.
Меню сайта
|
Что такое библияЧто такое библияМногие сотни лет подавляющее большинство населения европейских стран верило, что мир (Вселенная), в том числе и наша планета, чудесно сотворен в течение шести дней некиим всесильным существом — богом Яхве. Это всесильное существо будто бы создало небо и землю, солнце, луну, звезды; отделило на земле море от суши; создало растения, животных и, наконец, человека: сначала мужчину, по имени Адам, а затем женщину — Еву. Адам и Ева беззаботно жили в чудесном саду — раю, находившемся будто бы между Тигром и Евфратом. Злая и хитрая змея уговорила Еву нарушить запрет бога и сорвать плод с дерева познания добра и зла. Адам и Ева вкусили эти плоды, за что разгневанный бог изгнал их из рая, и они вынуждены были в трудах и лишениях добывать себе пропитание. Адам и Ева будто бы были прародителями всех людей, обитающих на земле. Впоследствии, когда люди населили долину рек Тигра и Евфрата, они, будто бы забыв бога, создавшего мир, прогневили его, и бог Яхве решил уничтожить всех людей, кроме некоего Ноя и его семьи, продолжавших приносить ему жертвы. Бог приказал Ною построить огромный корабль — ковчег, взять в него по нескольку пар всех животных, пищу, своих детей и их семьи, наконец, войти в него самому, а затем пролил на землю ужасный дождь. Дождь лил «сорок дней и сорок ночей», вода будто бы затопила всю землю, поднявшись выше самых высоких горных вершин! Ковчег Ноя долго плавал по волнам, а когда вода стала спадать, остановился на вершине высокой горы Арарат. Впоследствии люди — потомки сыновей Ноя— вновь населили землю. Не всех людей бог Яхве любил одинаково. Он особенно покровительствовал вождю кочевников Аврааму. Авраам, его сын Исаак и внук Иаков были якобы предками израильских племен, занявших в конце II тысячелетия до н. э. земли в южной части Сирии по берегам реки Иордана и глубокого соленого озера — Мертвого моря. Эти племена будто бы привел сюда из Египта после долгого странствования по аравийским степям и пустыням назначенный богом Яхве легендарный вождь по имени Моисей. Моисей же, лично встретившись с богом Яхве на одной из вершин гор Синайского полуострова, получил от бога точные указания, как люди должны служить ему, записал их на двух каменных досках — «скрижалях» и передал израильтянам. Он же, наконец, написал будто бы и все рассказы о сотворении мира, о первых людях, о «всемирном потопе», об Аврааме и его потомках. Эти и другие подобные им фантастические рассказы составляют содержание огромного сборника древнееврейской литературы, называемого Библией (от древнегреческого слова «библион» — книга). Библия, которая до настоящего времени считается еврейским и христианским духовенством и верующими священным писанием, состоит из десятков отдельных сочинений — книг, написанных в разное время многими авторами. Содержание отдельных книг Библии самое различное. Наряду с мифами о сотворении мира, первых людях, всемирном потопе в Библии сохранились старинные еврейские легенды, например о непобедимом силаче Самсоне, предательски обманутом любимой женой Далилой, древнееврейские летописи, старинные гимны — псалмы, стихи, речи пророков против насилий знатных и богатых рабовладельцев. Уже в VII в. до н. э. жрецы храма бога Яхве в Иерусалиме, стремясь укрепить среди окрестного населения веру в это божество, а вместе с тем и свое собственное богатство и благополучие, собрали различные произведения в единый сборник, назвав его Торой (законом). С течением времени к первоначальной части Библии были добавлены новые произведения. Когда в первых веках нашей эры возникла христианская религия (см. стр. 118), христианские священники также объявили Библию священным писанием. Они добавили к древнееврейским сочинениям, названным ими Ветхим заветом, ряд новых, христианских книг — Новый завет. Еврейская библия состоит из 39, а христианская — из 59 частей. В течение многих столетий Библия считалась божественной — священной книгой. Малейшее сомнение в истинности ее фантастических повествований рассматривалось и иудейским и христианским духовенством как страшное преступление — богохульство. Множество людей в различных странах Европы церковники подвергали пыткам, сжигали на кострах, заключали в тюрьмы за малейшие попытки сомневаться в истинности содержания Библии. Библейские мифы и сказания изучались во всех школах. Выдающиеся писатели и художники создавали произведения на темы библейских сказаний. Так, замечательный итальянский художник XVI в. Микеланджело на стене и потолке одного из помещений Ватикана изобразил «сотворение мира», создал замечательную статую мифического вождя иудейского народа Моисея. В Ленинграде в Русском музее выставлена картина Ф. А. Бруни «Медный змий» (чудесное заклинание Моисеем ядовитых змей, напавших на израильтян во время их странствований по пустыням). На библейские сюжеты писал картины знаменитый голландский художник XVII в. Рембрандт и многие другие. Замечательный английский поэт Байрон написал драму «Каин», содержавшую пересказ библейского мифа о первом братоубийстве. На темы библейских сказаний писали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и многие другие. До настоящего времени, когда люди хотят сказать о чем-то давнем, они употребляют выражения «со времен Адама», «допотопный». Но можно ли считать содержание Библии чем-то чудесным или священным? Конечно, нет! Начиная с XVII в. ученые постепенно приступили к исследованию содержания библейских книг и истории их возникновения. Замечательный философ Спиноза (1632—1677) первым усомнился в том, что древнейшие 5 книг Библии написаны Моисеем. Французский ученый XVIII в. Жан Астрюк доказал, что эти книги не могли быть написаны Моисеем. Моисей изображен в Библии вождем кочевых племен, а в его законах речь идет о городской жизни и государственной организации, свойственной более поздней эпохе. В XIX в. многие ученые различных европейских стран (де Ветте, Ю. Вельгаузен, Н. М. Никольский и др.) проделали огромную работу по изучению содержания и истории возникновения Библии. Теперь в науке твердо установлено, что в своем настоящем виде книги Ветхого завета были созданы жрецами иудейского храма Яхве в Иерусалиме в VII в. до н. э. — II в. н. э., а окончательно завершены в VI в. н. э. Ни Моисея, ни многих других героев библейских рассказов (Адама, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова-Израиля, Самсона и т. д.) никогда не существовало. После того как ученые, изучив древнюю вавилонскую письменность, прочли содержание многих вавилонских надписей, они установили, что миф о всемирном потопе иерусалимские жрецы заимствовали из вавилонской мифологии. Археологи в свою очередь установили, что примерно за 3000 лет до нашей эры произошло крупное наводнение, но не в Палестине, где не было и нет больших рек, а в низовьях Тигра и Евфрата (современный Ирак). Этот потоп, охвативший пространство около 500 км в длину и 150 км в ширину, мог показаться современникам всемирным. Современные геологи убедительно объясняют причину наводнения. Оказывается, песчаные наносы преградили путь речным водам во время обычного разлива. Из вавилонской мифологии взят и рассказ о хитром змие, научившем Еву сорвать запретный плод. Мифы о сотворении богом Яхве мира в шесть дней и другие рассказы Пятикнижия Моисея созданы в VII в. до н. э. иерусалимскими жрецами. Ими же написаны и законы, которые жрецы называли законами Моисея. Содержание отдельных книг Библии неоднократно изменялось. Это доказывают рукописи частей Библии, которые начиная с 1947 г. стали находить в пещерах близ берегов Мертвого моря подле развалин древних поселений I — II вв. н. э. в местности Вади — Кумран. Некоторые из этих найденных рукописей сильно отличаются от современного библейского текста. Например, в современном тексте книги пророка Аввакума говорится, что надменный человек подобен бродящему вину (т. е. капризен и раздражителен). А в найденной кумранской рукописи в этом месте рассказывается о богатстве, которое развращает человека. Позднейшие переписчики переделали всю фразу, воспользовавшись тем, что в еврейском языке слова «вино» и «богатство» пишутся одинаково (как, например, в русском языке «му'ка» и «мука»). Прогрессивные западноевропейские, а также ряд советских историков, детально изучив содержание Библии, четко выявили всю сказочность содержания подавляющего большинства библейских книг и их классовую сущность. Заповеди Моисея, составляющие основу библейского законодательства, целиком и полностью оправдывают рабство. Раб и рабыня считались таким же имуществом, как скот. Закон разрешал господину бить раба палкой. Правда, запрещалось наносить такой сильный, удар, от которого раб или рабыня могут умереть на месте, но делалось пояснение, что если они проживут день или два после побоев и потом умрут, то их смерть нельзя считать убийством. Библия всегда была и остается до настоящего времени орудием, с помощью которого служители религии стремятся поддержать отсталое, антинаучное религиозное объяснение жизни природы и общества в интересах господствующих классов. |
ПОИСК
Block title
|