.
Меню сайта
|
Умирающие и воскресающие богиУмирающие и воскресающие богиВ египетском городе Абидосе каждый год в четвертый месяц справляли праздник в честь доброго бога плодородия Осириса. Обширный храмовый двор заполняли толпы народа. Перед глазами зрителей двигалась барка с огромной статуей бога. Жрецы, изображавшие спутников Осириса, размахивали мечами и копьями, как бы отражая его врагов. Вдруг статуя с треском обрушивалась и храмовый двор оглашался громким плачем и пронзительными воплями: «Умер Осирис! Погиб великий бог!» Египтяне верили, что добрый бог Осирис и его супруга богиня Исида научили людей обрабатывать землю, сеять злаки и выращивать виноград, а потом добрый бог, давший людям пищу, был убит богом засушливых ветров пустыни, своим завистливым братом Сетом. О смерти Осириса жрецы рассказывали по-разному, противореча друг другу. Одни говорили, что Сет во время пира заманил Осириса в красивый гроб, захлопнул крышку и бросил в воду; другие — что Сет разрубил Осириса на 14 частей и разбросал куски его тела по стране, а Исида со слезами собрала их и соединила вместе. Особенно охотно рассказывали о том, как добрая богиня, прячась от Сета в болотах, родила и вырастила сына Гора (божество солнца), который победил потом своего дядю Сета и оживил Осириса. Много подобных чудесных рассказов передавалось из уст в уста, пока жрецы разыгрывали священную драму (мистерию). Но вот на храмовой площадке появлялись два красивых жреца, одетых в женские одежды. На плече одного из них было написано «Исида», на плече другого — «Нефтида». Это были божественные супруга и сестра Осириса. Они садились по обе стороны от поверженной статуи бога и с плачем умоляли его встать, уверяя, что опасность миновала, что враги уже побеждены. Вдруг статуя сама собой поднималась (на самом деле ее, конечно, поднимали спрятанные в барке жрецы). Начиналось всеобщее ликование. Все кричали, что добрый бог ожил, что Осирис победил смерть, что раскаленная пустыня, где обитает Сет, обезврежена и плодородная земля вновь даст людям свои плоды. Совсем по-иному рассказывали о смерти и воскресении доброго бога растительности в Вавилонии. Когда наступала холодная зима, вавилонские жрецы заявляли, что богиня плодородия Иштар спустилась в подземный мир за своим возлюбленным — безвременно погибшим юным Таммузом (божеством весны). Привратник «страны, откуда нет возврата», снял с прекрасной богини Иштар все одежды и украшения. И она томится там в вечном мраке, страдает от 60 болезней, а вокруг летают души умерших, одетые перьями, подобно птицам. Они питаются прахом и глиной и тоскуют по земной жизни. Одновременно с пленом богини прекратилась и жизнь растений на Земле. На многих из них засохли и опали листья. Увидев это, боги потребовали от царицы подземного мира освобождения Иштар и Таммуза. Когда они вышли на землю, началась весна, вся природа ожила. Так объясняли жрецы смену времен года. Впрочем, и про другого вавилонского бога, Мардука, рассказывали, что он умирает и воскресает ежегодно. В одном из храмов жрецы представляли суд злых демонов над добрым богом. Мардука допрашивали, били плетью и уводили на казнь, а народу показывали окровавленные одежды. А потом жрец, изображавший бога, появлялся при всеобщем ликовании— «Мардук воскрес из мертвых!» Верили в смерть и воскресение бога плодородия и некоторые другие земледельческие народы древности. Финикияне устанавливали траур в память юного Адониса, будто бы убитого диким вепрем в горах, и уверяли, что река Адонис (названная в честь бога) становится осенью красной от крови погибшего бога. Правда, находились трезвые люди, которые объясняли это «чудо» естественными причинами. Они говорили, что воды реки краснеют от песка, который осенние дожди смывают с Ливанских гор. Однако преодолеть суеверие было нелегко. Вера в Адониса в III—II вв. до н. э. распространилась и среди греков, объявивших его возлюбленным самой Афродиты, богини любви и красоты. Богиня, по их словам, долго искала тело Адониса, бродя босиком по диким скалам, и ноги ее были изранены камнями и шипами, но зато из капель ее крови выросли розы, а найденный ею юный бог чудесным образом ожил. Под влиянием всех этих верований сложилось позже и христианское учение о боге, добровольно идущем на мученическую смерть для спасения людей. Рассказы о распятом на кресте Иисусе Христе во многом напоминают мифы об Осирисе, Таммузе и Адонисе. Почему же возникли такие сходные религиозные верования, которые по-разному внушают людям одну и ту же мысль о муках доброго бога? Это не было случайным. Бессилие древних людей перед природой, неумение подчинить ее себе и разумно объяснить естественные явления порождали веру в таинственные силы, управляющие миром. Постепенно люди стали упорным трудом подчинять себе природу, но старые верования в их сознании держались стойко. Представители господствующих классов общества, к которым относились и священнослужители различных религий, энергично поддерживали предания о страданиях божества, будь то Осирис, Таммуз, Адонис или Иисус Христос. Боги-страдальцы ставились в пример людям. Трудящимся и угнетенным внушали, что не надо жаловаться на бедность, голод, тяжелый труд, что надо безропотно терпеть, что такова божественная воля. |
ПОИСК
Block title
|