. В школе раннего средневековья
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В школе раннего средневековья

В школе раннего средневековья

При слове «школа» вы представляете себе просторный светлый класс, ряды парт, учеб­ники, тетради, карты. Такой вы привыкли видеть нашу современную школу, но совсем иной была школа 10—12 веков назад, в эпоху раннего средневековья.

...Комната с низким сводчатым потолком скупо освещена сквозь узкие окна в решетчатых переплетах рам. На длинных скамейках сидят мальчики разного возраста (девочек в то время в школах не обучали). Это дети феодалов, бо­гатых горожан и зажиточных крестьян. За обучение нужно было платить, и простой на­род не имел доступа в школы.

Учитель — священник. Ведь в то время школы устраивались при монастырях и церк­вах, потому что грамотные люди были только среди духовенства (позднее школы появились и при дворах крупных феодалов). На столе пе­ред учителем — рукописная книга и пучок розог. Учитель вслух читает молитвы на ла­тинском языке1, а ученики вслед за ним повто­ряют непонятные слова, механически заучи­вая их наизусть. С молитв начиналось об­учение в средневековой школе.

Затем учеников знакомили с латинским ал­фавитом и учили читать те же молитвы по кни­ге. Учитель, держа единственную книгу в ру­ках, медленно двигался от ученика к ученику. Иногда он оставлял книгу и брал в руки роз­гу, чтобы заставить сидеть смирно ничем не занятого в этот момент ученика. При чтении мальчики заучивали наиболее употребитель­ные слова и выражения, не вникая в их смысл, и основные правила латинского склонения и спряжения.

Не все научившиеся читать латинские тек­сты, далекие от разговорной речи, могли по­нимать прочитанное.

На обучение письму уходило около трех лет. Ученики упражнялись сначала на покры­той воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обрабо­танной коже). Это было трудное искусство, близкое к рисованию, и не всякому оно давалось. Франкский император Карл Великий (768—814) до конца жизни так и не выучился писать. Теодорих Остготский, не умея писать, пользо­вался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.

Кроме чтения и письма, мальчиков учили изображать числа с помощью пальцев, обучали таблице умножения и церковному пению. Такие начальные школы готовили в основном при­ходских священников.

Существовали и более крупные школы, но их было немного. Здесь готовили высшее духовенство и государственных служащих. В этих школах изучали так называемые «семь свободных искусств» — грамматику, риторику (искусство говорить), диалектику (искусство спора), арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Однако и эти дисциплины церковь старалась приспособить для своих нужд, вло­жить в них религиозное содержание.

Наиболее трудной наукой была грамматика. Недаром на рисунках того времени ее изобра­жали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Грам­матику изучали по текстам греческих и римских авторов. Книги были очень дороги, их перепи­сывали от руки, и вся школа имела один учеб­ник. По нему учитель читал какой-нибудь от­рывок, заставлял учеников повторить его, за­писать на покрытой воском дощечке и выучить к следующему разу. После этого дощечка выти­ралась, и в дальнейшем ученик должен был рассчитывать только на свою память.

В риторике ученики выучивали наизусть образцы писем. Затем учились составлять пись­ма, грамоты, деловые бумаги. Ученикам сооб­щали некоторые сведения о существовавших тогда законам.

Обучаясь диалектике, ученики старались находить в речи противника места, противоре­чащие учению церкви, и опровергать их.

На уроках арифметики изучали простейшие действия — сложение, вычитание и т. д. Числа изображали римскими цифрами. Ученики вы­числяли время религиозных праздников, воз­раст святых, искали в каждой цифре скрытый мистический смысл. Так, например, говорили, что цифра 3 символизирует святую троицу.

Учеников знакомили и с геометрией. Уметь определять площадь треугольника, прямоугольника, круга нужно было в землемерном деле. Но в основном занятия геометрией сво­дились лишь к формулированию теорем, а вме­сто доказательств делались ссылки на бога, например: «Треугольник АБС равен, с божьей помощью, треугольнику А1В1С1». На уроках геометрии ученикам сообщали географические сведения, которые были самыми фантастически­ми и нелепыми. Учили, что Земля — блин, пла­вающий в воде. В центре этого блина — пуп земли, город Иерусалим. Над блином — небо, поддерживаемое столбами. Так изображали Землю и на картах того времени.

В астрономии изучали созвездия, наблюда­ли движение планет, Солнца, Луны, звезд, но объясняли его неправильно, придерживаясь взглядов греческого ученого Птолемея на устройство вселенной, т. е. считали, что Земля неподвижна, а все светила вращаются вокруг нее. Астрономия часто заменялась астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать судьбу человека по расположению звезд. Представле­ния древних греков о шарообразности Земли, их гениальные догадки о вращении Земли и планет вокруг Солнца были забыты.

Занятия музыкой сводились в основном к церковному пению.

Обучение продолжалось 12—13 лет. Препо­давание велось на латинском языке. Низок был уровень тогдашней науки, ведь надо всем господ­ствовала церковь со своей идеологией, стремив­шаяся к укреплению и сохранению феодальных порядков и потому боявшаяся всякой живой, творческой мысли. Постоянная зубрежка вы­зывала у детей отвращение к занятиям, и, чтобы заставить их учиться, часто при­бегали к порке. Слова «вырасти под розгой» означали то же, что «получить образование». Были дни в году, когда детей секли не за те или иные проступки, а всех подряд, на вся­кий случай, как бы для очищения от совершен­ных грехов.

Скуден был умственный багаж человека, окончившего эту школу. Но и такое образова­ние было недоступно для широких масс трудя­щихся, и школы раннего средневековья не могли стать рассадником культуры в широком смысле этого слова. Подъем культуры начинает­ся лишь несколько столетий спустя, в XIII — XV вв., в связи с ростом городов и торговли, появлением горожан, а затем и нового сосло­вия — буржуазии.

1 Все религиозные книги в Западной Европе писа­лись тогда на латинском языке.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ