. КАК РАЗВИВАЛАСЬ НАУКА О ВСЕЛЕННОЙ. АСТРОНОМИЯ В ДРЕВНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА. Астрономия в древности
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

КАК РАЗВИВАЛАСЬ НАУКА О ВСЕЛЕННОЙ. АСТРОНОМИЯ В ДРЕВНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА. Астрономия в древности

КАК РАЗВИВАЛАСЬ  НАУКА О ВСЕЛЕННОЙ. АСТРОНОМИЯ В ДРЕВНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА. Астрономия в древности

Астрономия — древнейшая наука. Она воз­никла, как указывал один из великих осново­положников научного коммунизма — Фридрих Энгельс, в связи с практическими потребно­стями людей.

Основным занятием древнейших народов было скотоводство и земледелие. Поэтому им нужно было иметь представление о явлениях природы, об их связи с временами года. Люди знали, что смена дня и ночи обусловлена вос­ходом и заходом Солнца. В древнейших госу­дарствах: Египте, Вавилонии, Индии и других— земледелие и скотоводство регулировались та­кими сезонными (т. е. повторяющимися в одни и те же времена года) явлениями природы, как разливы больших рек, наступление периода дождей, смена теплой и холодной погоды и т. д.

Давние наблюдения неба привели к открытию связи между сменой времен года и такими не­бесными явлениями, как изменение полуден­ной высоты Солнца в течение года, появление на небе с наступлением вечерней темноты яр­ких звезд.

Таким образом, еще в глубокой древности были заложены основы календаря, в котором основной мерой для счета времени стали сутки (смена дня и ночи), месяц (промежуток между двумя новолуниями) и год (время видимого пол­ного оборота Солнца по небу среди звезд). Календарь был необходим в первую очередь для того, чтобы с известной точностью рас­считывать время начала полевых работ. Еще в седой древности была установлена приблизи­тельная продолжительность года — 3651/4 су­ток. На самом деле продолжительность года (т. е. периода обращения Земли вокруг Солнца) составляет 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд— на 11 минут 14 секунд меньше, чем 365 1/4 су­ток. Эта «приблизительность» давала себя знать тем, что с течением времени календарь расхо­дился с природой; ожидаемые сезонные явле­ния наступали несколько раньше, чем они долж­ны были наступить по календарю. С каждым годом это расхождение увеличивалось, и нужны были наблюдения неба и земных явлений, чтобы постоянно уточнять календарь, «сближать» его с природой. Такие наблюдения и велись в неко­торых странах Древнего Востока.

С течением времени было обнаружено, что, кроме Солнца и Луны, есть еще пять светил, которые постоянно перемещаются по небу среди звезд. Эти «блуждающие» светила — плане­ты — впоследствии были названы Меркури­ем, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном. Наблюдения позволили также подметить на небе очертания наиболее характерных созвездий и установить периодичность наступления таких явлений, как солнечные и лунные затмения.

Наблюдая небесные явления на протяжении тысячелетий, люди еще не знали вызывающих их причин. Звезды и планеты они видели как светящиеся точки на небе, но об их действитель­ной природе, так же как и о природе Солнца и Луны, им ничего не было известно. Не понимая природы небесных светил, не зная законов раз­вития человеческого общества и истинной при­чины войн и болезней, люди обожествляли све­тила, приписывали им влияние на судьбы лю­дей и народов. Так возникла лженаука астро­логия, пытавшаяся предсказывать судьбы лю­дей по движениям небесных светил. Подлинная наука давно опровергла выдумки астрологии.

Наука и религия глубоко враждебны друг другу. Наука открывает законы природы и помогает людям на основе этих законов исполь­зовать природу в своих интересах. Религия, наоборот, всегда внушала людям чувство бес­помощности и страха перед природой. Она всегда опиралась не на знания, а на суеверия и предрассудки и мешала развитию науки. В древности, когда люди не знали законов при­роды, влияние религии и ее служителей — жре­цов — на народ было особенно сильным. Так как жрецы играли большую роль в хозяйственной и политической жизни древневосточных госу­дарств, они были заинтересованы в астрономи­ческих наблюдениях и широко использовали их; эти наблюдения им были нужны и для уста­новления дат религиозных праздников.

Однако хозяйственный уклад древних го­сударств с их примитивным земледелием, ско­товодством и ремеслом, основанным на ручном труде рабов, не требовал еще сколько-нибудь высокого развития науки и техники. Поэтому астрономические наблюдения, проводившиеся в государствах Древнего Востока — Египте, Вави­лонии, Индии — на протяжении многовековой истории, не могли привести к созданию астрономии как науки, способной объяснить устройст­во Вселенной.

Однако уже тогда астрономы стран Древнего Востока достигли больших успехов в своих наблю­дениях неба, научились предсказывать насту­пление затмений и настойчиво следили за дви­жением планет.

Задолго до нашей эры астрономы состав­ляли так называемые звездные каталоги — списки наиболее ярких звезд с указанием их положения на небе.

Астрономические знания, накопленные в Египте и Вавилоне особенно в VI—V вв. до н. э., заимствовали древние греки. В древ­ней Греции имелись более благоприятные условия для развития науки.

Первые греческие ученые в это время пыта­лись доказать, что Вселенная существует без участия божественных сил. Греческий фило­соф Фалес в VI в. до н. э. учил, что все сущест­вующее в природе — и Земля к небо — возник­ло из одного «первоначального» элемента — воды. Другие ученые считали таким «первоначальным» элементом огонь или воздух. В VI в. до н. э. греческий философ Гераклит высказал гениальную мысль, что Вселенная никогда ни­кем не была создана, она всегда была, есть и будет, что в ней нет ничего неизменного — все движется, изменяется, развивается. Эта замеча­тельная мысль Гераклита впоследствии легла в основу подлинной науки, изучающей законы развития природы и человеческого общества.

Многие греческие ученые, однако, наивно полагали, что Земля — самое крупное тело во Вселенной и находится в ее центре. При этом они вначале считали Землю неподвижным плоским телом, вокруг которого обращаются Солн­це, Луна и планеты.

Позднее, систематически наблюдая природу, ученые пришли к выводу, что Вселенная и Земля, на которой мы живем, устроены гораздо сложнее, чем это представ­ляется неискушенному наблюдателю. В конце VI в. до н. э. Пифагор впервые, а за ним в V в. Парменид высказали предположение, что Земля — тело не плоское, а шарообразное.

Крупным достижением науки было учение греческих философов Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что все существующее со­стоит из мельчайших частиц материи — атомов и что все явления природы совершаются без какого-либо участия богов и других сверхъесте­ственных сил.Позднее, в IV в. до н. э., с изложением своих взглядов на устройство Вселенной вы­ступил Аристотель —величайший из ученых и философов Греции. Аристотель занимался всеми науками, которые были известны в ту эпоху, — физикой, минералогией, зоологией и др. Он много занимался также вопросами формы Земли и ее положения во Вселенной. При помощи остроумных соображений Аристотель доказал шарообразность Земли. Он утверждал, что лунные затмения происходят, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей. На ди­ске Луны мы видим край земной тени всегда круглым. И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шарообразную форму.

Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шарообразна и что шарообразны, по-видимому, все небесные тела.

В то же время Аристотель считал Землю центром Вселенной, крупнейшим ее телом, во­круг которого обращаются все небесные тела. Вселенная, по мнению Аристотеля, имеет конеч­ные размеры — ее как бы замыкает сфера звезд. Своим авторитетом, который и в древности, и в средние века считался непререкаемым, Аристо­тель закрепил на много веков ложное мнение, что Земля — неподвижный центр Вселенной. Это мнение разделяли и позднейшие греческие ученые. В дальнейшем его приняла как непре­ложную истину христианская церковь.

Впоследствии, уже в XVIII в., великий рус­ский ученый М. В. Ломоносов, всю жизнь стра­стно боровшийся за торжество науки над суе­верием, оглядываясь на прошлые века, писал, что в течение многих веков «идолопоклонниче­ское суеверие держало астрономическую Землю в своих челюстях, не давая ей двигаться».

Однако и в Греции после Аристотеля неко­торые передовые ученые высказывали смелые и правильные догадки об устройстве Вселенной.

Живший в III в. до н. э. Аристарх Самосский считал, что Земля обращается вокруг Солнца. Расстояние от Земли до Солнца он оп­ределил в 600 диаметров Земли. На самом деле это расстояние в 20 раз меньше действитель­ного, но по тому времени и оно казалось нево­образимо огромным. Однако это расстояние Ари­старх считал ничтожным по сравнению с рас­стоянием от Земли до звезд. Эти гениальные мысли Аристарха, через много веков подтверж­денные открытием Коперника, не были поняты современниками. Аристарха обвинили в безбо­жии и осудили на изгнание, а его правильные догадки были забыты.

В конце IV в. до н. э. после походов и за­воеваний Александра Македонского греческая культура проникла во все страны Ближнего Востока. Возникший в Египте город Александ­рия стал крупнейшим культурным центром. В Александрийской академии, объединявшей ученых того времени, в течение нескольких веков велись астрономические наблюдения уже при помощи угломерных инструментов. Алек­сандрийские астрономы достигли большой точ­ности в своих наблюдениях и внесли много но­вого в астрономию.

В III в. до н. э. александрийский ученый Эратосфен впервые определил размеры земного шара (см. том 1 ДЭ).

Во II в. до н. э. великий александрийский астроном Гиппарх, используя уже накоплен­ные наблюдения, составил каталог более чем 1000 звезд с довольно точным определением их положения на небе. Гиппарх разделил зве­зды на группы и к каждой из них отнес звезды примерно одинакового блеска. Звезды с наи­большим блеском он назвал звездами первой величины, звезды с несколько меньшим бле­ском — звездами второй величины и т. д. Гиппарх ошибочно считал, что все звезды находят­ся от нас на одинаковом расстоянии и что раз­ница в их блеске зависит от их размеров.

В действительности дело обстоит иначе: звезды находятся на различных расстояниях от нас. Поэтому звезда огромных размеров, но находящаяся на очень большом расстоянии от нас, будет по своему блеску казаться звездой далеко не первой величины. Наоборот, звезда первой величины может быть по своим разме­рам весьма скромной, но находиться сравнитель­но близко от нас. Однако гиппарховы «величи­ны» как обозначение видимого блеска звезд сохранились до нашего времени.

Гиппарх правильно определил размеры Луны и ее расстояние от нас. Сопоставляя результаты личных наблюдений и наблюдений своих пред­шественников, он вывел продолжительность солнечного года с очень малой ошибкой (только на 6 минут).

Позднее, в I в. до н. э., александрийские астрономы участвовали в реформе календаря, предпринятой римским диктатором Юлием Це­зарем. Этой реформой был введен календарь, действовавший в Западной Европе до XVI—XVIII вв., а в нашей стране — до Великой Ок­тябрьской социалистической революции.

Гиппарх и другие астрономы его времени уделяли много внимания наблюдениям за дви­жением планет. Эти движения представлялись им крайне запутанными. В самом деле, направле­ние движения планет по небу как будто перио­дически меняется — планеты как бы описывают по небу петли. Эта кажущаяся сложность в дви­жении планет вызывается движением Земли во­круг Солнца — ведь мы наблюдаем планеты с Земли, которая сама движется. И когда Земля «догоняет» другую планету, то кажется, что планета как бы останавливается, а потом дви­жется назад. Но древние астрономы, считавшие Землю неподвижной, думали, что планеты дей­ствительно совершают такие сложные движения вокруг Земли. Во II в. н. э. александрийский астроном Пто­лемей выдвинул свою «систему мира». Он пы­тался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.

Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более до звезд, Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля — неподвижный центр Вселенной. Так как Пто­лемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентри­ческой1.

Вокруг Земли, по Птолемею, движутся (в по­рядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звез­ды. Но если движение Луны, Солнца, звезд правильное круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Зем­ли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре ко­торого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли,— деферентом.

Трудно представить себе, чтобы в природе могли совершаться такие запутанные движения, да еще вокруг воображаемых точек. Такое искусственное построение потребовалось Пто­лемею для того, чтобы, основываясь на ложном представлении о неподвижности Земли, распо­ложенной в центре Вселенной, объяснить ви­димую сложность движения планет.

Птолемей был блестящим для своего време­ни математиком. Но он разделял взгляд Ари­стотеля, который считал, что Земля неподвиж­на и только она может быть центром Вселенной.Система мира Аристотеля — Птолемея ка­залась современникам правдоподобной. Она да­вала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время — это было необхо­димо для ориентировки в пути во время путеше­ствий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет.

Геоцентрическая система мира Птолемея появилась в то время, когда и Египет и Греция уже были завоеваны Римом. Потом пришла в упадок Римская империя, к которому ее при­вели изживший себя рабовладельческий строй, войны и нашествия других народов. Наряду с разрушением огромных городов истреблялись памятники греческой науки. На смену рабовладельческому строю при­шел феодальный строй. Христианская религия, распространившаяся к этому времени в стра­нах Европы, признала геоцентрическую систе­му мира согласной со своим учением.

В основу своего миропонимания христиан­ство положило библейскую легенду о сотворе­нии мира богом за шесть дней. По этой легенде Земля является «средоточием» Вселенной, а не­бесные светила созданы для того, чтобы осве­щать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство беспощадно преследовало. Система мира Ари­стотеля — Птолемея, ставившая Землю в центр мироздания, как нельзя лучше отвечала хри­стианскому вероучению, хотя многие «отцы церк­ви» отказывались признавать именно те положе­ния этой системы мира, которые были верными, например положение о шарообразности Земли. В христианских странах получило признание и широко распространилось «учение» монаха Козьмы Индикоплова, считавшего Землю пло­ской, а небо как бы «крышкой» над ней. Это учение было возвращением к самым примитив­ным представлениям древнейших народов об устройстве Вселенной.

 

1 Гео — по-гречески «земля».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ