. Первое восстание бедноты и рабов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Первое восстание бедноты и рабов

Первое восстание бедноты и рабов

В музее голландского города Лейдена хра­нится длинный лист папируса, склеенный из 17 страниц и испещренный беглыми строчками. Это описание «бедствий» страны, сделанное неким писцом Ипусером (иногда это имя произносят не совсем точно — Ипувер).

Автор жалуется, что миновали хорошие вре­мена, когда в Египте царил порядок. Люди стали свирепыми. Всюду бродят шайки разбой­ников. Многие земледельцы боятся выходить из своих домов на полевые работы, а если какой-нибудь смельчак и отправляется па­хать землю, то обязательно захватывает с со­бой щит.

Все законы нарушены. Все в жизни страны перевернулось. «Земля перевернута, как гон­чарный круг!» — в отчаянии восклицает Ипусер.

Мы понимаем, почему этот представитель господствующего класса рабовладельцев то­скует и возмущается. Оказывается, бедняки захватили имущество богачей. «Тот, кто не имел собственного дома, бродил в лохмотьях, выпрашивая подаяния, теперь ходит в одежде из тончайшего полотна, мажется душистым ма­слом, пьет лучшие вина. Тот, кто не имел да­же ладьи, чтобы переправиться через Нил, за­владел целой флотилией кораблей, а прежний собственник смотрит на эти корабли, но они уже не принадлежат ему. Девушка, которая прежде смотрелась в воду, чтобы увидеть свое изображение, теперь причесывается перед до­рогим бронзовым зеркалом». Так описывает Ипусер народное восстание.

Но самое страшное, по мнению Ипусера, то, что к восставшим беднякам присоеди­нились совершенно бесправные рабы, которых даже не считали людьми, которых прежде можно было купить и продать, как скот, и да­же убить. Теперь многие из них добились сво­боды. Бывшие рабыни украсили шеи ожерель­ями, в которых бусы из сердолика и лазурита (полудрагоценные камни.— Ред.) перемежа­ются с золотыми и серебряными подвесками. А в это время благородные женщины голодают и проклинают свою судьбу.

Простые люди перестали страшиться цар­ских чиновников, рассказывает Ипусер. Они врываются в архивы, хватают свитки законов, судебные решения и предписания о взыскании недоимок. Все эти документы выбрасывают на улицу, топчут их ногами.

Когда сын князя про­бует сопротивляться беднякам, ему разбивают голову о стену. В конце концов повстанцы вры­ваются во дворец — и, горестно восклицает Ипусер, царь захвачен бедняками!

Обо всех этих событиях коротко сообщает и другой египетский писатель. Он ведет рассказ от лица древнего сказочного пророка Неферти, будто бы предсказавшего «времена бедствий» еще за тысячу лет до того, как они наступили. Неизвестный автор, говорящий от имени древнего пророка, описывает события с натуры, но высказывается не в настоящем, а в будущем времени.

«Все в стране будет разрушено,— заявляет он,— нижнее станет верхним, солнце померк­нет, и можно будет смотреть на него, не жму­рясь, невозможно будет определить время по солнечным часам, бедный станет накапливать сокровища, а вельможа станет ничтожным». Таким образом, переворот, происшедший в жиз­ни людей, приравнивается к стихийным ката­строфам.

Под видом пророчества автор описы­вал уже совершившиеся события. Это произ­ведение, написанное на папирусе, хранится в Ленинграде (в Государственном Эрмитаже) и было впервые изучено выдающимся русским египтологом В. С. Голенищевым.

Оба эти повествования в поэтической форме сообщают нам, хотя не без преувеличений и ис­кажений, о событиях, происходивших в действительности. Многие подробности изображены очень ярко и красочно; чувствуется, что авто­ры наблюдали все собственными глазами.

Когда же произошло это древнейшее из известных историкам восстание народных масс? Найденные документы не дают даты, не называют имени фараона, сброшенного с трона, и имен вождей восстания. Однако упоминается, что в разгар вооруженной борьбы извне вторг­лись в Египет азиатские племена, а мы знаем точно, что за 1700 лет до н. э. страна действи­тельно была покорена гиксосами — кочевыми племенами, пришедшими из Передней Азии. Выдающийся советский ученый акад. В. В. Стру­ве на основании этого факта и ряда других соображений пришел к выводу, что грандиоз­ное восстание египетских рабов и бедняков произошло в середине XVIII в. до н. э. (около 1750 г. до н. э.).

Трудящиеся массы расправились со своими угнетателями и захватили их имущество, но не могли уничтожить сам рабовладельческий строй. Рабы и крестьяне в то время не представляли се­бе иной жизни, иных порядков, они стремились са­ми иметь богатство, власть и рабов. Поэтому их восстание было обречено на неудачу. Рабо­владельцы, собрав силы, снова восстановили свое господство.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ