.
Меню сайта
|
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. 32 года среди диких австралийцевПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. 32 года среди диких австралийцевЕще в глубокой древности люди находили в земле странные каменные предметы, удивительно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники стрел и копий, охотничьи ножи, пилы... Сверхъестественное происхождение подобных находок ни у кого не вызывало сомнений. На древнем Востоке поклонялись «громовым топорам» как таинственным и грозным божествам. Древние греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники стрел,— «острия громовых стрел» — могут отклонять удары молний и отводить вредоносные чары волшебников. Подобные суеверия сохранялись и в средние века. Лишь в XVI и XVII вв. некоторые ученые начали наконец догадываться, что «громовые топоры» и «острия молний» созданы человеческими руками. Такому совершенно новому взгляду способствовали Великие географические открытия XVI —XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха Великих географических открытий»). Изумленной Европе открылся целый мир народов, населявших обширные пространства Северо-Восточной и Южной Азии, Тропической Африки, Америки, Австралии и Океании. Мореплаватели и землепроходцы сообщали все новые и новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы с добыванием и употреблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лондона, Мадрида, Лиссабона, Амстердама и Петербурга появилось множество изделий этих народов. Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи с «громовыми топорами» и «остриями молний». Более того, у многих ученых возникла смелая для этой эпохи мысль о том, что не только орудия из камня или кости, но и весь образ жизни современных «дикарей» во многом похож на образ жизни первобытных предков цивилизованных народов. В дальнейшем десятки энтузиастов путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о «малокультурных», как их тогда называли, народах. 32 года среди диких австралийцев Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь диких племен, был Вильям Бакли. В начале XIX в. его вместе с другими осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями в далекой Австралии. Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах. Случайно наткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители Австралии) спасли его от голодной смерти. Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном возрасте. Его подробный многодневный рассказ был записан и издан в 1835 г. Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них не было домашних животных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли из камня, раковин, костей и дерева. Этими грубыми инструментами они мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки и сумки, вили веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок. Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, опустошали птичьи гнезда, отбирали мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков и ракообразных на морском побережье. Там, где пищи было много, аборигены разбивали лагерь, задерживаясь на одном месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках строили прочные хижины-шалаши из жердей, веток, камней, земли, торфа. Посуды для приготовления пищи у австралийцев не было. Зато каждая австралийская семья имела в своем распоряжении так называемую зернотерку — большой плоский камень, на котором женщины небольшим булыжником растирали твердые корни и зерна, раскалывали орехи, дробили кости животных. Корни, клубни, семена предварительно вымачивали в воде или подпекали в костре, а уж затем растирали на камне. Змей сворачивали кольцом и запекали в золе. Мелких животных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на части и жарили на раскаленных камнях, забросав сверху кусками коры и песком. Как только естественные запасы пищи истощались, люди двигались дальше, захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья, метательные палицы — бумеранги, палки для добывания огня; женщины корытца из коры, сосуды для воды из сушеных тыкв, мешки и сумки, плетенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и маленьких детей. Единственной одеждой взрослым служили наброшенные на плечи и подвязанные спереди у шеи шкуры кенгуру или динго. Каждая община, т. е. группа совместно живущих людей, состояла из некоторого числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка дело даже доходило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали друг друга в гости, устраивая время от времени шумные совместные пиры, празднества, вместе охотились и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и изделиями; члены соседних общин вступали в браки и т. д. Аборигены Австралии отнюдь не были каким-то странным исключением. Со временем племена полубродячих охотников и собирателей были обнаружены учеными и путешественниками и во многих других уголках мира: в Северной и Южной Америке — индейские племена (шошоны, команчи, индейцы Калифорнии, ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в Африке — бушмены, в Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, семанги, аэта. Повсюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и семейный быт, общинная организация в главных своих чертах, несмотря на тысячи местных особенностей, были удивительно похожи. |
ПОИСК
Block title
|