. Деревня и замок
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Деревня и замок

Деревня и замок

«Нет земли без господина»,— говорили в средние века. Это означало, что вся земля в Ев­ропе принадлежала могущественным владель­цам земли — феодалам.

Получая феод за военную службу от бо­лее знатного и могущественного феодала — сеньора, новый владелец этой земли (вассал) приносил сеньору клятву верности и брал на себя ряд обязательств: помогать военной силой, выкупать сеньора из плена и т. п. За сеньором сохранялось верховное право распо­ряжаться в своих владениях. Так, например, он мог отнять феод у своего вассала, если тот отказывался служить ему.

Как знатные люди превратились в феодалов и приобрели власть над свободными крестья­нами, можно показать на примере истории франков.

Когда в V в. франкские племена поселились в Галлии (на территории современной Франции), все франки были одинаково свободны. Родовая община выделяла каждой семье надел под пашню. Но семьи разрастались, происходил новый передел земли внутри родовой общины. Пока земли хватало на всех общинников, нико­му не приходило в голову спрашивать, можно ли выгонять скот на луга и выпасы, ловить ры­бу в реках и озерах. Шли годы... Франки завое­вали в Галлии новые земли. Во время длительных походов родственные связи ослабевали; на новых землях франки селились соседскими (сельскими) общинами, в которых общинными угодья­ми пользовались сообща уже не кровные родст­венники, а преимущественно чужие люди — соседи. В период завоеваний поднялось значе­ние военной знати — князей (выборных военных предводителей) и их дружинников. У франков появились короли. Захваченные земли делились уже не поровну. Родовая и военная знать захва­тывала и получала в дар от короля самые об­ширные и плодородные земельные участки. Новых господ — крупных франкских зем­левладельцев — стали называть сеньорами. Сеньоры становились также господами сво­бодных людей, добровольно вступавших в за­висимость от них, большей частью в качестве вассалов. Много земель роздали сеньоры своим вассалам. Все меньше оставалось свободной земли. С помощью своих дружинников сеньоры стали захватывать неподеленные общинные угодья — леса, луга, пустоши, а затем и пахот­ные земли свободных крестьянских общин. Сеньоры стали давать обезземеленным крестьянам небольшие участки земли в пользование. За это крестьяне должны были обрабатывать господскую пашню, а также отдавать часть своего урожая сеньору. Так постепенно свобод­ные общинники становились зависимыми от землевладельцев-феодалов — закрепощались.

Крепостной крестьянин обязан был нести все возложенные на него повинности и не имел права покидать землю, к которой он счи­тался прикрепленным. В то же время крестьянин оставался членом деревенской общины и был заинтересован в развитии своего хозяйства, в сохранении своей земли и свободы.

В VIII в. во Франкском королевстве была создана могущественная, закованная в сталь­ные доспехи конница. Введение конной служ­бы затруднило крестьянам доступ в войска. Чтобы вооружиться и снарядиться в поход на собственные средства, надо было отдать 6 ко­ров за шлем, 12 — за латы, 7 — за меч с нож­нами, 6 — за набедренник, 2 — за копье и щит, 12 — за боевого коня. Целое стадо коров! Такие расходы были не под силу крестьянину. В войско шли только богатые землевладельцы. Бедным общинникам становилось все труднее отстаивать свои права и сопротивляться насиль­ственному обращению их в зависимость.

Не всегда землю отнимали у крестьян си­лой. Часто они попадали в долговую кабалу. С ростом семьи надел крестьянина не увели­чивался. Крестьянин на любых условиях со­глашался взять у богатого соседа в пользова­ние дополнительный участок земли. За это владелец земли облагал крестьянина повинно­стями. Крестьянин становился поземельно за­висимым. Особенно много таких зависимых крестьян селилось на монастырских землях. Пользуясь своим влиянием, церкви и монасты­ри заставляли крестьян осушать болота, выру­бать леса, расчищать кустарники и возделывать пустоши. Постепенно эти крестьяне становились крепостными монастырей. К концу XI в. почти вся земля была отнята у крестьян.

Тяжело жилось крестьянам во французской деревне X—XI вв. В их убогих хижинах, крытых соломой, не было печей. Дым из очагов выходил через отверстие в потолке или сквозь оконца, затянутые бычьими пузырями. Внутреннее убранство хижины обычно состояло из грубого деревянного стола, нескольких скамеек и ши­рокой деревянной кровати, прикрытой тря­пьем. На полках — десяток глиняных мисок и кувшинов для молока и приготовления сыра. В деревянном ларе хранилась темная, похожая на отруби мука. На высоком очаге стоял желез­ный треножник. Над огнем висел массивный котел на длинной цепи, спускавшейся с потол­ка. В нем варили пищу. Часто она бывала не­посолена: соль стоила дорого. В углу стояла почерневшая от времени и копоти прялка. В зимние вечера при свете лучины или масляной плошки крестьянки пряли шерсть, трепали лен, сучили нитки. Они же ткали и шили одеж­ду для всей семьи. Здесь же можно было уви­деть незатейливый сапожный инструмент. Во дворе находился амбар для зерна. К дому при­мыкал сарай, где хранили сено, самодельную упряжь для рабочего скота, а также простые сельскохозяйственные орудия: железный серп, вилы, косу, лопату, плотницкий топор.

Орудия труда стоили дорого и переходили из поколения в поколение.

Из века в век, хотя и едва заметно, орудия труда все же совершенствовались. Развитие техники шло медленно. Каждому крестьянину приходилось быть мастером на все руки — плот­ничать, сапожничать, шорни­чать, плести сети и сеять хлеб. Хозяйство, которое вел крестья­нин, снабжало его семью почти всем необходимым для жизни. Такое хозяйство называется на­туральным. Постепенно в де­ревнях начали выделяться лю­ди, занимавшиеся каким-нибудь определенным ремеслом.

Крестьянское хозяйство обеспечивало продовольствием, одеждой, обувью и феодалов.

Помимо обязательной работы на барском по­ле — барщины, глава каждой крестьянской семьи ежегодно выплачивал продуктами и изделия­ми оброк своему сеньору. В замках крупных феодалов трудились ремесленники — сапожники, седельщики, оружейники, гончары, бочары, винокуры, ткачи и др.

После уборки урожая к крестьянскому ам­бару слеталась стая хищников, каждый за своей долей. Сначала сеньор взимал оброк. За ним церковь забирала себе десятую часть уро­жая и приплода скота (десятину). Затем при­ходил королевский сборщик налогов. Он за­бирал двадцатую часть крестьянского дохода в пользу государства, которое охраняло права господ. Если крестьянин проезжал по мосту, он платил сеньору «мостовое»; если переплы­вал на лодке мимо господского поместья, он вносил «береговое». Крестьянин даже платил налог за пыль, которую поднимала его телега на дороге перед замком.

Если крестьянин не подчинялся господско­му приказу, его судил сеньор, который по за­кону имел право сажать крестьян в тюрьму, держать годами в сыром подземелье, подвер­гать пыткам или обрекать на мучительную го­лодную смерть. Закон не давал феодалам только права убивать крестьян без всякой вины.

На всем протяжении средневековья крестья­не, объединенные в сельские общины, не пре­кращали упорной борьбы с феодалами. Кресть­яне убегали на пустующие земли, которых оставалось все меньше; наносили вред хозяй­ству феодалов; поджигали их дома и замки, уничтожая в огне долговые расписки и перечни повинностей. Часто вся деревенская община от­казывалась выходить на барщину, предъявляя феодалу свои требования. Наиболее сильные уходили в леса, создавали небольшие отряды и нападали на ненавистных феодалов. Доведен­ные до крайности, крестьяне стихийно подни­мали восстания.

Издали замок напоминал гнездо хищной птицы: обычно он строился на высокой скале и был окру­жен глубоким рвом. Вокруг замка возводилось несколько рядов толстых каменных стен, увен­чанных круглыми или четырехугольными баш­нями с узкими бойницами. Попасть в замок можно было через подъемный мост, который опускался на тяжелых чугунных цепях. Привратная башня имела дубовые массивные воро­та, окованные железом. За привратной баш­ней помещалась подъемная дверь в виде чугун­ной решетки. Во время штурма ее старались опустить за спиной прорвавшегося противника.

За первой стеной располагался хозяйственный двор с мельницей, кузницей, оружейной и дру­гими мастерскими. За вторым рядом стен — глав­ная башня замка, конюшни и склады оружия.

Феодалы в своих владениях вели себя как настоящие государи. Богатство и мощь феодала зависели от количества крепостных, трудив­шихся на него. Поэтому феодалы вели непре­рывные междоусобные войны для захвата кре­постных. Основным оплотом замка во время такой войны и осады служила главная зам­ковая башня. В ней находились и жилые ком­наты хозяев, и помещения для гостей и слуг. Ее нижний этаж представлял собой зал, во всю длину которого тянулся огромный стол. В дни буйных пиршеств на нем возвышались туши зажаренных быков, баранов и оленей. Винто­вая лестница, скрытая в толще стен, вела в верхние жилые помещения. Один этаж был изо­лирован от другого. Если враги прорывались в башню, на их головы через отверстия в потолке с одного этажа на другой выливали кипящую смолу и расплавленный свинец. За­тем люк плотно прикрывали тяжелой каменной плитой. На самом верху замковой башни хра­нились обильные запасы еды и питья. Таким образом, феодальный замок представлял собой настоящую крепость, защищавшую феодала от «внешних» врагов (других феодалов) и от своих подданных (крепостных), если они восставали.

Почти все феодалы были неграмотными, грубыми и невежественными людьми. И излюб­ленными их развлечениями были охота и пиры.

Вместе с хозяйственной и военной мощью феодалов возрастала и их независимость от короля. Феодалы начинали собирать с крестьян подати, не спрашивая королевского позволе­ния. Они вынудили королей дать им право суда над своими подданными, а также право за­ключать между собой военные союзы и вести войны. Таким образом, каждый феодал пре­вращался в независимого государя, а государ­ство дробилось на множество мелких владений. Власть короля становилась ничтожной. Летопи­сец X в. рассказывал, что, возмущенный свое­вольным поведением своего вассала, фран­цузский король Гуго Капет обратился к нему с упреком: «Кто тебя сделал графом?»— на что вассал дерзко ответил: «А вас кто сделал ко­ролем?» Феодалы часто воевали друг с другом, но они забывали о своей вражде перед лицом общей опасности, когда вспыхивали крестьян­ские восстания. Вместе со своими вассалами феодалы помогали друг другу жестоко расправ­ляться с непокорными крепостными.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ