. Что такое библия
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Что такое библия

Что такое библия

Многие сотни лет подавляющее большинство населения европейских стран верило, что мир (Вселенная), в том числе и наша планета, чу­десно сотворен в течение шести дней некиим все­сильным существом — богом Яхве. Это все­сильное существо будто бы создало небо и зем­лю, солнце, луну, звезды; отделило на земле море от суши; создало растения, животных и,

наконец, человека: сначала мужчину, по имени Адам, а затем женщину — Еву. Адам и Ева беззаботно жили в чудесном саду — раю, на­ходившемся будто бы между Тигром и Евфра­том. Злая и хитрая змея уговорила Еву нару­шить запрет бога и сорвать плод с дерева поз­нания добра и зла. Адам и Ева вкусили эти плоды, за что разгневанный бог изгнал их из рая, и они вынуждены были в трудах и ли­шениях добывать себе пропитание.

Адам и Ева будто бы были прародителями всех людей, обитающих на земле.

Впоследствии, когда люди населили долину рек Тигра и Евфрата, они, будто бы забыв бога, создавшего мир, прогневили его, и бог Яхве решил уничтожить всех людей, кроме некоего Ноя и его семьи, продолжавших приносить ему жертвы. Бог приказал Ною построить огром­ный корабль — ковчег, взять в него по не­скольку пар всех животных, пищу, своих детей и их семьи, наконец, войти в него самому, а затем пролил на землю ужасный дождь. Дождь лил «сорок дней и сорок ночей», вода будто бы затопила всю землю, поднявшись выше самых высоких горных вершин! Ковчег Ноя долго плавал по волнам, а когда вода стала спадать, остановился на вершине высокой горы Арарат.

Впоследствии люди — потомки сыновей Ноя— вновь населили землю.

Не всех людей бог Яхве любил одинаково. Он особенно покровительствовал вождю кочев­ников Аврааму. Авраам, его сын Исаак и внук Иаков были якобы предками израильских пле­мен, занявших в конце II тысячелетия до н. э. земли в южной части Сирии по берегам реки Иордана и глубокого соленого озера — Мертвого моря. Эти племена будто бы привел сюда из Егип­та после долгого странствования по аравийским степям и пустыням назначенный богом Яхве легендарный вождь по имени Моисей.

Моисей же, лично встретившись с богом Яхве на одной из вершин гор Синайского полуостро­ва, получил от бога точные указания, как лю­ди должны служить ему, записал их на двух каменных досках — «скрижалях» и передал израильтянам. Он же, наконец, написал будто бы и все рассказы о сотворении мира, о первых людях, о «всемирном потопе», об Аврааме и его потомках. Эти и другие подобные им фантасти­ческие рассказы составляют содержание огром­ного сборника древнееврейской литературы, называемого Библией (от древнегреческого сло­ва «библион» — книга).

Библия, которая до настоящего времени считается еврейским и христианским духовенством и верующими священным писанием, со­стоит из десятков отдельных сочинений — книг, написанных в разное время многими авторами. Содержание отдельных книг Биб­лии самое различное. Наряду с мифами о сотворении мира, первых людях, всемирном потопе в Библии сохранились старинные еврей­ские легенды, например о непобедимом силаче Самсоне, предательски обманутом любимой же­ной Далилой, древнееврейские летописи, старин­ные гимны — псалмы, стихи, речи пророков про­тив насилий знатных и богатых рабовладельцев.

Уже в VII в. до н. э. жрецы храма бога Ях­ве в Иерусалиме, стремясь укрепить среди окрестного населения веру в это божество, а вместе с тем и свое собственное богатство и бла­гополучие, собрали различные произведения в единый сборник, назвав его Торой (законом). С течением времени к первоначальной части Библии были добавлены новые произведения. Когда в первых веках нашей эры возникла хри­стианская религия (см. стр. 118), христианские священники также объявили Библию священ­ным писанием. Они добавили к древнееврейским сочинениям, названным ими Ветхим заветом, ряд новых, христианских книг — Новый за­вет. Еврейская библия состоит из 39, а хри­стианская — из 59 частей.

В течение многих столетий Библия считалась божественной — священной книгой. Малейшее сомнение в истинности ее фантастических по­вествований рассматривалось и иудейским и христианским духовенством как страшное пре­ступление — богохульство. Множество людей в различных странах Европы церковники под­вергали пыткам, сжигали на кострах, заключа­ли в тюрьмы за малейшие попытки сомневаться в истинности содержания Библии. Библейские мифы и сказания изучались во всех школах.

Выдающиеся писатели и художники созда­вали произведения на темы библейских сказа­ний. Так, замечательный итальянский худож­ник XVI в. Микеланджело на стене и потолке одного из помещений Ватикана изобразил «сот­ворение мира», создал замечательную статую мифического вождя иудейского народа Моисея. В Ленинграде в Русском музее выставлена кар­тина Ф. А. Бруни «Медный змий» (чудесное за­клинание Моисеем ядовитых змей, напавших на израильтян во время их странствований по пустыням). На библейские сюжеты писал карти­ны знаменитый голландский художник XVII в. Рембрандт и многие другие.

Замечательный английский поэт Байрон на­писал драму «Каин», содержавшую пересказ библейского мифа о первом братоубийстве. На темы библейских сказаний писали А. С. Пуш­кин, М. Ю. Лермонтов и многие другие. До на­стоящего времени, когда люди хотят сказать о чем-то давнем, они употребляют выражения «со времен Адама», «допотопный».

Но можно ли считать содержание Библии чем-то чудесным или священным? Конечно, нет!

Начиная с XVII в. ученые постепенно при­ступили к исследованию содержания библей­ских книг и истории их возникновения. Замеча­тельный философ Спиноза (1632—1677) пер­вым усомнился в том, что древнейшие 5 книг Библии написаны Моисеем. Французский уче­ный XVIII в. Жан Астрюк доказал, что эти книги не могли быть написаны Моисеем. Моисей изображен в Библии вождем кочевых племен, а в его законах речь идет о городской жизни и го­сударственной организации, свойственной более поздней эпохе.

В XIX в. многие ученые различных европей­ских стран (де Ветте, Ю. Вельгаузен, Н. М. Ни­кольский и др.) проделали огромную работу по изучению содержания и истории возникновения Библии. Теперь в науке твердо установлено, что в своем настоящем виде книги Ветхого за­вета были созданы жрецами иудейского хра­ма Яхве в Иерусалиме в VII в. до н. э. — II в. н. э., а окончательно завершены в VI в. н. э.

Ни Моисея, ни многих других героев биб­лейских рассказов (Адама, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова-Израиля, Самсона и т. д.) никогда не существовало. После того как уче­ные, изучив древнюю вавилонскую письмен­ность, прочли содержание многих вавилонских надписей, они установили, что миф о всемирном потопе иерусалимские жрецы заимствовали из вавилонской мифологии.

Археологи в свою очередь установили, что примерно за 3000 лет до нашей эры произошло крупное наводнение, но не в Палестине, где не было и нет больших рек, а в низовьях Тигра и Евфрата (современный Ирак). Этот потоп, охва­тивший пространство около 500 км в длину и 150 км в ширину, мог показаться современникам все­мирным. Современные геологи убедительно объяс­няют причину наводнения. Оказывается, пес­чаные наносы преградили путь речным водам во время обычного разлива. Из вавилонской мифологии взят и рассказ о хитром змие, нау­чившем Еву сорвать запретный плод. Мифы о сотворении богом Яхве мира в шесть дней и другие рассказы Пятикнижия Моисея созданы в VII в. до н. э. иерусалимскими жрецами. Ими же написаны и законы, которые жрецы называли законами Моисея.

Содержание отдельных книг Библии неод­нократно изменялось. Это доказывают рукописи частей Библии, которые начиная с 1947 г. стали находить в пещерах близ берегов Мертвого моря подле развалин древних поселений I — II вв. н. э. в местности Вади — Кумран.

Некоторые из этих найденных рукописей сильно отличаются от современного библейско­го текста. Например, в современном тексте книги пророка Аввакума говорится, что над­менный человек подобен бродящему вину (т. е. капризен и раздражителен). А в найденной кумранской рукописи в этом месте рассказы­вается о богатстве, которое развращает челове­ка. Позднейшие переписчики переделали всю фразу, воспользовавшись тем, что в еврейском языке слова «вино» и «богатство» пишутся оди­наково (как, например, в русском языке «му'ка» и «мука»).

Прогрессивные западноевропейские, а также ряд советских историков, детально изучив содер­жание Библии, четко выявили всю сказоч­ность содержания подавляющего большинства библейских книг и их классовую сущность.

Заповеди Моисея, составляющие основу биб­лейского законодательства, целиком и полностью оправдывают рабство. Раб и рабыня счи­тались таким же имуществом, как скот.

Закон разрешал господину бить раба пал­кой. Правда, запрещалось наносить такой силь­ный, удар, от которого раб или рабыня могут умереть на месте, но делалось пояснение, что если они проживут день или два после побоев и потом умрут, то их смерть нельзя считать убийством. Библия всегда была и остается до настоящего времени орудием, с помощью кото­рого служители религии стремятся поддержать отсталое, антинаучное религиозное объяснение жизни природы и общества в интересах гос­подствующих классов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ