. Законы и суд в древнем Вавилоне
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Законы и суд в древнем Вавилоне

Законы и суд в древнем Вавилоне

В 1901—1902 гг. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении ряда веков был сто­лицей могущественного государства Элам, во­сточного соседа древней Вавилонии. Неожи­данно лопата одного из рабочих ударилась о какой-то камень. С большими предосторож­ностями, чтобы не попортить интересный пред­мет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а затем два других куска каменного столба. Ученым сразу бросились в глаза надписи и изображения, вырезанные искусным резчиком на гладко отшлифованной поверхно­сти черного камня. С трудом удалось составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки и почти полностью восстановить, если не считать нескольких трещин и выбоин, за­кругленный базальтовый столб в 2 м высотой.

На лицевой стороне наверху были выре­заны две рельефные мужские фигуры с внуши­тельными окладистыми бородами в длинных, ниспадающих до пят одеждах. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперед руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в почтительной позе.

Под изображением шла длинная надпись причудливыми клинообразными знаками.

Находка была перевезена в Париж и выстав­лена в одном из залов Луврского музея. В Мо­сковском государственном музее изобразитель­ных искусств им. А. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок. Вавилонские клино­писные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский язык вы­дающийся ученый В. Шейль. Затем последо­вали переводы на другие языки, в том числе и на русский.

Оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н. э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и разрешал ему творить от имени богов суд и расправу над всеми своими подданными.

Вавилон был одним из крупнейших городов древнего Востока, возникших еще в III тыся­челетии до н. э. в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в. до н. э. Вавилон стал столицей большого рабовладельческого государства, пра­вители которого подчинили себе многие сосед­ние области. Хаммурапи был шестым царем Вавилона. Имя его стало известно европейским ученым еще до находки каменного столба.

Ко времени царствования Хаммурапи Меж­дуречье было раздроблено на ряд независимых и враждовавших между собой небольших госу­дарств. Хаммурапи, совершив ряд удачных

военных походов, объединил под своей властью все эти госу­дарства — от Персидского за­лива до Ассирии включитель­но. На северо-западе он завла­дел богатым и цветущим городом Мари, через который шел путь к Средиземному морю. В это вре­мя древневавилонское царство достигло своего наивысшего мо­гущества.

Стремясь укрепить рабовла­дельческое государство, Хаммурапи установил законы, охра­нявшие интересы рабовладель­цев. Их было 282, и вместе они составили свод законов. Во вступлении к этому своду Хаммурапи заявлял, что законами он защищал слабого от сильно­го. Правда ли это?

Перенесемся на 37 столетий назад и представим себе пло­щадь древнего Вавилона перед храмом верховного бога Мардука. У ворот храма на высо­кой кирпичной площадке по­ставлено кресло, украшенное золотом и слоновой костью. На нем важно восседает царский судья. Справа и слева от не­го на скамьях расселись жрецы и старейшины. Один за другим подходят жалобщики, ответчи­ки и свидетели.

Вот бедный старик жалует­ся, что его сын умер в доме ростовщика 1, где отрабатывал долг своего отца: «Ростовщик бил моего сына, морил его го­лодом и заставлял работать по ночам. А мой сын не раб. Он вавилонянин родом, а не чужеземец. Он только три года дол­жен был провести в доме рос­товщика. На четвертый год по закону царя его должны были отпустить на свободу. Кто вер­нет мне моего сына, которому оставался всего год до окон­чания срока подневольной работы?»

По законам Хаммурапи не уплатившего долг бедняка или его семью на три года обраща­ли в рабство.

Ростовщик приводит свиде­телей. Они заявляют, что осмот­рели тело убитого и не нашли на нем ран. Только на спине об­наружены следы плети, но бить должника хозяин имел право. Ростовщик клянется, что сын должника умер от болезни. Судья признает богатого рос­товщика невиновным. Он знает, что богач по обыкновению при­шлет ему щедрые подарки.

Далее судят строителя, ко­торый построил кирпичный дом так непрочно, что стена обвалилась и задавила хозяйского сы­на. «Ты лишил по своей небрежности благородного человека его сына. За это и ты по­теряешь своего сына. Око за око, зуб за зуб, человека за че­ловека. Отдай любого из своих сыновей», — говорит судья. «Но мои дети ни в чем не виноваты!» — «Тогда иди сам на казнь!» И несчастный отец вынужден отдать на казнь своего младшего сына.

Наконец, приводят бледного испуганного старика. Соседи видели, что он лепил из воска фигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверное, ночью он бросает фигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание: «Я не воск сокрушаю, а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю его печень». Тщетно скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злого умысла. Озлобленные соседи не верят ему. Судья и свидетели идут к берегу Евфрата. Обвиняемого связывают и бросают в воду. Он камнем идет ко дну. Полумертвого старика из­влекают из воды и присуждают к смертной казни — сама божественная река изобличила его. Все убеждены, что если

1 Ростовщик — человек, даю­щий деньги в рост, т. е. в долг под большие проценты.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ