. Великие пирамиды
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Великие пирамиды

Великие пирамиды

Около 5 тыс. лет назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце IV ты­сячелетия до н. э. правители одного из них под­чинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся да левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г. до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя греческие историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.

Египетская земля славилась своим плодо­родием, а населявший ее народ — исключи­тельным трудолюбием. Миллионы земледель­цев собирали щедрые урожаи зерна, фруктов и овощей и значительную часть сдавали цар­ским сборщикам. Тех, кто пытался что-нибудь скрыть от взора фараоновых слуг, жестоко избивали пальмовыми ветвями. Скотные дворы фараона были переполнены коровами и козами, ослами и свиньями, а дворцовые птичники —бесчисленными стадами гусей и уток. Царю при­надлежали золотые и медные рудники и ка­меноломни, где изнемогали от непосильного труда военнопленные, обращенные в рабство. В руках фараонов сосредоточивались огромные богатства и неограниченная власть.

Дед и отец Хеопса тратили свои богатства не только на придворную роскошь и вели­чественные гробницы — пирамиды, которые дол­жны были увековечить имена грозных пра­вителей. Их рабы воздвигали плотины, про­рывали каналы, устраивали шлюзы, чтобы равномерно распределять воды Нила для оро­шения полей. Благодаря этому с полей Егип­та снимались высокие урожаи, что приноси­ло фараонам новые и новые доходы.

Хеопс же думал только о том, чтобы просла­вить себя. Льстивые и хитрые жрецы говорили ему: «Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем,— это гостиницы. Подлинное жили­ще человека — гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гроб­нице». И Хеопс решил сократить по возмож­ности государственные расходы, а большую часть своих доходов тратить на создание гроб­ницы, которая будет выше и величественнее всех прежних царских гробниц.

Чужеземных рабов не хватало, и к работам стали привлекать земледельцев-египтян. Фа­раон велел выбирать для работы самых креп­ких и выносливых. Каждый земледелец должен был отработать на строительстве пирамиды треть года. В столицу Мемфис, по словам греческого историка Геродота, жившего в V в. до н. э., согнали до 100 тыс. человек. Кор­мили их черствыми лепешками, сушеной рыбой, чесноком и редькой. Многие умирали, но на сме­ну им гнали все новых и новых...

Первые десять лет ушли на подготовитель­ные работы. Прокладывали удобный путь к ме­сту стройки, выбранному на западном берегу Нила (около предместья современного города Каира — Гиза), рыли подземные тайники и за­кладывали фундамент. А в каменоломнях к во­стоку от Нила скалывали глыбы известняка и перевозили их на западный берег. После этого 20 лет строилась гигантская каменная пирамида. Строительство ее было завершено на 31-м году правления царя.

2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом 2,5 т каждая были гладко обтесаны медными ору­диями (железных орудий в то время еще не было) и плотно прилажены друг к другу. Высота пирамиды была 280 локтей (около 147 м), т. е. примерно достигала высоты со­временного сорокаэтажного дома. Обтесанные плиты были уложены с таким совершенст­вом, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку. Вход в пирамиду находился на северной стороне. Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру (10 X 5 X 5 м), в которой был установлен цар­ский гроб — саркофаг. К сожалению, он не сохранился до нашего времени, но предпола­гают, что он был высечен из камня. Боковой коридор вел в склеп царицы.

Хеопс добился своей цели, хотя трудовой народ роптал и даже рабовладельческая знать была недовольна чрезмерными затратами, исто­щавшими страну.

После смерти царя верные слуги выполнили все, что предписывалось старинными обычаями. Они вскрыли труп царя, извлекли мозг и внутренности, продержали тело 70 дней в со­леной воде, залили душистой смолой и обер­нули готовую мумию погребальными пеле­нами. Египтяне верили, что возможно воскре­шение мертвых. Они считали, что душа умер­шего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Сначала в мумии пре­вращали только тела царей, а впоследствии и всех знатных рабовладельцев. Вокруг пира­миды фараона располагались гробницы вель­мож и чиновников. Владельцы богатых поме­стий и роскошных домов хотели и после смерти отличаться от простых людей. Бедняков же просто завертывали в циновку и зарывали.

Саркофаг с мумией царя положили на огромные салазки, запрягли быков и погнали их на запад, где, по учению жрецов, находился вход в загробный мир. Плакальщики и пла­кальщицы оглашали воздух дикими воплями. Жрецы закололи в жертву душе умершего бы­ков и гусей. Царскую мумию поместили внутри пирамиды и вход в гробницу замуровали.

Во время одного из восстаний, подробности которого нам неизвестны, мумия была выбро­шена из склепа и бесследно исчезла.

От повелителя, построившего себе величай­шую пирамиду, которую в древности причис­ляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное здание, соз­данное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось от времени. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, так что пи­рамида понизилась на 9 м.

В 1953 г. два египетских археолога откопали среди песков невдалеке от пирамиды тайник на глубине 17 м, перекрытый каменными бло­ками. Внутри оказалась огромная деревянная ладья фараона в 35 м длиной с двумя рядами весел. Египетские жрецы изготовили эту ладью, чтобы царственный покойник мог поплыть в ней после смерти по небесным волнам в дале­кое царство мертвых.

На следующий год другой египетский архео­лог разыскал в песках новую пирамиду — фараона Хесемхета, жившего за сто лет до Хе­опса. Пирамида, к счастью, была нетронутой. Ни один грабитель в нее не проник. Во внутрен­ней камере находился алебастровый гроб, очень хорошо сохранившийся, но, к разочарованию ученого, он оказался пустым. У древних егип­тян существовал обычай строить ложные гроб­ницы (кенотафы). Предполагают, что пустой гроб был запасным, на случай, если душа умер­шего захочет покинуть постоянную гробницу и переселиться в другую.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Жрецы внушали народу, что и после смерти фараон останется властителем и на него будут работать толпы слуг. Египетская рели­гия учила, что бедняки и рабы не имеют ника­кой надежды на счастливую жизнь даже в за­гробном мире. Только фараоны и вельможи будут блаженствовать после смерти так же, как и при жизни. В загробном мире, по пред­ставлению египтян, существует такое же нера­венство, как и на земле: одни трудятся, а дру­гие пользуются властью и богатством.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ