.
Меню сайта
|
Скифские курганыСкифские курганыСкифы — древние племена, жившие на территории юга нашей страны. В VII — III вв. до н. э. скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Это была группа племен, родственных по культуре и языку. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена. Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки называли царями. Неполные и отрывочные сведения о скифах сохранились в трудах древнегреческих и римских авторов. Наиболее подробно рассказано о скифах в IV книге «Истории» Геродота, греческого историка V в. до н. э. Геродот ярко и красочно описал обряд похорон вождей царских скифов — царей. Кладбище скифских царей, по Геродоту, находилось в местности Геррос, где-то в районе днепровских порогов1. После смерти царя в этой местности рыли большую четырехугольную могилу. Покойника бальзамировали: извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и намазывали труп воском. Затем на траурной колеснице покойника возили по всем подвластным племенам. Скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали рот и нос, протыкали стрелами левую руку. После этого царя хоронили. Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Через год вокруг кургана расставляли 50 чучел из княжеских коней и прикрепляли к ним убитых слуг. Когда умирал рядовой скиф, то покойника везли лишь к родственникам и друзьям. Каждый из них устраивал поминки. Этот обряд длился 40 дней, после чего происходили похороны. И поныне на обоих берегах Днепра, недалеко от города Никополя, возвышаются знаменитые царские курганы скифов. Наиболее известные из них Чертомлык, Солоха и Мелитопольский. Этими древними погребениями уже давно заинтересовались археологи. Раскопки курганов скифских поселений не только подтвердили многое из рассказанного Геродотом, но и существенно дополнили письменные источники. Большинство царских скифских курганов относится к IV—III вв. до н. э.— периоду наибольшего экономического и политического могущества скифов. Курганы скифской знати — это огромные земляные насыпи высотой до 20 м и диаметром основания более 200 м. Погребальные сооружения состоят из глубокого колодца — входа и коридоров с подземными нишами: — камерами. Знатных скифов клали в могилы в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны (украшение в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы, золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями. В могилу мужчин-воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами в специальном футляре (горите), оправленном золотой пластиной, бронзовые панцири, пояса, шлемы. В специальных нишах ставили золотые и серебряные сосуды для питья. В больших бронзовых котлах оставляли пищу для покойников — часть туши лошади или коровы. В царских курганах, таких, как Чертомлык и Солоха, найдены погребения насильственно умерщвленных людей — жены царя, дружинников, слуг. С этими близкими к царю людьми также клали в могилу много имущества. Недалеко от царских гробниц обнаружены погребения конюхов, а рядом с ними в специальных ямах — захоронения лошадей. Это были верховые кони царя: на уздечках у них золотые, серебряные и бронзовые украшения. Встречаются в царских скифских курганах остатки погребальных колесниц и упряжных коней, на которых возили повозку с трупом царя. Часть предметов, найденных в погребениях скифских царей и знати, сделана скифами, но многие вещи изготовлены греческими мастерами, жившими в греческих колониях-городах Северного Причерноморья. Особенно интересны для историка предметы, на которых изображены картины из жизни скифов: военные эпизоды, сцены быта или охоты. Скифы поставляли в греческие города Северного Причерноморья зерно, шкуры, скот, рабов и в обмен на них получали ювелирные изделия, вино, масло и т. п. Доходы от торговли с греками составляли важную статью в бюджете скифской знати. Курганы рядовых скифов — невысокие земляные холмики высотой до 1 м. Внутри вырыт колодец с небольшой катакомбой — нишей для покойника. В погребениях простых скифов нет дорогих греческих вещей, золотых сосудов и украшений. Но и здесь для покойника оставляли мясо, а рядом нож с костяной рукояткой. В мужских погребениях встречается оружие, а в женских — незатейливые недорогие украшения и орудия труда. Скифы-кочевники жили в кибитках или в войлочных переносных юртах. Глиняные модельки скифских кибиток были найдены при раскопках, а изображения скифских юрт —в одном из склепов Керчи. Следов от поселений кочевников не сохранилось. Зато археологам известны неукрепленные поселения земледельческих племен скифов, особенно в окрестностях Ольвии и по нижнему течению Днепра. Геродот заметил, что у скифов не было укрепленных поселений. И действительно, первое значительное укрепленное городище- у них появилось только в конце V в. до н. э., т. е. позже того времени, когда Геродот путешествовал по земле скифов. Это городище находилось на левом берегу Днепра, на землях современных сел Каменки и Большой Знаменки Запорожской области. Оно занимало огромную площадь — около 12 км2— и было обнесено земляным валом и рвом. По гребню вала в древности шла кладка из сырцового кирпича. В южной части городища было сооружено дополнительное укрепление — цитадель,— последнее убежище в случае нападения врагов. Цитадель была и наиболее богатой частью городища: здесь жила скифская знать. В IV—III вв. до н. э., в ту эпоху, к которой относятся курганы, городище было главным ремесленным, а возможно, и политическим центром всей Скифии. Здесь изготовляли железные орудия труда, предметы конского убора, бронзовые наконечники стрел и различные украшения. Изделия ремесленников-металлургов были предназначены не только для жителей городища, но и для продажи. К концу III в. до н. э. территория, занятая скифами, значительно сократилась. С запада скифов оттеснили фракийские племена, пришедшие с Балканского полуострова; из-за Дона в степи Северного Причерноморья продвинулись сарматы. Во владении скифов остался лишь степной Крым и небольшой район по нижнему Днепру и Бугу/ Под натиском сарматов центр скифского царства был перенесен с нижнего Днепра в Крым. Столицей стал город Неаполь на реке Салгире (на восточной окраине современного Симферополя). Эта так называемая Малая Скифия просуществовала до конца III в. н. э. В это время происходят значительные изменения в хозяйстве и культуре скифов. Основным занятием большинства скифских племен стало земледелие. Продажа хлеба греческим городам Северного Причерноморья приносила скифской знати большую часть доходов. В то же время скифы не раз пытались захватить греческие города, богатевшие благодаря заморской торговле. В культуре поздних скифов сильно стало сказываться греческое влияние, с одной стороны, и воздействие сарматских племен с другой. Под влиянием сарматов изменилось вооружение (появились длинные мечи и копья), отдельные предметы быта и украшения скифов. Город Неаполь по образцу греческих городов был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями. В нем построили частные и общественные каменные здания, на площади поставили статуи. Представителей царского рода стали хоронить в каменном мавзолее, построенном у городской стены Неаполя, а рядовых скифов — на кладбище недалеко от города. Частые войны скифов с греческими городами и военные столкновения с сарматами, продвигавшимися на запад, сильно ослабили скифское царство. В конце III в. н. э. скифское царство было завоевано германскими племенами (готами и др.), пришедшими из Прибалтики. Скифы были частично уничтожены, частично слились с пришельцами. На рубеже V—VI вв. н. э. на части территории, ранее занятой скифами, расселились славянские племена. 1 Теперь там расположен город Никополь. |
ПОИСК
Block title
|