.
Меню сайта
|
Для чего нам нужна наука историяДля чего нам нужна наука историяВсе вы, юные читатели, изучаете в школе историю. В классе вам рассказывали о египетских рабах, строивших великие пирамиды, которые и до сих пор еще удивляют людей своими огромными размерами. Вы слышали о замечательной древнегреческой культуре, любовались на фотографиях величественными развалинами удивительных по красоте зданий, построенных греками. Некоторые из вас видели в музеях великолепные статуи, созданные греческими и римскими скульпторами. Вы восхищались героизмом Спартака, вождя крупнейшего восстания римских рабов, и подвигами Жанны д'Арк. Вас, конечно, интересовали события нового времени, такие, как английская или французская революция. С особым вниманием и волнением вы слушали рассказы и читали книги о недавнем прошлом нашей Родины: о таких событиях, как революция 1905 г., Февральская революция и свержение царизма в 1917 г. и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция. Вы знаете, что эта революция открыла новый период в истории всего человечества, период крушения капитализма и торжества социализма и коммунизма во всем мире. Откуда же у нас эта уверенность, откуда мы знаем, что коммунистическое общество утвердится во всем мире? На этот вопрос и отвечает наука история, изучающая развитие человеческого общества с древнейших времен и до наших дней. История — это не просто собрание рассказов о прошлых событиях и лицах. Как и всякая наука, история стремится открыть в своей области закономерности, законы развития человеческого общества. Как же узнать эти законы и можно ли вообще их открыть? Долго люди думали над тем, чтобы в кажущемся хаосе исторических событий, фактов и деятельности отдельных лиц отыскать какой-то смысл и не только понять прошлое и настоящее, но и, возможно, заглянуть в будущее. Почему рушатся одни государства, а другие процветают, почему исчезли некоторые народы под ударами завоевателей, почему погибли целые культуры и там, где когда-то была кипучая жизнь, теперь расстилается пустыня? На эти вопросы раньше отвечали так: это воля бога или богов; они наказывают одних и покровительствуют другим. Или еще проще: такова судьба! Так объясняли исторические события и в древности, и в средние века. Разница была лишь в том, что в древности говорили о многих богах, а в средние века — об одном боге. Позже ученые начали утверждать, что историю делают «великие люди», которые ставят перед собой те или иные цели и стараются их осуществить. «Великие люди» заставляют-де народы действовать в желательном направлении. Но почему тот или иной исторический деятель ставил себе именно эти, а не какие-нибудь другие задачи и цели, почему одному удавалось достигнуть своих целей, а другой терпел неудачу,— на это никто не мог ответить. Были ученые-мыслители, которые объясняли ход истории распространением разумных идей, просвещения. «На историю,— говорит Энгельс,— они смотрели как на постепенное осуществление идей, разумеется, любимых идей каждого данного философа». Впервые законы развития общества были открыты вождями пролетариата К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным и Коммунистической партией. Изучая историю человеческого общества, классики марксизма-ленинизма пришли к выводу, что развитие общества зависит в первую очередь от того, как совершенствуется способ добывания средств к жизни — пищи, одежды, жилища и т. д. Человек работает при помощи орудий труда. Но он трудится не один, а сообща с другими людьми. И отношения между людьми в обществе в конечном счете зависят от того, каковы орудия труда, и от умения человека пользоваться ими. Эти отношения зависят от того, кому принадлежат средства производства (всему обществу или отдельным лицам — рабовладельцам, феодалам, капиталистам). Значение этого гениального открытия исключительно велико. В области истории были найдены закономерности, такие же, как и в области естественных наук — наук о природе. Благодаря этому открытию люди могут теперь правильно понимать прошлое, правильно разбираться в настоящем и предугадывать пути дальнейшего развития человеческого общества. В первобытном обществе человек имел в своем распоряжении и палку, и каменное орудие. Люди сообща охотились, ловили рыбу, поддерживали огонь в очаге, строили свои жилища. Наши предки, следовательно, вынуждены были жить вместе, работать коллективно, чтобы не погибнуть. Они сообща владели территорией, на которой жили и охотились. Позже люди научились обрабатывать землю, но и в своем несложном сельском хозяйстве они работали совместно и делили между собой плоды своего труда. Эту первую, простейшую ступень общественной жизни мы теперь, следуя учению марксизма-ленинизма, называем первобытнообщинным строем. Но по мере того как совершенствовались орудия труда, положение стало меняться. Наступило время, когда настолько усовершенствовались орудия труда, что человек мог получать некоторый излишек продуктов сверх необходимого для его жизни. Тогда одни люди стали отбирать этот излишек у других. Пленных, должников, преступников стали обращать в рабов. И общество мало-помалу изменилось: в нем наряду со свободными людьми появились рабы. Так возникло рабовладельческое общество. Появилось два враждебных класса: класс эксплуататоров — рабовладельцев и класс эксплуатируемых — рабов. Чтобы сохранить рабовладельческий порядок, господствующему классу понадобилась армий, полиция, суд и другие средства принуждения. Так появилось государство эксплуататоров. В различные периоды истории государство эксплуататоров обслуживало интересы рабовладельцев, потом феодалов и, наконец, капиталистов. Классики марксизма-ленинизма установили, что существуют основные формы общественного развития — первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, для которого характерно бурное развитие техники и появление огромного класса наемных рабочих —пролетариев. С развитием капитализма растет и крепнет рабочий класс — могильщик этого строя. Маркс, Энгельс и Ленин установили, что человечество идет через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата к построению социалистического общества, а в дальнейшем — к коммунизму. Переход от одной ступени общественного развития к другой в обществе, разделенном на враждебные классы, совершается путем классовой борьбы и революций. В результате буржуазных революций утвердился капиталистический строй. Великая Октябрьская социалистическая революция была первой революцией пролетариата, установившей диктатуру пролетариата, положившей начало новому общественному строю — социалистическому. В этом ее всемирно-историческое значение. Рабочий класс России в союзе с трудовым крестьянством под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным захватил власть в свои руки и построил социалистическое общество, в котором нет эксплуатации и, следовательно, нет враждебных классов. Социализм, неизбежность которого была научно предсказана Марксом и Энгельсом, социализм, план построения которого был начертан Лениным, стал в Советском Союзе действительностью. Социалистическое общество постепенно переходит в коммунистическое с его принципом: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Некоторое время СССР был единственной социалистической страной. Социалистические революции в странах Европы и Азии привели к образованию мировой социалистической системы (см. т. 10 ДЭ, ст. «Мировая система социализма»). В наши дни национально-освободительное движение в колониях, ликвидируя колониализм, нанесло страшный удар по империализму. Победа национально-освободительных революций — самое важное явление после образования мировой системы социализма. Благодаря существованию мировой социалистической системы освободившиеся от колониального гнета народы могут миновать мучительный и длительный период капитализма. Перед молодыми национальными государствами открыты пути некапиталистического развития. На мировой арене все более проявляется перевес сил социализма над силами империализма. Основное содержание нашей эпохи составляет переход от капитализма к социализму. Неизбежная победа социализма и коммунизма во всем мире будет величайшей победой человечества за всю его историю. Полная победа коммунизма во всем мире неизбежна. Все это свидетельствует о великой научной силе и действенной роли творческого марксизма-ленинизма. Коммунистическая партия Советского Союза стремится воспитать все население в духе научного коммунизма, добивается, чтобы трудящиеся овладевали идеями марксистско-ленинского учения, строили жизнь по-коммунистически. Буржуазная историческая наука в наши дни в страхе перед неизбежным крушением капитализма старается доказать, что капиталистический строй вечен и всегда существовал, что история не знает никаких законов и является не наукой, а лишь своеобразным видом литературы. В этом томе кратко рассказывается об истории человечества от первобытнообщинного строя до Великой Октябрьской социалистической революции в России. В книге говорится о событиях, происшедших сотни тысяч лет назад и совсем недавних, современниками которых были наши дедушки и бабушки. Том 8 ДЭ — книга большая, но она не может заменить учебники по истории, которые должен изучить каждый школьник. Составители тома старались отобрать наиболее важные и интересные события из истории человеческого общества, которые полезно знать каждому. Без знания прошлого нельзя понять настоящего и совершенно невозможно правильно представить себе будущее. Читая этот том, вы узнаете, что труд создал человека. Без труда не может существовать никакое человеческое общество. В обществе с враждебными классами люди, создававшие все материальные и культурные ценности, жили в тяжелых, недостойных человека условиях, а всеми благами жизни пользовалось господствующее меньшинство населения. Но люди труда никогда не мирились с рабским положением и вели упорную борьбу за улучшение своей жизни. Поэтому вся прошлая история человеческого общества, от рабовладельческого до социалистического строя, была историей борьбы классов. Подлинным творцом истории является народ. Этим вопросам и посвящены многие страницы нашего тома. Обязательно ли читать эту книгу подряд, страницу за страницей? Нет. Тот, кто любит историю, вероятно, будет читать весь том. Можно знакомиться с отдельными статьями по интересующим вас вопросам или находить в книге необходимые справки, готовясь к урокам, экзаменам, занятиям в историческом кружке. Мы советуем читателям внимательно отнестись к справочному отделу. Это своеобразный ключ ко всей книге. Из раздела «Как работает историк» вы узнаете, как ведет свою работу историк-исследователь. Здесь есть словарь-указатель исторических событий, имен исторических деятелей и терминов (понятий), упомянутых в нашей книге, указаны страницы, на которых вы можете о них прочитать. Если вам понадобится узнать дату какого-либо важного события всемирной истории, посмотрите хронологическую таблицу. В статье «Что читать по истории» вы можете получить сведения о книгах по интересующим вас вопросам. Составители тома и авторы статей надеются, что наши
читатели полюбят историю и заинтересуются этой увлекательной наукой, без
знания которой не может обойтись ни один культурный человек. |
ПОИСК
Block title
|