. Верования первобытного человека
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Верования первобытного человека

Верования первобытного человека

На протяжении сотен тысячелетий перво­бытный человек не знал религии. Зачатки ре­лигиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла воз­никнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы, с которыми он сталкивался в повседневной жиз­ни. Наблюдая смену дня, ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явле­ния. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяли в сознание наших дале­ких предков тревогу и ужас. Постепенно у лю­дей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей соб­ственной и об окружающей их внешней при­роде»,— писал Энгельс.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм — представление, что все чле­ны одного рода происходят от определенного животного — тотема. Иногда тотемом счита­лось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное живот­ное, если оно этого захочет, может превра­титься в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Живот­ное, которое считалось тотемом, было священ­но — его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, поклонялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и до настоя­щего времени в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жи­тели Австралии в пору ее открытия европей­цами также верили в родство каждого племени с каким-либо животным, которое считалось тотемом. Если австралиец принадлежал к то­тему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род, принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки, назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздей­ствовать на природу различными «чудодейст­венными» приемами и заклинаниями. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура мед­ведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы от дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д'Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног.

Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать живот­ное. Они верили, что заколдованное животное само позволит убить себя. Такие же магиче­ские обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они испол­няли магические пляски «танец бизона».

Участники танца, держа в руках оружие, наде­вали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту. Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда дру­гие пускали в его сторону стрелы или бросали копья. Когда таким образом «поражали» бизо­на, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу.

«Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп» — такова сущность первобытной магии.

Постепенно развивалась новая форма рели­гии — культ природы. Суеверный страх человека перед грозной природой вызы­вал желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от ла­тинского слова «анимус» — дух).

Сон, обмо­рок, смерть первобытные люди объясняли ухо­дом духа (души) из тела. С анимизмом свя­заны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойни­ком в могилу клали его личные вещи — укра­шения, оружие и запасы пищи. По представле­нию первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни.

Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мас д'Азиль в предгорьях Пиренеев. Они обнаружили боль­шое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были несложны, но разно­образны. Это комбинации из точек, овалов, чер­точек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и т. п. Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.

Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского пле­мени арунта, стоявшего на весьма низкой сту­пени развития. Арунта имели склады раскра­шенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека его душа переселяется в чурингу. Каждый арунта имел свою чурингу, вместили­ще души его предка, свойства которого он унаследовал.

Чуринги живых и умерших хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурингам. Время от времени они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой — цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевле­нием всей природы. Постепенно развились ре­лигиозные представления о духах земли, солн­ца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и вос­кресающих богах.

С разложением первобытной общины, воз­никновением классов и рабовладельческих го­сударств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются другие. Возникли мифы о родственной связи ца­рей с богами. В господствующей верхушке об­щества появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали ре­лигию в интересах эксплуататоров.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ