. Библиотека царя Ашшурбанапала
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Библиотека царя Ашшурбанапала

Библиотека царя Ашшурбанапала

Более 2500 лет назад на левом берегу реки Тигра стоял крупный город Ниневия. Еще в VII в. до н. э. Ниневия была столицей могу­щественного рабовладельческого государства Ассирии.

Но в 612 г. до н. э. индийские1 и вави­лонские войска захватили Ассирию и подо­жгли Ниневию. Много дней в городе бушевал пожар. Город был разрушен, уцелевшие жи­тели бежали.

Шли годы. Постепенно над развалинами образовались большие холмы, и через 200 лет никто уже точно не знал, где был расположен этот город...

В 1849 г. английский путешественник Лей-ярд, отыскивая памятники древности, стал раскапывать холм около небольшой деревни Куюнджик на левом берегу реки Тигра. Вскоре он обнаружил какие-то развалины, погребен­ные под слоем земли. Оказалось, что это дво­рец ассирийского царя Ашшурбанапала (668 — 626 гг. до н. э.). Так была найдена древняя Ниневия.

Постепенно откопали весь дворец. Он был построен на высокой и обширной искусствен­ной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами. Релье­фы на стенах комнат и коридоров изображали охоту ассирийских царей на львов и сцены из военных походов.

Во дворце Лейярд нашел около 30 тыс. небольших глиняных табличек разнообразной формы, они образовали целый пласт высотой в полметра. Таблички были исписаны очень мелкими клинообразными знаками. Такой кли­нописью пользовались в древности народы Междуречья. Каждый значок этого письма состоял из клинышков в разных сочетаниях и обозначал слог или слово. Для лучшей сохран­ности глиняные плитки были обожжены или высушены на солнце.

Лейярд думал, что эти глиняные таблички не имеют большой ценности, его больше инте­ресовали красивые вещи и рельефы на стенах дворца, но он все же отправил таблички в Лон­дон. Лет двадцать пролежали они неразобран­ными в Британском музее: в то время ученые еще только делали первые шаги в расшифровке вавилонской клинописи. Наконец, историки научились читать вавилонские письмена. Проч­ли они и таблички из дворца Ашшурбанапала. И только тогда стало ясно, какую огромную ценность представляет собой находка. Это была целая библиотека, подобранная заботливо и с большим умением.

Ашшурбанапал хорошо знал письменность и науку своего времени. По его повелению писцы снимали копии с глиняных книг, хра­нившихся в библиотеках и архивах храмов Вавилона и других центров древней культуры Междуречья. А эти библиотеки составлялись в течение многих столетий.

Так, во дворце Ашшурбанапала было собра­но несколько тысяч глиняных книг. Они со­стояли из многих «листов» — табличек одина­кового размера. На каждой табличке внизу было написано название книги и стоял номер «листа». Заглавием книги служили начальные слова первой таблички.

В библиотеке книги размещались в опреде­ленном порядке, по отраслям знаний. Поиски нужной книги облегчали каталоги — списки, где указывалось название книги и число строк в каждой табличке. На всех глиняных «листах» стоит библиотечный штамп со словами: «Дво­рец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии».

Содержание глиняных книг очень разно­образно. Среди них грамматики, хроники (за­писи событий по годам), рассказывающие о важнейших исторических событиях Вавило­нии и Ассирии, договоры между различными странами, законы, отчеты о строительстве цар­ских дворцов, донесения чиновников, сообще­ния лазутчиков о положении в соседних стра­нах, списки подвластных Ассирии народов с указанием размеров поступавших с них пода­тей, сочинения по медицине, письма, перечни животных, растений и минералов, бухгалтер­ские книги царских хозяйств, различные жало­бы, договоры, документы, составлявшиеся при покупке дома или рабов. Глиняные таблички многое рассказали ученым об истории, куль­туре, хозяйстве и религии народов древнего Междуречья.

В этой библиотеке, крупнейшей для своего времени, были собраны книги, подводящие итоги научным достижениям шумеров2, ва­вилонян и ассирийцев.

Вавилонские и ассирийские жрецы хорошо знали математику. Уже в начале II тысячеле­тия до н. э. вавилоняне решали довольно слож­ные геометрические задачи по измерению пло­щадей, умела составлять планы городов, двор­цов и храмов.

В библиотеке хранились сочинения и по астрономии. В большинстве своем это копии более древних книг, составленных за тысячу с лишним лет до Ашшурбанапала. По этим книгам можно проследить зарождение и раз­витие астрономической науки. В древнем Меж­дуречье при храмах строились многоэтажные (чаще семиэтажные) башни — зиккураты. С са­мого верхнего этажа зиккуратов жрецы из года в год вели наблюдения за движением небесных светил.

Вавилоняне и ассирийцы умели рассчиты­вать время лунных и солнечных затмений, знали движение небесных светил, видимых простым глазом. Они умели также отличать планеты от звезд. Сохранились таблицы с аст­рономическими вычислениями расстояний меж­ду звездами.

На основании наблюдений за движением Солнца, Луны и звезд жрецы составили ка­лендарь. Этот календарь указывал, когда будут разливы рек или спад воды и, следова­тельно, когда нужно начинать сельскохозяйст­венные работы.

Вавилонские астрономы пользовались ши­рокой известностью у других древних народов. Однако ассиро-вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией — лженау­кой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам.

Ассирийцы захватили многие соседние госу­дарства, даже Египет, и вели торговлю с более далекими странами. Поэтому ассирийцы были довольно хорошо осведомлены о природе и населении стран древнего Востока. Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанапала геогра­фические карты. Еще очень примитивные, эти карты все же охватывали большую территорию — от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с на­званиями стран, городов и рек. Однако о строе­нии Земли у вавилонян и ассирийцев были самые фантастические представления (см. т. 1 ДЭ, ст. «Представления древних народов о Земле»).

Медицина в то время была тесно связана с магией, т. е. колдовством. Вавилоняне и асси­рийцы верили, что все болезни вызываются злыми духами, проникшими в человеческий

организм. Чтобы вылечить болезнь, врач стре­мился изгнать злого духа из тела больного молитвами и заклинаниями. Иногда врачи ле­пили из глины изображения злых духов и разрушали их, полагая, что от этого больной может выздороветь.

Больших успехов достигла хирургия, так как она была основана на изучении анатомии человеческого организма. Любопытно, что в то время сердце считали органом разума, а о роли мозга ничего не знали.

Ассирийские писцы знали не только свой ассиро-вавилонский, но также и древний шу­мерский язык. Шумеры изобрели клинописное письмо еще в конце IV тысячелетия до н. э. Позже вавилоняне и ассирийцы заимствовали шумерскую клинопись. В библиотеке Ашшурбанапала были найдены шумеро-вавилонские словари, сборники текстов на шумерском язы­ке с пояснениями трудных для понимания мест, таблицы клинописных знаков, сборники грамматических примеров и упражнений. Они очень помогли европейским ученым в XIX в. расшифровать шумерскую письменность и изу­чить шумерский язык.

Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания шумеров, вавилонян и ассирийцев. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное произведение в стихах — эпос о сказочном герое Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше возник в Шумере около 2400 г. до н. э., а потом был переведен и на ассиро-вавилонский язык. Вот о чем говорит это сказание.

Гильгамеш, сын богини Нинсун и смерт­ного человека, в незапамятные времена царст­вовал в городе Уруке. Он был мудрым прави­телем и обладал богатырской силой. Гильга­меш заставил все население строить стены во­круг города. Недовольные этой повинностью, жители Урука обратились к богам с просьбой создать такое существо, которое побороло бы Гильгамеша. Боги создали полузверя-получе­ловека Энкиду.

Но когда Гильгамеш и Энкиду вступили в единоборство, ни один из них не смог победить своего противника. Тогда они стали друзьями и совершили вместе много подвигов.

Но вскоре Энкиду умер. Это привело Гиль­гамеша в отчаяние. Он стал бояться смерти и отправился к своему отдаленному предку Утнапиштиму, жившему на краю света. Боги даровали Утнапиштиму бессмертие за его пра­ведный образ жизни, и Гильгамеш захотел узнать от него, как можно стать бессмертным. Преодолев множество трудностей, Гильгамеш нашел Утнапиштима. Тот после долгих коле­баний рассказал Гильгамешу, что нужно съесть «траву жизни», которая растет на дне океана. Гильгамеш достал эту траву со дна океана. Но он хотел бессмертия не только для себя и решил принести траву жителям своего род­ного города Урука, чтобы весь народ узнал счастье вечной молодости. На обратном пути в Урук Гильгамеш решил искупаться и оста­вил «траву жизни» на берегу моря. Змея нашла эту траву, съела ее и стала бессмертной. А Гильгамеш, грустный, возвратился в свой родной Урук.

В этой фантастической сказке есть свой глубокий смысл.

Поэма воспевает волю к жизни, мужество героя, идущего к своей цели через все ис­пытания, которые посылают ему коварные, злые и мстительные боги, олицетворяющие грозные силы природы.

В своем эпосе древние вавилоняне вырази­ли стремление человека познать законы при­роды, тайны жизни и смерти, обрести бес­смертие.

Множество и других ценных сведений о язы­ке, истории, науке, быте, обычаях и законах древних народов Двуречья сохранила для нас глиняная библиотека Ашшурбанапала.


1 Мидия — древнее государство, находившееся на северо-западе Иранского плоскогорья.


2 Шумеры — жители древнейшего Шумерского цар­ства в нижнем течении рек Тигра и Евфрата, территория которого впоследствии составила южную часть Вави­лонии.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ