. Как возник ислам
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Как возник ислам

Как возник ислам

Ислам1, или мусульманская религия, воз­ник в Аравии в начале VII в.

Уже тогда на огромном Аравийском полу­острове арабское население было довольно мно­гочисленным. В основном это были скотоводы-кочевники. Ведь большую часть полуострова занимают степи и полупустыни, граничащие с обширными бесплодными песчаными пустыня­ми. Кочевники (здесь их обычно называют бе­дуинами) разводили верблюдов, лошадей, коз, овец. Земледелие в Аравии возможно только в оазисах, на небольших пространствах плодо­родной земли, орошаемых водой из родников и колодцев. Оседлое население в оазисах выра­щивало финиковые пальмы, ячмень, виноград, плодовые деревья.

Вдоль западного побережья Аравии издрев­ле проходила караванная дорога. Она служила продолжением морских путей, связывающих полуостров с Восточной Африкой и Индией. На перекрестках караванных путей возникли го­рода. В них сосредоточились торговля и ремес­ленное производство.

К VII в. население Аравии — скотоводы-кочевники, земледельцы и горожане — жило в условиях первобытнообщинного строя и дели­лось на племена. В каждом племени и в каж­дом роде, состоявшем из родственных семей, господствовали богачи. Они постепенно захватывали лучшие участки пастбищ, принадлежав­ших всему племени. Богатая племенная знать, из которой выдвигались шейхи (предводители племен), эксплуатировала своих обедневших со­племенников. У богачей появились рабы, кото­рые пасли стада и выполняли домашние рабо­ты в семье хозяина.

Эти эксплуататоры нуждались в сильной государственной власти и грозном боге, помогающем держать в повиновении рабов и рядовых бедуинов. С давних времен у каж­дого арабского племени были свои боги. Ара­бы обожествляли деревья, камни, источники и поклонялись им. Новая единая религия — ислам,— проповедующая единобожие, сначала появилась в Западной Аравии — одной из наи­более экономически развитых областей полу­острова. Здесь находились обширные оазисы Медина и Таиф, жители которых занимались земледелием и скотоводством. Тут проходили караванные пути международной торговли, на которых стояли большие оживленные города.

В самом крупном из них — Мекке — жило пле­мя курейш. В этом племени власть принадлежала богатым купцам и ростовщикам, бывшим в то же время крупными рабовладельцами. Через Мекку провозились ценные товары из Южной Аравии в Палестину, Сирию, Египет и из Вос­точной Африки в Ирак. На ярмарки в Мекку приезжали арабы из многих районов Аравии, Мекка была не только торговым городом, но и ре­лигиозным центром. На главной площади высился четырехугольный храм Кааба (по-арабски — куб),

в наружную стену которого был вделан «черный камень», упавший с неба (метеорит). Ему покло­нялись не только жители Мекки, но и арабы, приезжавшие из других мест. Мекканские бога­чи — купцы, ростовщики и рабовладельцы присвоили себе жреческие обязанности при Каабе. Это увеличивало их влияние на сопле­менников и на окрестные племена.

Арабское историческое предание связывает происхождение ислама (мусульманства) с мекканским купцом Мухаммедом (Магометом). Он начал проповедовать новую религию около 610 г. н. э. в своем родном городе. Некоторые его проповеди, записанные современниками, сохранились. После смерти Мухаммеда его уче­ние было пересказано в книге под названием «Коран»2, которая затем стала для мусульман священной. Впоследствии арабские историки собирали сведения о Мухаммеде и составляли описания его жизни. В них действительные события перемешаны с вымыслом о всякого ро­да чудесах. Так, например, рассказывается, что два небесных существа в блистающих одеждах якобы явились к Мухаммеду, когда он был еще отроком, распороли ему грудь, вынули его сердце, чтобы обмыть в чаше, наполненной не­бесным снегом. Рассказывали также, что де­ревья и кусты кланялись Мухаммеду, когда он проходил мимо них, а когда он ехал на верблю­де, облако защищало его от солнца.

Чтобы объяснить, как возник ислам, можно обойтись и без фантастической биографии его основателя. Появление ислама связано с уста­новлением классового общества в Аравии и образованием государства. Новая религия была одним из средств объединения разрозненных арабских племен в одно государство.

Ислам, в отличие от древнего арабского многобожия, признавал единого бога — алла­ха. Мухаммед же, как говорит Коран, был по­сланником бога на Земле. Верующие (мусуль­мане) обязаны ежедневно молиться, а в девятый месяц года — рамазан — поститься, т. е. при­нимать пищу и питье только ночью. Все ре­лигиозные обряды внушали мусульманам чув­ство беспомощности и полной зависимости от аллаха. Коран обязывает богатых мусульман отчислять часть доходов в пользу бедных. Но вскоре после возникновения арабско-мусульманского государства эти отчисления стали по­ступать в государственную казну.

В наиболее ранних сурах (главах) Корана, которые относятся ко времени проповеди Мухаммеда в Мекке, предсказывался близкий конец мира. Он изображался как всеобщее бедствие: произойдет землетрясение и солнечное затме­ние, моря закипят и хлынут на сушу, мертвые воскреснут. Тогда явится аллах во главе ангельского воинства и будет судить людей. Грешники попадут в ад, где будут гореть, но никогда не сгорят, вечно страдая от ожогов, жажды и голода. Праведники будут награжде­ны в раю вечным блаженством. Но в рай попа­дут только те мусульмане, которые были покор­ными и терпеливыми в своей земной жизни. Коран учит, что сам бог разделил людей на бедных и богатых, рабов и свободных. «Мы... возвышаем одних над другими в степенях,— сказано в Коране от имени бога,— так что одни из них держат других подвластными себе неволь­никами». Коран запрещает бедным мусульманам зариться на имущество богатых, а за воровство предписывает отсекать у вора руку. Расправу с богатыми и притеснителями Коран переносит в фантастический загробный мир: только после смерти покорные и терпеливые бедняки смогут при­вольно жить в раю, а их мучители попадут в ад.

В Коране подробно разработаны правила пере­дачи имущества по наследству, раздела военной добычи и других сделок. Особое внимание в Коране обращено на охрану собственности.

Коран узаконивает зависимость женщины от мужчины и разрешает мужу бить жену. При разделе наследства дочь получает вдвое мень­ше, чем сын.

Ислам не давал никакой надеж­ды мекканским беднякам и рабам на облегчение их тяжелой жизни. Поэ­тому в первое время количество му­сульман в Мекке оставалось ничтож­ным. Местные властители по-преж­нему получали большие доходы от паломничества к Каабе и потому не сразу оценили выгоды новой рели­гии. Они враждебно относились к му­сульманам, ярым противникам мно­гобожия. Мусульмане вынуждены были искать союзников за предела­ми Мекки. Осенью 622 г. они пере­селились в Медину — крупный оа­зис, населенный оседлыми земледель­ческими племенами. Здесь они орга­низовали общину верующих, во главе которой стал Мухаммед. Эта мусульманская община добилась без­раздельного господства в Медине и вскоре стала центром политическо­го объединения всей Аравии.

Проповедник ислама Мухаммед превратился в самодержавного пра­вителя, верховного судью и воена­чальника мединских мусульман. Он жестоко расправлялся с арабами, не принявшими ислам. Мусульмане из­гнали из Медины два иудейских пле­мени. Третьему предложили признать ислам, и, так как иудеи отказа­лись, все мужчины этого племени бы­ли убиты, а женщины и дети прода­ны в рабство. Возделанные земли этих племен захватили арабы-му­сульмане. Обосновавшись в Медине, мусульмане начали вооруженную борьбу против Мекки. Они нападали на мекканские торговые караваны. В Коране говорится, что священ­ная война с «неверными» угодна аллаху.

Военная удача переходила то к мусульма­нам, то к их врагам. Исход борьбы решили бедуинские племена, которые подчинились вла­сти мусульман, так как стремились сбросить с себя тяжелую зависимость от мекканских куп­цов и ростовщиков.

В 630 г. Мекка сдалась без боя войску му­сульман. Мекканцы приняли ислам и приз­нали власть Мухаммеда. Храм Кааба с «чер­ным камнем» стал главным святилищем мусуль­ман, и их обязали совершать к Каабе ежегодные паломничества.

Теперь мусульманская община стала приоб­ретать все больше и больше последователей из числа бедуинов и оседлых жителей Аравии. Так под знаменем ислама совершалось объединение арабских племен, образовывалось арабское го­сударство. При преемниках Мухаммеда — арабских халифах3 полчища арабских завое­вателей вторглись в соседние страны и подчи­нили своей власти их население. В образовав­шемся обширном феодальном государстве — халифате — ислам стал господствующей рели­гией. Принявшим мусульманство были предо­ставлены различные льготы. В средние века в странах Ближнего и Среднего Востока ислам широко распространился и стал одной из миро­вых религий наряду с христианством, с которым у него много общего.

И в наше время мусульмане составляют по­давляющее большинство населения в арабских странах Азии и Африки, в Турции, Иране, Аф­ганистане и Пакистане, а также в Индонезии. Кроме того, много мусульман в Индии, Китай­ской Народной Республике, Албании, Югосла­вии и Болгарии. Как отмирающий пережиток прошлого, ислам сохранился кое-где в нашей стране.

Ислам, как всякая религия, проповедует фантастическое представление о мире и требует от угнетенных покорности, отвлекая их от борь­бы за лучшую жизнь.


1 «Ислам» по-арабски — покорность. Слово «мусульманин» происходит от арабского слова «мус­лим» — последователь ислама.


2 «Коран» по-арабски — чтение.


3 Халиф — глава государства, являющийся одно­временно духовным главой мусульман.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ