. Умирающие и воскресающие боги
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Умирающие и воскресающие боги

Умирающие и воскресающие боги

В египетском городе Абидосе каждый год в четвертый месяц справляли праздник в честь доброго бога плодородия Осириса. Обширный храмовый двор заполняли толпы народа. Перед глазами зрителей двигалась барка с огромной статуей бога. Жрецы, изображавшие спутников Осириса, размахивали мечами и копьями, как бы отражая его врагов. Вдруг статуя с треском обрушивалась и храмовый двор оглашался гром­ким плачем и пронзительными воплями: «Умер Осирис! Погиб великий бог!»

Египтяне верили, что добрый бог Осирис и его супруга богиня Исида научили людей обра­батывать землю, сеять злаки и выращивать ви­ноград, а потом добрый бог, давший людям пи­щу, был убит богом засушливых ветров пу­стыни, своим завистливым братом Сетом. О смер­ти Осириса жрецы рассказывали по-разно­му, противореча друг другу. Одни говорили, что Сет во время пира заманил Осириса в кра­сивый гроб, захлопнул крышку и бросил в воду; другие — что Сет разрубил Осириса на 14 частей и разбросал куски его тела по стране, а Исида со слезами собрала их и соединила вместе. Особенно охотно рассказывали о том, как добрая богиня, прячась от Сета в болотах, родила и вырастила сына Гора (божество солн­ца), который победил потом своего дядю Сета и оживил Осириса.

Много подобных чудесных рассказов пере­давалось из уст в уста, пока жрецы разыгры­вали священную драму (мистерию). Но вот на храмовой площадке появлялись два красивых жреца, одетых в женские одежды. На плече одного из них было написано «Исида», на плече другого — «Нефтида». Это были божественные супруга и сестра Осириса. Они садились по обе стороны от поверженной статуи бога и с плачем умоляли его встать, уверяя, что опас­ность миновала, что враги уже побеждены. Вдруг статуя сама собой поднималась (на самом деле ее, конечно, поднимали спрятанные в барке жрецы). Начиналось всеобщее ликование. Все кричали, что добрый бог ожил, что Осирис по­бедил смерть, что раскаленная пустыня, где обитает Сет, обезврежена и плодородная земля вновь даст людям свои плоды.

Совсем по-иному рассказывали о смерти и воскресении доброго бога растительности в Ва­вилонии. Когда наступала холодная зима, вавилонские жрецы заявляли, что богиня пло­дородия Иштар спустилась в подземный мир за своим возлюбленным — безвременно погибшим юным Таммузом (божеством весны). Приврат­ник «страны, откуда нет возврата», снял с прекрасной богини Иштар все одежды и укра­шения. И она томится там в вечном мраке, страдает от 60 болезней, а вокруг летают души умерших, одетые перьями, подобно птицам. Они питаются прахом и глиной и тоскуют по земной жизни. Одновременно с пленом богини прекратилась и жизнь растений на Земле. На многих из них засохли и опали листья. Увидев это, боги потребовали от царицы подземного мира освобождения Иштар и Таммуза. Когда они вышли на землю, началась весна, вся при­рода ожила. Так объясняли жрецы смену вре­мен года.

Впрочем, и про другого вавилонского бога, Мардука, рассказывали, что он умирает и воскресает ежегодно. В одном из храмов жрецы представляли суд злых демонов над добрым богом. Мардука допрашивали, били плетью и уводили на казнь, а народу показывали окро­вавленные одежды. А потом жрец, изображав­ший бога, появлялся при всеобщем ликовании— «Мардук воскрес из мертвых!» Верили в смерть и воскресение бога плодородия и некоторые другие земледельческие народы древности.

Финикияне устанавливали траур в память юного Адониса, будто бы убитого диким веп­рем в горах, и уверяли, что река Адонис (на­званная в честь бога) становится осенью крас­ной от крови погибшего бога. Правда, на­ходились трезвые люди, которые объясняли это «чудо» естественными причинами. Они говорили, что воды реки краснеют от песка, который осен­ние дожди смывают с Ливанских гор. Однако преодолеть суеверие было нелегко.

Вера в Адониса в III—II вв. до н. э. рас­пространилась и среди греков, объявивших его возлюбленным самой Афродиты, богини любви и красоты. Богиня, по их словам, долго искала тело Адониса, бродя босиком по диким скалам, и ноги ее были изранены камнями и шипами, но зато из капель ее крови выросли розы, а най­денный ею юный бог чудесным образом ожил.

Под влиянием всех этих верований сложи­лось позже и христианское учение о боге, доб­ровольно идущем на мученическую смерть для спасения людей. Рассказы о распятом на кресте Иисусе Христе во многом напоминают мифы об Осирисе, Таммузе и Адо­нисе.

Почему же возникли такие сходные рели­гиозные верования, которые по-разному вну­шают людям одну и ту же мысль о муках доб­рого бога? Это не было случайным. Бессилие древних людей перед природой, неумение под­чинить ее себе и разумно объяснить естествен­ные явления порождали веру в таинственные силы, управляющие миром.

Постепенно люди стали упорным трудом под­чинять себе природу, но старые верования в их сознании держались стойко. Представители гос­подствующих классов общества, к которым относились и священнослужители различных религий, энергично поддерживали предания о страданиях божества, будь то Осирис, Таммуз, Адонис или Иисус Христос. Боги-страдальцы ставились в пример людям. Трудящимся и угнетенным внушали, что не надо жаловаться на бедность, голод, тяжелый труд, что надо без­ропотно терпеть, что такова божественная воля.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ