во сне и от­крыл, что дети избавят Иерусалим от ига языч­ников»,— заявлял пастушок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо,— утверждал Этьен,— которое дал мне спаситель, поручив предводи­тельствовать вами в заморском походе во славу господа».

Тут же, прямо на виду у многочисленных слу­шателей, рассказывают хроники (летописи), Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от недугов одним прикосновением рук. Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.

Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы. Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедня­ков крестьян первыми двинуться на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже было опорочено грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей и шло на убыль, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать свя­щенный город Иерусалим. Эту веру усиленно поддерживали служители церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство и ропот крепостных против господ с помощью «богоугодного дела» — крестовых походов.

За юродивым (психически больным) пастуш­ком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее под­строенные «чудеса».

Крестоносная «лихорадка» охватила десят­ки тысяч бедняцкой детворы сначала во Фран­ции, а затем и в Германии. Судьба юных кре­стоносцев оказалась очень плачевной. За пасту­хом Этьеном двинулось 30 тыс. детей. Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, за­чинщик многих кровавых войн, предприни­мавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

К детям в пути примкнуло немало взрослых — крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступ­ного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подава­ли окрестные жители. Толпа крестоносцев, по­добно катящейся лавине, увеличивалась в пути. Наконец, они достигли Марселя. Здесь все тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось. За­то нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Не­далеко от берегов Сардинии, у острова Св. Пет­ра, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы про­дали детей в рабство.

В одно время с французскими детьми в кре­стовый поход пустились 20 тыс. немецких ре­бят. Их увлек 10-летний мальчик по имени Ни­колай, наученный своим отцом говорить то же самое, что и Этьен. Толпы юных немецких кре­стоносцев из Кёльна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голо­да, жажды, усталости и болезней две трети детей погибло; остальные полуживыми добрались до итальянского порта Генуи. Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Из­мученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспро­тивились продолжению похода. Юным кресто­носцам пришлось возвращаться домой. Боль­шинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку лишь на время, пока они до­стигнут совершеннолетия.

Страшную страницу истории — детские кре­стовые походы — некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские кре­стовые походы — быль, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., состав­лявшие свои хроники независимо друг от друга.

Крестовые походы детей явились результа­том бедствий трудового люда и пагубного влия­ния религиозного фанатизма, который всяче­ски раздували в народе католические церков­ники. Они-то и были главными виновниками массовой гибели юных крестоносцев.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ