. Великий шелковый путь
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Великий шелковый путь

Великий шелковый путь

В 125 г. до н. э., после 12-летнего отсутст­вия, в столицу Китая Лоян вернулся офицер дворцовой стражи Чжан Цянь с далекого Запа­да, куда его посылали с посольством.

Император, двор, ученые и купцы — сло­вом, весь Лоян был потрясен его рассказами. С не­запамятных времен китайцы думали, что, кроме них, на свете живут только кочевники-скотоводы да бродячие охотники, и были убеждены, что только их страна сумела создать высокую ци­вилизацию и служит центром вселенной, «Срединной империей». После возвращения Чжан Цяня оказалось, что за Великой китай­ской стеной, за степями и пустынями, где без­раздельными владыками были гунны, сущест­вуют могущественные государства, такие, как Хорезм, Согдиана и др. Они обладают высокоразвитой самобытной культурой. Особенно удивило всех, что Чжан Цянь в Средней Азии видел китайские изделия, приве­зенные, по словам местных купцов, из Индии.

Правительство императора Уди (140—87 гг. до н. э.) решило непременно установить прямую связь со странами Средней Азии и Индией, а для этого нужно было разгромить гуннов и проложить через степи и пустыни удобные и безопасные пути. В 104 г. до н. э. китай­ские армии, миновав пустыню Такла-Макан, перевалили через Тянь-Шань и спусти­лись в Ферганскую долину. Так встретились древние цивилизации Китая и Средней Азии, а затем и стран Средиземноморья и отчасти Индии1.

Так возникла крупнейшая торговая и куль­турная магистраль древности и средневековья — Великий шелковый путь, пересекавший с во­стока на запад всю Азию. Этот путь называется «шелковым» условно: шелк был основным товаром, который перевозили по нему. Своими многочислен­ными разветвлениями он охватил весь Старый Свет. Шелковый путь начинался в столице Китая Лояне (около 500 км северо-западнее Чанъаня).

К Лояну, а позже к новой столице Чанъаню (ныне Сиань в провинции Шэньси) сходи­лись сухопутные дороги с северо-востока — из Кореи и с юго-запада — из провинции Сычуань. Особенно большое значение имели речные пути. Великие реки Китая (Хуанхэ, Янцзы) и их притоки (Хань, Сян и Хуай) образуют гу­стую сеть удобных водных путей. Эта сеть была завершена в начале VII в. строитель­ством Великого канала. По этим рекам и каналам сновали маленькие сампаны, плавно двигались большие джонки с камышовыми парусами. Джонки перевозили иногда десятки тонн грузов: рис, шелка, собиравшиеся как налог с крестьян и ремесленников, рыбу, чай, всевозможные продукты плодородной долины Янцзы и Южного Китая, заморские редко­сти. Все эти богатства постепенно сосредо­точивались в столице. Они здесь расходова­лись на нужды и прихоти двора, на щедрые по­дачки императорским любимцам, жалованье чиновникам, на армию.

Часть богатств отправляли в далекий путь на запад. От ворот Чанъаня по Великому шел­ковому пути шли купеческие караваны, в ко­торых бывало иногда до 10 тыс. верблюдов, лошадей, мулов, навьюченных разнообразными товарами.

Больше всего везли шелка — удобного для дальних перевозок, легкого и высокоценимого в древности и средние века товара. В шелка одевались римские и византийские вельможи, западноевропейские, иранские и арабские феодалы.

Караваны везли прославленную фарфоровую посуду — вазы, чаши, бокалы, блюда. В Запад­ной Европе китайский фарфор ценился бук­вально на вес золота. Считалось, что фарфоро­вый бокал может уберечь своего владельца от яда.

Караваны доставляли на Запад и необрабо­танный шелк-сырец. Из него искусные ремес­ленники Бухары, Дамаска, Константинополя изготовляли замечательные ткани, славившие­ся по всей Европе и Ближнему Востоку. Высо­ко ценилась и китайская бумага.

Пройдя Великую китайскую стену, караван подходил к Дуньхуану. Здесь перед ним откры­вались два пути: один огибал безводную пусты­ню Такла-Макан с юга, через Хотан на Кашгар; другой — с севера, через Турфан, Куча и далее, чаще всего тоже на Кашгар. Второй путь был богаче водой, чем первый, и проходил по более обжитым местам. У колодцев, ручьев, рек стояли глинобитные караван-сараи — постоя­лые дворы, где можно было отдохнуть, попол­нить бурдюки (кожаные мешки) водой или пере­ждать под защитой гарнизона, пока скроет­ся шайка разбойников, желавших поживиться богатствами каравана.

После Кашгара караваны переваливали через Тянь-Шань и попадали в Среднюю Азию. Реже они из Кашгара направлялись в Индию, куда вел сложнейший путь, прозванный «висячими перевалами» из-за узеньких, повисших на головокружительной высоте карнизов в горах Памира.

Надо сказать, что торговцы, и китайские и за­падные, обычно старались не проходить весь шел­ковый путь. Они предпочитали обмениваться то­варами где-нибудь на полпути, очевидно в Средней Азии.

Здесь в центрах — Хорезме, Бухаре, Самар­канде — китайские купцы продавали свои това­ры местным или приезжим торговцам и сами покупали то, что им требовалось. Дальше на запад китайские купцы обычно не ездили, по крайней мере до нас не дошло об этом сведений.

Из Средней Азии в Китай пригоняли табу­ны лошадей, привозили оружие, хлопчатобу­мажные изделия, драгоценные металлы, изде­лия ремесленников.

В Средней Азии Великий шелковый путь разветвлялся. Одна ветвь вела на Волгу, в Восточную Европу. Таким образом товары Китая, Индии, Средней Азии достигали древ­ней Руси: Тмутаракани, Киева, Новгорода, а позже и Москвы. В Москве на торге был осо­бый, «индийский» ряд, где торговали восточные, главным образом индийские, купцы. Другая ветвь Великого шелкового пути шла через земли современного Афганистана в Индию. Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь товары перегружа­лись на корабли и попадали в Египет, Визан­тию, Италию и дальше, вплоть до пределов из­вестного тогда мира.

С караванами на запад и восток по Велико­му шелковому пути шли купцы, паломники на богомолье, искатели приключений и легкой на­живы, шли и простые труженики — ремеслен­ники и земледельцы, проданные в рабство на чужбину или попавшие в плен. С ними из одной страны в другую проникали научные и технические достижения, хозяйственные на­выки.

Вместе с торговыми связями ширились и крепли культурные.

В Китай с запада, из Средней Азии, были завезены виноград, фасоль, гранат и другие культурные растения. Из Китая на запад про­никли бумага, шелк, порох.

Китайская наука и культура во многом обо­гатились благодаря сношениям с другими страна­ми, прежде всего с Индией.

В свою очередь достижения китайской культу­ры проникали в другие страны. В VII в. великий китайский ученый — географ и языковед Сюань Цзан совершил многолетнее путешествие по Великому шелковому пути из Китая в Индию.

Официально он путешествовал для того, чтобы разыскать священные книги буддийской религии, но при этом пытливо изучал все, что по­падалось на пути: города, растения, животных, но больше всего его интересовали люди, их жизнь, быт, верования. Его записки о путешествии на Запад ценнейший источник сведений

по истории, географии и культуре стран, лежа­щих между Аральским морем и Индийским океаном.

Через шестьсот лет после путешествия Сюань Цзана картина древнего пути изменилась: вместо торговых караванов и мирных пу­тешественников во весь опор неслись гонцы монгольских ханов, двигались отряды конни­цы, скрипели громадные, поставленные на коле­са юрты татарских князей. Угрюмо шли толпы пленников — хорезмийцев, персов, грузин, ар­мян, русских. По Великому шелковому пути, который веками служил для мирного обмена, теперь текли богатства, награбленные мон­гольскими захватчиками в Европе и Азии.

Монгольские завоеватели причинили неисчи­слимые бедствия миру: Восточная Европа, Китай и Западная Азия были разорены, старые торговые пути заглохли.

Купцы и путешественники начали искать другие, более безопасные дороги. На передний план выдвинулся морской путь между Китаем и Индией, Ближним Востоком и Европой. Растет значение и северного пути — в Москву через Монголию и Сибирь. После Великих географи­ческих открытий шелковый путь окончательно захирел; только остатки древних укреплений, разрушенных караван-сараев напоминают о том, что когда-то здесь проходила одна из круп­нейших артерий международной торговли и культурного обмена.


1 В Индию тогда же был открыт и морской путь — вокруг берегов Индокитая и Малайи.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ