. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. 32 года среди диких австралийцев
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. 32 года среди диких австралийцев

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. 32 года среди диких австралийцев

Еще в глубокой древности люди находили в земле странные каменные предметы, удиви­тельно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники стрел и копий, охотничьи ножи, пилы... Сверхъестественное происхождение подобных находок ни у кого не вызывало сомнений. На древнем Востоке поклонялись «громовым топорам» как таинст­венным и грозным божествам. Древние греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники стрел,— «острия громовых стрел» — могут отклонять удары молний и отводить вредоносные чары волшебников. Подобные суе­верия сохранялись и в средние века.

Лишь в XVI и XVII вв. некоторые ученые начали наконец догадываться, что «громовые топоры» и «острия молний» созданы человече­скими руками. Такому совершенно новому взгляду способствовали Великие географиче­ские открытия XVI —XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха Великих географических открытий»). Изумленной Европе открылся целый мир наро­дов, населявших обширные пространства Се­веро-Восточной и Южной Азии, Тропической Африки, Америки, Австралии и Океании. Мо­реплаватели и землепроходцы сообщали все новые и новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы с добыванием и употреблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лон­дона, Мадрида, Лиссабона, Амстердама и Пе­тербурга появилось множество изделий этих народов.

Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи с «громовыми топорами» и «остриями молний». Более того, у многих ученых возникла смелая для этой эпохи мысль о том, что не только орудия из камня или кости, но и весь образ жизни современных «дикарей» во многом похож на образ жизни первобытных предков цивилизованных народов. В дальней­шем десятки энтузиастов путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о «малокультурных», как их тогда называли, народах.

32 года среди диких австралийцев

Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь диких пле­мен, был Вильям Бакли. В начале XIX в. его вместе с другими осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями в далекой Австралии.

Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах. Случайно на­ткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители Австралии) спасли его от го­лодной смерти.

Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном воз­расте. Его подробный многодневный рассказ был записан и издан в 1835 г.

Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них не было домашних живот­ных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли из камня, рако­вин, костей и дерева. Этими грубыми инстру­ментами они мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки и сумки, вили веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.

Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, опустошали птичьи гнез­да, отбирали мед у пчел и ос, вылавливали мол­люсков и ракообразных на морском побережье.

Там, где пищи было много, аборигены раз­бивали лагерь, задерживаясь на одном месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках строили прочные хижины-шалаши из жердей, веток, камней, земли, торфа.

Посуды для приготовления пищи у австра­лийцев не было. Зато каждая австралийская семья имела в своем распоряжении так назы­ваемую зернотерку — большой плоский ка­мень, на котором женщины небольшим булыж­ником растирали твердые корни и зерна, рас­калывали орехи, дробили кости животных. Корни, клубни, семена предварительно вы­мачивали в воде или подпекали в костре, а уж затем растирали на камне. Змей сворачи­вали кольцом и запекали в золе. Мелких жи­вотных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на части и жарили на раскаленных камнях, забросав сверху кусками коры и песком.

Как только естественные запасы пищи исто­щались, люди двигались дальше, захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья, метательные пали­цы — бумеранги, палки для добывания огня; женщины корытца из коры, сосуды для воды из сушеных тыкв, мешки и сумки, пле­тенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и маленьких детей.

Единственной одеждой взрослым служили наброшенные на плечи и подвязанные спереди у шеи шкуры кенгуру или динго.

Каждая община, т. е. группа совместно жи­вущих людей, состояла из некоторого числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка дело даже дохо­дило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали друг друга в гости, устраи­вая время от времени шумные совместные пиры, празднества, вместе охотились и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и изделиями; члены соседних общин вступали в браки и т. д. Аборигены Австралии отнюдь не были ка­ким-то странным исключением. Со временем племена полубродячих охотников и собирате­лей были обнаружены учеными и путешествен­никами и во многих других уголках мира: в Северной и Южной Америке — индейские пле­мена (шошоны, команчи, индейцы Калифорнии, ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в Африке — бушмены, в Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, семанги, аэта. По­всюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и семейный быт, общинная организация в главных своих чертах, несмот­ря на тысячи местных особенностей, были уди­вительно похожи.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ