.
Меню сайта
|
Феодальный город и ремеслоФеодальный город и ремеслоВ средневековой Европе город окружали могучие стены и высокие башни. Это был город-крепость, всегда готовый отстаивать свою самостоятельность и свои богатства от феодалов, стремившихся захватить его или разграбить. Город был творением рук простых тружеников. В мирное время ворота города были открыты, спущен тяжелый подъемный мост, поднята железная решетка, открывавшая аркообразный длинный проход к внутренним воротам. Стены и башни сооружали из камня и кирпича. У главных ворот вход украшали цветным кирпичом, рельефным гербом1 и надписью. Например, над воротами итальянского города Сиены в XIII в. было написано: «Сиена шире, чем свои ворота, раскрывает тебе свое сердце». Однако для врага все ворота города накрепко закрывались: чужеземные войска или отряды местных князей и рыцарей не могли подъехать даже к стенам города. Как только они показывались на горизонте, стражники с башен и зубцов стены подавали сигналы о грозящей опасности, звучал набат, подъемный мост втягивался внутрь, ворота закрывались и заваливались камнями, решетка опускалась. Враг останавливался у широкого и глубокого, заполненного водой рва, окружавшего весь город. Только на лодках или засыпав ров можно было пробраться к стенам. На главной башне поднималось знамя — знак, что горожане решили сопротивляться. На верху башен, на площадках ставились метательные машины. Через отверстия в полу деревянных галерей, пристроенных с внешней стороны к стенам и башням, на штурмующих сыпали известь, выливали кипяток, горячее масло, смолу, бросали камни. Из узких башенных окон летели стрелы лучников и арбалетчиков2. Нередко стены и башни были поистине неприступны для войск феодалов с их примитивной техникой (до XV в. огнестрельное оружие в Европе было неизвестно). Если противнику все же удавалось захватить город, то начинались жестокая расправа, грабежи, насилия и убийства. Случалось, что победители выселяли всех жителей из города и он превращался в руины. Город, отбивший нападение врага, постепенно залечивал раны. Снова начиналась мирная трудовая жизнь горожан. Что же происходило за стенами города, как жил этот своеобразный хозяйственный, культурный и политический организм, образно названный Марксом «самой блестящей страницей средневековья»? За внутренними воротами начинался лабиринт узких улочек и переулков. Некоторые из них были настолько узки, что по ним не могла проехать повозка. Верхние этажи выдавались над нижними, а крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, едва не соприкасались друг с другом. Номеров дома не имели, вместо них висели условные знаки: орел, синий сапог и т. п. Разрастаться вширь городам мешали стены. Поэтому на небольшой территории приходилось размещать как можно больше строений: дома тянулись вверх, крыши их заострялись. Главные здания города украшались: ратуша (городской совет) — высокой башней, а церковь — острым шпилем, уходящим в небо. Эти черты характерны для готического стиля в архитектуре. Церковь и ратуша — в немецких городах, мэрия — во французских, синьория — в итальянских стояли на центральной, часто единственной площади города, здесь же был рынок. На площади происходили собрания горожан. Улицы и площади были немощеные: в дождливые дни пешеходы буквально тонули в грязи или передвигались на ходулях. В Западной Европе первые мостовые появились позже, чем в России, например: в чешской столице Праге — в 1331 г., в немецком городе Франкфурте-на-Майне — в 1399 г. В сухую погоду городской воздух был насыщен зловонием и пылью: ведь весь мусор и нечистоты жители выбрасывали прямо на улицу. Здесь же паслись свиньи, поглощавшие остатки пищи. Утром под звуки рожка через городские ворота гнали на пастбища стада. Горожане имели свои поля, виноградники, огороды и пастбища, хотя земледелие не было их основным занятием. В городе были колодцы и фонтаны. В центре рыночной площади немецких городов обычно стоял фонтан, украшенный статуей воина Роланда с обнаженным мечом в руках. Здесь, «под Роландом», совершался суд, и неподалеку приводились в исполнение приговоры: осужденных бичевали, клеймили, выставляли у позорного столба (в клетке или корзине), обезглавливали на плахе или вешали. Тут же стояла виселица. Позднее суд перенесли в здание ратуши, а виселицу — на окраину города. Хотя население городов жило очень скученно, оно было немногочисленным, редко превышало 5—10 тыс. человек. Крупных городов было очень мало. В Лондоне, столице Англии, в XIV в. насчитывалось всего около 40 тыс. человек. Только в таких крупных центрах ремесла и торговли, как Кордова в Испании, Флоренция и Милан в Италии, Париж во Франции, количество жителей превышало 100 тыс. человек. Однако не всегда города имели такой вид: могучие городские стены, каменные дома, площади и улицы появились не сразу. С V по X в. феодальная Европа была деревенской, городов совсем не было. Даже древние римские города, которые в рабовладельческие времена были оживленными административно-военными центрами, прекратили свое существование, превратились в руины, в которых еле теплился огонек былой жизни. Так, например, площадь большого города Арля, на юге Франции, занимавшая в античные времена около 200 га, в первые столетия средневековья сократилась в 10 раз. Население Арля разместилось на арене старого городского цирка. Оградой этого населенного пункта служили поднимавшиеся вверх каменные скамьи и стены цирка. В замерших, полуразрушенных античных городах, как и в поместьях сеньоров, население было подчинено феодалам и занималось главным образом сельским хозяйством. Только медленный, но неуклонный рост феодального хозяйства, введение трехпольных севооборотов в земледелие (см. т. 6 ДЭ, ст. «Севообороты»), появление новых, более усовершенствованных орудий труда, значительное развитие ремесел и торговли привели к возникновению городов. Деревенские кузнецы, гончары, сапожники и др. начали вырабатывать больше предметов своего ремесла, чем это нужно было для расплаты с сеньором. Они стали искать места для сбыта изделий. Продать свои товары можно было у монастыря или у церкви, где в праздничные дни собиралось много народу, у замков феодалов, куда стекались крестьяне для сдачи оброка, или в населенных пунктах, расположенных, например, у речных переправ, на торговом пути. В таких местах обыкновенная деревня, а иногда полуразрушенный античный город со временем превращались в цветущие городские центры. При зарождении средневековые города были похожи на большие деревни с деревянными или глинобитными домами. Сельские ремесленники, откупившиеся от своих господ, а еще чаще сбежавшие от них, навсегда оставались в новых центрах хозяйственной жизни. Таким образом, города возникали как центры ремесленного производства. Причиной их появления в Европе X—XI вв. было отделение ремесла от земледелия. Деревня стала заниматься почти исключительно сельским хозяйством, а город — ремеслом. Такая специализация улучшала качество и значительно увеличивала количество ремесленной продукции. В феодальные времена не было свободной земли, любой ее участок принадлежал феодалу— помещику или епископу. Поэтому и горожане не были свободны от феодальных податей: город ведь тоже стоял на земле феодала. Подати уменьшали заработки ремесленников и прибыль торговцев, а следовательно, задерживали развитие ремесленной промышленности. Поэтому города очень рано начали борьбу за независимость от сеньора. Свободу горожанам приходилось завоевывать с оружием в руках даже в тех случаях, когда город за крупный денежный выкуп получал свободу по королевской грамоте. Для борьбы с сеньорами горожане создавали тайные союзы — коммуны. Позднее и города, добившиеся самостоятельности, стали также называться коммунами. В XII — XIII вв. (в Италии еще раньше) появились десятки городов-коммун в Северной Франции, Бельгии, Голландии, Восточной Испании и Северной Германии. Теперь горожане сами чеканили монету, ведали сбором налогов, строительством рынков, складов, укреплением города. На колоколе, который висел на башне ратуши, обычно делалась характерная надпись: «Я — колокол свободы, и на мой призыв все идут на защиту коммуны!» Горожане шли на призыв «Жана» или «Берты», как они называли свои колокола. Средневековые города стали центрами развития ремесленной промышленности, торговли и культуры. Даже города, которые не смогли добиться прав коммуны, т. е. полной самостоятельности, а получили лишь часть городских свобод (Париж, Орлеан, Лондон и др.), развивали свое ремесло, торговали и богатели. Всюду в городах купцы объединялись в гильдии. Это было необходимо для защиты от происков феодалов, для организации снабжения мастерских сырьем и сбыта товаров. Ремесленники одной и той же профессии также создавали свои союзы, называвшиеся цехами. Отдельный ремесленник со своей маленькой мастерской нуждался в поддержке собратьев по ремеслу. Вступая в цех, он становился под его защиту. Так бывшие крепостные крестьяне перенесли в город традиции сельской общины, которая помогала им бороться с сеньором. Каждый цех занимался производством одного изделия; цехи ножовщиков и шпажников производили металлические товары; цехи прядильщиков, шерстобитов, сукновалов — ткани; были цехи бочаров, каретников, каменотесов, булочников, пивоваров и т. д. В начале XIV в. в Париже было свыше 300 отдельных цехов, в которые входило 5,5 тыс. ремесленников. Члены цехов избирали своих старейшин, казначеев, контролеров. Эти лица следили за выполнением устава и хранили цеховую казну, пополнявшуюся за счет взносов и штрафов. Строгий регламент (правила) определял количество и качество производимых отдельными ремесленниками изделий. За нарушение регламента штрафовали, а иногда исключали из цеха. Постепенно цехи становились крупными организациями. Это были союзы мелких ремесленников, каждый из которых работал в собственной маленькой мастерской, имел свои инструменты. Изделия средневековых мастеров отличались добротностью и красотой. Мастеру помогали ученики и подмастерья. Ученик должен был жить и кормиться в доме мастера, одежду давали ему родители, они же платили мастеру за обучение сына. Мастера, обучая учеников, много лет заставляли их работать на себя. Так, например, в договоре, заключенном в немецком городе Кёльне между мастером Брувером и горожанином Тойнбургом, говорилось, что если сын последнего, по имени Теннис, убежит от мастера до истечения 8-летнего срока и станет самостоятельно заниматься ремеслом, то хозяин взыщет с него крупный штраф. Обращались с учениками жестоко, их били, иногда забивали до смерти. По окончании срока обучения ученик становился подмастерьем и работал рядом с мастером. Рабочий день ремесленника был очень длинным: в городе Кёльне подмастерья оружейника работали с 5 часов утра до 9 часов вечера. Заработная плата была низкой и строго ограничивалась. Мастер не имел права повысить ее. С развитием ремесла подмастерьев становилось все больше, так как из деревни все чаще бежали крепостные, жаждущие освободиться от гнета своих сеньоров. Во многих местностях проживший в городе 1 год и 1 день считался свободным. Тогда и сложилась поговорка: «Воздух города делает человека свободным». Сотни бывших крестьян становились подмастерьями, и мастера начали бояться их конкуренции. Цех постепенно превратился в замкнутую организацию мастеров: новыми мастерами могли стать только сыновья и зятья мастеров. Поэтому подмастерьям пришлось создавать свои братства и вести борьбу с хозяевами-мастерами. Так, например, в 1470 г. забастовали подмастерья-скорняки немецкого города Вильштедта. В XIV в. в Кёльне хозяева беспощадно расправились с восставшими ткачами. До нас дошла хроника (летопись), в которой так рассказывается об этом кровавом событии: «Они (хозяева) отыскивали ткачей и в домах, в церквах и монастырях,— они не щадили никого, ни старого, ни малого... они убивали их тут же на улице». Постепенно в городах шло классовое расслоение: подмастерья становились наемными рабочими цехов. Мастера богатели. Однако они не были хозяевами в своем городе. Власть принадлежала городской верхушке — патрициату: богатым купцам и ростовщикам, владельцам домов и городской земли. Патрициат широко пользовался свободами и привилегиями, отвоеванными городом у феодалов, держал в своих руках управление городом и суд. В XIII—XV вв. почти во всех городах средневековой Европы шла борьба цеховых ремесленников с патрициатом за власть. В 1396 г. цехам Кёльна удалось захватить власть, но воспользовались ею в своих целях лишь богатые цеховые мастера. В последние столетия средневековья цехи стали тормозом развития производства: они запрещали всякие новшества и изобретения. Их сменило более прогрессивное мануфактурное производство. 1 Герб — отличительный знак рода, цеха, города, государства. 2 От слова «арбалет», что значит старинное ручное метательное оружие в форме лука с прикладом. |
ПОИСК
Block title
|